г. Москва |
|
04 июля 2022 г. |
Дело N А40-210990/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
И.А.Чеботаревой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.03.2022 по делу N А40-210990/21 (139-1640)
по заявлению НИЦ "Курчатовский институт"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: 1) ТУ Росимущества в г.Москве; 2) ООО "Геотоп"
о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Морозков С.В. по дов. от 17.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление) о признании незаконным решения от 10.09.2019 N 77/19-117567 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, о возложении обязанности поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект недвижимости, расположенный по адресу: г.Москва, пл.Академика Курчатова, дом 1, строение 341.
Решением суда от 14.03.2022 заявленные требования удовлетворены; суд обязал ответчика произвести соответствующие регистрационные действия.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебное заседание заинтересованное лицо и третьи лица своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 10.08.2018 на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0011001:23, расположенный по адресу: г.Москва, пл.Академика Курчатова, вл.1, следует, что данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и предоставлен заявителю в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации научно-производственных зданий и сооружений.
Территориальное управление Росимущества в г.Москве обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 27.05.2019 N 77/007/239/2019-1676 и о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 27.05.2019 N 77-0-1-71/3141 /2019-374, расположенного по адресу: г.Москва, пл.Академика Курчатова, дом 1, строение 341 (далее -объект недвижимости).
10.09.2019 Управлением Росреестра по Москве вынесено решение N 77/19- 117567 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Не согласившись с отказом государственного регистратора, посчитав его неправомерным и подлежащим отмене, заявитель обратился в суд.
Суд правильно посчитал, что предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок обжалования решения Управления заявителем соблюден.
Как верно указано судом, так как решением Управления отказано в осуществлении кадастрового учета и, соответственно, регистрации права собственности РФ на объект недвижимости, то заявитель, в свою очередь, лишен возможности зарегистрировать право оперативного управления на объект, а значит, в силу ч.1 ст.198 АПК РФ наделен правом на обжалование данного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Управлением Росреестра по Москве отказано в государственном кадастровом учете и регистрации права собственности ввиду того, что в материалы реестрового дела не представлены какие-либо правоустанавливающие документы, представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требования к подготовке технического плана, технический план изготовлен без использования необходимых документов.
Как усматривается из материалов дела, на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации были предоставлены документы, подтверждающие отнесение объекта недвижимости к федеральной собственности: Выписка из реестра федерального имущества от 21.06.2018, инвентарная карточка от 16.05.2019, выписка из ЕГРН от 10.08.2018 на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0011001:23 по адресу: г.Москва, пл.Академика Курчатова, вл.1, на котором расположен объект недвижимости.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях закреплены в ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно п.6.2 указанной статьи в срок до 1 января 2025 года в отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и не указанных в части 6.1 настоящей статьи, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании выписки из реестра государственного или муниципального имущества.
Согласно пункту 18 Положения об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра.
В соответствии с пунктом 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложениях 1 и 2 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности. К указанным объектам в том числе относятся предприятия атомного и энергетического машиностроения, объекты оборонного производства, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений указанные объединения.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности (абз.2 п.3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1).
НИЦ "Курчатовский институт" относится к данным объектам, что подтверждается сведениями о видах экономической деятельности, указанных в выписке из ЕГРЮЛ: научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, производство ядерного топлива, производство электроэнергии атомными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций, производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования и т.д.
В соответствии со ст.132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем НИЦ "Курчатовский институт" является Российская Федерация.
В силу абз.2 п.1 ст.123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества, созданного им учреждения.
Таким образом, в силу закона Российская Федерация является собственником спорного строения, входящего в состав имущественного комплекса заявителя.
Как обоснованно указано судом, в оспариваемом отказе Управления Росреестра по Москве от 10.09.2019 перечислены многочисленные требования к техническому плану, установленные Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Вместе с тем, в уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав причины отказа должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278).
Следует согласиться, что из перечисленных Управлением нарушений нормативных требований к техническому плану невозможно без дополнительных разъяснений понять, какие конкретные действия необходимо совершить для их устранения, а значит, решение Управления нельзя считать законным и обоснованным.
Требование Управления о предоставлении акта уполномоченного органа о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, проектной документации либо в силу ч.1 ст.71 Закона N 218-ФЗ технического паспорта объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года, является неисполнимым, так как указанными документами заявитель не располагает.
Как указал Заявитель, он располагает: техническим паспортом Савеловского ТБТИ города Москвы от 21.11.2013 года; поэтажным планом Савеловского ТБТИ города Москвы от 23.11.2013; вышеуказанной Картой 1.2 реестра федерального имущества от 23.09.2008; ответом от 20.05.2016 Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Центральный государственный архив города Москвы" об отсутствии технической документации на строительство объекта недвижимости (строение 341); справкой от 21.12.2011 службы адресного реестра МосгорБТИ о регистрации адреса объекта на основании распоряжения префекта СЗАО города Москвы от 02.11.2011 N 1197-рп.
Согласно ч.8 ст.29 Закона N 218-ФЗ при государственном кадастровом учет и (или) государственной регистрации прав орган регистрации прав наделен полномочиями запрашивать посредством межведомственных запросов необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), однако, при рассмотрении заявлений Территориального управления Росимущества в г.Москве от 07.08.2019 данные действия Управлением не были совершены, что свидетельствует о формальном подходе Управления Росреестра по Москве к регистрации права собственности Российской Федерации.
При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст.21 Федерального закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что Территориальным управлением Росимущества в г.Москве при обращении в Управление Росреестра по Москве были полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для приведения регистрационных действий, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для отказа в государственном кадастровом учете.
Принятое решение Управление Росреестра по Москве нарушает права и законные интересы НИЦ "Курчатовский институт" как правообладателя спорного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований НИЦ "Курчатовский институт" и обязании Управления Росреестра по Москве в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации путем совершения соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2022 по делу N А40-210990/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210990/2021
Истец: ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ГЕОТОП", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ