город Ростов-на-Дону |
|
07 июля 2022 г. |
дело N А32-14011/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МКУ г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2022 по делу N А32-14011/2021
по иску МКУ г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта"
к ответчику - ООО "Престиж"
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Престиж" о взыскании пени в размере 59996 руб. 68 коп.
Решением от 26.04.2022 в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано тем, что между сторонами заключен муниципальный контракт от 18.05.2020 N 119420000605-ЭА на выполнение работ по ремонту подземного пешеходного перехода. В ходе выполнения работ подрядчик уведомил заказчика об обнаружении недостатков конструкции подземного пешеходного перехода, в связи с чем увеличен срок выполнения работ. Подрядчиком работы выполнены в полном объеме, приняты заказчиком без претензий и возражений, что сторонами не оспаривается. Вина подрядчика в увеличении сроков производства работ судом не установлена. Руководствуясь частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783), начисленная заказчиком неустойка подлежит списанию ввиду того, что общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ответчиком допущена просрочка выполнения работ на 50 дней. Вывод суда о наличии у истца обязанности по списанию начисленной неустойки необоснован. Дополнительным соглашением от 13.10.2020 стороны изменили цену контракта.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Престиж" просит оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 18.05.2020 между МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (заказчик) и ООО "Престиж" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 119420000605-ЭА (т. 1 л.д. 8-13), по условиям которого подрядчик обязался согласно техническому заданию заказчика (приложение N 1 к контракту), ведомости объемов работ (приложение N 2 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, выполнить работы по объекту: "Ремонт подземного пешеходного перехода на пересечении ул. Старокубанская и ул. Ставропольская в г. Краснодаре", а заказчик обязался осуществить технический надзор и контроль за производством работ, принять результат выполненных работ и оплатить подрядчику обусловленную цену в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году (пункт 1.1 контракта).
Цена контракта составляет 24649171 рублей (пункт 2.1 контракта).
По условиям пункта 3.1 контракта срок выполнения работ устанавливается с момента заключения муниципального контракта по 25.08.2020 включительно.
В случае невозможности завершения работ в срок, указанный в пункте 3.1 контракта, в течение трех дней подрядчик обязан письменно уведомить об этом заказчика с указанием причин задержки выполнения работ (пункт 6.1.9 контракта).
Заказчик производит оплату выполненных работ в пределах утвержденных бюджетных ассигнований в течение 30 дней с даты подписания документов о приемке (акта о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3) (пункт 2.5 контракта).
Заказчик в течение 6 рабочих дней с даты представления подрядчиком актов форм КС-2, КС-3, КС-6 и КС-6А обязан их проверить и подписать, а в случае не подписания направить в те же сроки в адрес подрядчика мотивированный отказ. Мотивированный отказ должен содержать перечень выявленных недостатков, обоснования несоответствия выполненных работ условиям контракта, а также срок устранения выявленных недостатков, который не должен превышать 3 рабочих дней с даты получения подрядчиком мотивированного отказа (пункт 7.4 контракта).
Согласно пункту 12.3 контракта, в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в том числе предусмотренного частью 30 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (пункт 12.3.1 контракта).
Во исполнение названного контракта, подрядчик выполнил работы в полном объеме, что подтверждается представленными актами о приемке выполненных работ (КС-2) от 22.06.2020 N 1, от 29.07.2020 N 2, от 25.08.2020 N 3, от 14.09.2020 N 4, от 14.10.2020 N 5 и справками о стоимости выполненных работ (КС-3) от 22.06.2020 N 1, от 29.07.2020 N 2, от 25.08.2020 N 3, от 14.09.2020 N 4, от 14.10.2020 N 5 (т. 1 л.д. 15-42).
Дополнительным соглашением от 13.10.2020 N 1 цена контракта уменьшена с 24649171 руб. 60 коп. до 24648985 рублей (т. 1 л.д. 14).
По платежным поручениям от 29.06.2020 N 229519, от 04.08.2020 N 282369, от 03.09.2020 N 343358, от 23.09.2020 N 370347, от 21.10.2020 N 426376, заказчиком оплачены работы стоимостью 24648995 рублей (т. 1 л.д. 19, 24, 29, 33, 43).
Ссылаясь на то, что подрядчиком нарушен срок выполнения работ по контракту, МКУ г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Как указано ранее, во исполнение условий контракта, подрядчик выполнил работы в полном объеме, что подтверждается представленным актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ (т. 1 л.д. 15-42).
Заказчиком работы оплачены в полном объеме, претензий и замечаний в отношении выполненных работ не заявлено.
МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" заявлено требование о взыскании пени в размере 59996 руб. 68 коп. за нарушение срока выполнения работ, период начисления неустойки с 26.08.2020 по 14.10.2020 (50 дней).
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в том числе предусмотренного частью 30 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (пункт 12.3.1 контракта).
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что ответчиком допущена просрочка выполнения работ на 50 дней.
Судом первой инстанции установлено, что согласно графику производства работ, в июне 2020 года подрядчиком должен производиться демонтаж временных сооружений внутри пешеходного перехода, прочих конструкций. В ходе выполнения данных работ подрядчиком обнаружены недостатки в конструкции подземного пешеходного перехода, а именно: протекание потолка и стен во время выпадения осадков и при поливе газона (отзыв - т. 1 л.д. 76-80).
Согласно представленным ООО "Престиж" письмам (N 32/20 от 25.06.2020, N 3193 от 09.07.2020, N 3239 от 13.07.2020, N 58/20 от 07.08.2020, 64/20 от 21.08.2020 - т. 1 л.д. 81-97) подрядчик уведомил заказчика о выявленных недостатках. С момента предупреждения до момента прекращения обстоятельств, создающих невозможность завершения работ, прошло 56 дней, что является основанием для увеличения срока выполнения работ на период устранения недостатков конструкции пешеходного перехода.
Письмом N 32/20 от 25.06.2020 подрядчик уведомил заказчика о выявленных недостатках, а также сообщил, что в выявленных дефектах местах невозможно производить работы по оштукатуриванию и облицовке плиткой. К данному письму подрядчиком приложена пояснительная записка от индивидуального предпринимателя Офицеровой Е.С., которая в последующем стала подрядчиком по устройству гидроизоляции стен и перекрытия.
Письмом N 3193 от 09.07.2020 учреждение запросило у подрядчика информацию о ценах на выполнение вышеуказанных работ. В ответ на данный запрос обществом направлено коммерческое предложение N 39/20 от 10.07.2020 о стоимости данных работ.
Письмом N 3239 от 13.07.2020 учреждение уведомило подрядчика о проработке вопроса по заключению муниципального контракта на устройство гидроизоляции.
Письмом N 58/20 от 07.08.2020 общество уведомило учреждение о том, что по состоянию на 07.08.2020 работы по гидроизоляции не завершены, что является причиной невозможности завершения работ по оштукатуриванию стен в объеме 130 кв.м, по устройству плиточного покрытия стен в объеме 300 кв.м, устройству плиточного покрытия пола в полном объеме, так как это является финишным покрытием, по монтажу подвесного потолка.
Письмом N 64/20 от 21.08.2020 общество уведомило учреждение о сдвигах окончания сроков выполнения работ в связи с окончанием работ по гидроизоляции стен и перекрытий - 19.08.2020.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции о продлении срока выполнения работ на срок устранения дефектов конструкции спорного объекта, обоснован.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начисленная неустойка в любом случае подлежит списанию.
Согласно части 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (пени, штрафов), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 годах и 2020 обязательств, предусмотренных контрактом" утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
По расчету истца размер пени за период с 26.08.2020 по 14.10.2020 составил 59996 руб. 68 коп.
Судом первой инстанции установлено, что заявленные требования составляют 0,24 %, что не превышает 5 % от цены контракта.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что списание неустойки неправомерно, поскольку сторонами изменено существенное условие контракта о цене работ.
Как видно из материалов дела, сторонами 13.10.2020 подписано дополнительное соглашение N 1 к контракту, в котором стоимость контракта уменьшена с 24649171 руб. 60 коп. до 24648985 рублей (т. 1 л.д. 14).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Условиями дополнительного соглашения от 13.10.2020 N 1 стороны изменили стоимость работ по контракту. Стороны фактически не меняли условий контракта, а зафиксировали иную стоимость в сторону уменьшения.
В рассматриваемом случае заключение дополнительного соглашения не является изменением условий контракта в том понимании, которое заложено законодателем в подпункте "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783. Стоимость работ по контракту в соответствии с дополнительным соглашением от 13.10.2020 N 1 уменьшена на 186 руб. 60 коп., то есть определена исходя из фактического объема и стоимости выполнения работ, при этом результат работ достигнут, по качеству и объему выполненных работ разногласий между сторонами не имеется.
Доказательств заключения дополнительного соглашения в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, невозможностью исполнения контракта без изменения его условий, обращения подрядчика к заказчику с указанием на невозможность исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, в материалы дела не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что взыскиваемая неустойка подлежит списанию, правомерен.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2022 по делу N А32-14011/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14011/2021
Истец: МКУ МО г.Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта", Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта"
Ответчик: ООО "Престиж"