г. Ессентуки |
|
08 июля 2022 г. |
Дело N А63-19171/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Демченко С.Н., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Газаевой Л.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединение котельных курорта" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2022 по делу N А63-19171/2021, принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Объединение котельных курорта", г. Ессентуки (ОГРН 1022601220080, ИНН 2626027362) к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г. Ставрополь (ОГРН 1072635017575, ИНН 2635105024), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь (ОГРН 1152651000512, ИНН 2636206829) об определении размера компенсации, при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Объединение котельных курорта" Бадалян А.А. (доверенность от 10.01.2022), представителей Региональной тарифной комиссии Ставропольского края Корневой М.А. (доверенность от 01.06.2022), Малявко Е.А. (доверенность от 01.07.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Объединение котельных курорта" (далее - ООО "Объединение котельных курорта", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее - РТК СК, тарифная комиссия, ответчик) об определении размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в случае продолжения эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей по требованию органа местного самоуправления (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) за 2020 год в размере 2 531 692 руб. 00 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее - министерство).
Решением суда от 04.04.2022 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции установив, что удовлетворение исковых требований истца может привести к двойному финансированию убытков по котельной N 1 (за счет бюджетных средств и тарифных источников), что противоречит требованиям федерального законодательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ООО "Объединение котельных курорта".
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Объединение котельных курорта" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
От РТК СК поступил отзыв и дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Объединение котельных курорта" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, дополнений и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2022 по делу N А63-19171/2021 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником источника тепловой энергии - котельной N 1, расположенной по адресу: г. Железноводск, ул. Ленина, д. 6, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.11.2018.
Тепловая энергия, вырабатываемая указанной котельной, поставляется потребителям.
В связи с тем, что дальнейшая эксплуатация котельной для теплоснабжения потребителей по схеме теплоснабжения стала экономически неэффективной для общества, им принято решение о выводе из эксплуатации источников тепловой энергии с 17.02.2020.
Письмом от 23.05.2019 N 01-336 общество уведомило министерство о предстоящем выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей.
Письмом от 04.07.2019 N 7173/02 министерство потребовало от общества приостановить вывод из эксплуатации источника тепловой энергии на срок не более 3 года из-за угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей.
Письмом от 03.08.2019 N 01-404 общество обратилось в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения - РТК СК для определения и согласования размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков.
Письмом от 21.08.2020 N 01-05/2296 РТК СК представила разногласия к расчету размера некомпенсируемых финансовых убытков, обусловленных приостановлением вывода из эксплуатации котельной, расположенной по адресу: г. Железноводск, ул. Ленина 6 (далее - котельная N 1).
Размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков за 2019 год составил 1 213 570 руб. с разбивкой на кварталы: I квартал - 347 410 руб.; II квартал - 304 170 руб.; III - 228 990 руб.; IV - 333 010 руб.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-10212/2020 обществу отказано в удовлетворении требований о взыскании с министерства компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в размере 553 532,94 руб., возникших в период с 04.07.2019. по 31.12.2019.
ООО "Объединение котельных курорта" направило в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края расчет корректировки размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков за 2020 год по котельной N 1 с ежеквартальной разбивкой.
По расчету общества, некомпенсируемые финансовые убытки за 2020 год составили 2 531 692,00 руб.: I квартал- 1 003 413,00 руб.; II квартал - 502 808,00 руб.; III квартал-383 185,00 руб.; IV квартал - 642 286,00 руб.
Письмом от 10.06.2021 N РТК-02-06/1541 тарифная комиссия в ответ на обращение общества указала, что рассмотрение расчета размера компенсации убытков, возникших в 2020 году в связи с приостановлением вывода из эксплуатации источников тепловой энергии, невозможно, поскольку названные действия будут противоречить срокам и порядку, определенными Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889).
ООО "Объединение котельных курорта", полагая, что в соответствии с абзацем 3 пункта 19 Правил N 889, в случае наличия разногласий по размеру компенсации между органом местного самоуправления, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии и тепловых сетей размер компенсации определяется судом, обратилось в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
На основании части 4 статьи 21 Закона N 190-ФЗ собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 21 Закона N 190-ФЗ).
Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей установлен в Правилах N 889.
В пункте 16 названных Правил закреплено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Согласно пункту 18 Правил N 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
В случае если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 19 Правил N 889).
Размер возмещения некомпенсируемых финансовых убытков определяется с учетом ежеквартальной разбивки как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Размер компенсации подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Для определения размера компенсации расчет размера компенсации направляется владельцем объекта в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в течение 20 календарных дней со дня принятия решения о приостановлении вывода объекта из эксплуатации. Указанный орган обязан рассмотреть расчет и направить согласование или разногласия в течение 30 дней со дня получения расчета.
Как следует из материалов дела, ООО "Объединение котельных курорта" в соответствии с требованиями Правил N 889 произвело согласование вывода из эксплуатации котельной N 1.
В связи с принятием министерством решения о приостановке вывода вышеуказанного источника теплоснабжения, ООО "Объединение котельных курорта" письмом от 23.07.2019 N 01-442 направило на согласование размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков за 2019 год, возникающих после продолжения эксплуатации котельной N 1.
В свою очередь, тарифная комиссия, руководствуясь абзацем 2 пункта 19 Правил N 889 письмом от 21.08.2019 N 01-05/2296 направила истцу и министерству разногласия к расчету размера некомпенсируемых финансовых убытков истца, обусловленных приостановлением вывода из эксплуатации котельной N 1.
Поскольку между министерством и ООО "Объединение котельных курорта" не было заключено соглашение о порядке выплаты за 2019 год убытков, связанных с приостановлением вывода из эксплуатации котельной N 1, истец обратился в суд с исковым заявлением к министерству о взыскании компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в размере 553 532,94 руб., возникших в период с 04.07.2019 по 31.12.2019.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-10212/2020 обществу отказано в удовлетворении требований о взыскании с министерства компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в размере 553 532,94 руб., возникших в период с 04.07.2019 по 31.12.2019. Судом было установлено, что убытки, подлежащие компенсации из бюджета, должны быть определены с даты, после которой котельная N 1 продолжила вынужденную работу на основании требования министерства (с даты предполагаемого вывода из эксплуатации, указанной в уведомлении). При этом, расчет возникающих убытков, направленный истцом на согласование в тарифную комисиию был произведен исключительно на 2019 год без учета последующих периодов приостановления вывода из эксплуатации котельной N 1.
В целях согласования убытков за 2020 год, возникших в период вынужденной эксплуатации котельной N 1, ООО "Объединение котельных курорта" письмом от 03.06.2021 N 235-э направило расчет в тарифную комиссию.
По итогам рассмотрения названного обращения РТК СК письмом от 10.06.2021 N РТК-02-06/154Ц указало следующее. По информации, находящейся в распоряжении тарифной комиссии, решение о приостановлении вывода из эксплуатации котельной N 1 принято министерством 04.07.2019. Учитывая вышеизложенное, рассмотрение РТК СК представленного ООО "Объединение котельных курорта" расчета размера компенсации убытков, возникших в 2020 году в связи с приостановлением вывода из эксплуатации источников тепловой энергии невозможно, поскольку названные действия будут противоречить срокам и порядку, определенными Правилами N 889. Также в письме от 10.06.2021 N РТК-02-06/154Ц РТК СК сообщило обществу Правилами N 889 предусмотрена возможность определения размера компенсации убытков в судебном порядке в случае наличия разногласий по размеру компенсации между органом местного самоуправления, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии и тепловых сетей. Кроме того, итоги деятельности организации в 2020 году будут определены при тарифном регулировании на 2022 год и учтены в тарифах на коммунальные ресурсы в соответствии с законодательством в сфере ценообразования.
Ответчик в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу указал, что одновременно с процессом по взысканию убытков истцом проводилась работа по подготовке документов для тарифного регулирования на 2022 год и передаче котельной N 1 в собственность Ставропольского края.
01.05.2021 ООО "Объединение котельных курорта" представило предложение о тарифном регулировании на 2022 год, в состав которого были включены расходы общества по итогам деятельности с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Государственное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы в отношении общества на 2022 года осуществлено с применением метода индексации установленных тарифов путем корректировки долгосрочных тарифов на период 2019-2023 годов.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, тарифная комиссия ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
При долгосрочном регулировании для случаев формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов пунктами 51 и 52 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э), предусмотрен расчёт размера корректировки необходимой валовой выручки (НВВ), осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, по формуле (22), с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения. Порядок расчёта размера корректировки НВВ по результатам предшествующего периода регулирования детализирован пунктами 55 и 56 Методических указаний N 760-э.
Таким образом, в рамках тарифного регулирования тарифная комиссия ежегодно подводит итоги деятельности регулируемых организаций, включая ООО "Объединение котельных курорта", с учетом фактически сложившихся экономически обоснованных расходов. При этом, как следует из представленных в материалы дела документов, результат деятельности ООО "Объединение котельных курорта" определен РТК СК в целом для организации; отдельно итоги работы в отношении каждого источника тепловой энергии не определялись.
Как следует из приложения 2.17 к протоколу заседания правления РТК СК от 14.12.2021 N 73 общая суммарная величина недополученного дохода (выпадающих доходов) за 2020 год ООО "Объединение котельных курорта" признана экономически обоснованной в размере 12 874,46 тыс. руб.
По итогам деятельности ООО "Объединение котельных курорта" в 2020 году в РТК СК представлена финансовая и иная отчетность, с учетом показателей котельной N 1, в том числе тепловой баланс.
В приложении 2.17 к протоколу заседания правления РТК СК от 14.12.2021 N 73 отражено, что по итогам деятельности в 2020 году потери тепловой энергии признаны экономически обоснованными в размере 15264,75 Гкал, в целом по организации с учетом потерь по котельной N 1 - 601,93 Гкал (стр. 4). Также указано, что доказательством учета потерь и иных показателей котельной N 1 в итогах 2020 года может служить более низкий плановый показатель, принятый на 2022 год в размере 11557,68 Гкал без учета данного производственного объекта, т.к. уже не эксплуатировался истцом ввиду передачи в краевую собственность (стр. 1-2).
Итоговая величина затрат на энергетические ресурсы, признанная экономически обоснованной за 2020 год, сложилась на уровне 93 892,77 тыс. руб. В случае если показатели по котельной N 1 не учитывались бы в расчете, как указывает ответчик, данная величина составила бы 89 052,78 тыс. руб.
В материалы дела также представлены ведомости амортизации основных средств за 2020 год на сумму 5905,52 тыс. руб., в состав затрат по названной статье включены расходы по основным средствам, относимым к котельной N 1. Поскольку в течение 2020 года котельная N 1 эксплуатировалась истцом, отклонение расходов по названному источнику теплоснабжения может быть расценено как нарушение порядка ценообразования. Согласно приложению 2.17 к протоколу заседания правления РТК СК от 14.12.2021 N 73, плановый показатель по названной статье затрат составил 3 962,00 тыс.руб. (стр. 2).
Судебная коллегия также принимает во внимание, что справка-расчет по налогу на имущество 2020 года составлена на сумму 1 256,05 тыс.руб., плановый показатель 2022 года составил 818,88 тыс.руб.
Иные затраты, включая фонд оплаты труда работников ООО "Объединение котельных", социальные отчисления от фонда, обще-хозяйственные затраты, расходы на проведение ремонтных работ также были сформированы с учетом котельной N 1.
Таким образом, минимальная величина расходов по котельной N 1, учтенная при подведении итогов деятельности истца в 2020 году, составляет 5819,22 тыс.руб.
Согласно пункту 13 Основ N 1075, а также пунктам 49 и 12 Методических указаний N 760-э, средства на компенсацию выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении тарифов, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования. То есть компенсация выпадающих доходов осуществляется путём включения соответствующих средств в НВВ регулируемой организации в последующих периодах регулирования. Такая компенсация может осуществляться поэтапно, с распределением на три периода регулирования.
При таких обстоятельствах следует признать, что при тарифном регулировании на 2022 год в состав тарифов на тепловую энергию истца включен недополученный доход за 2020 год в размере 838,00 тыс.руб. Оставшаяся величина недополученного дохода отложена для учета при тарифном регулировании на 2023 и 2024 годы.
С учетом изложенного, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что удовлетворение исковых требований общества может привести к двойному финансированию убытков по котельной N 1 (за счет бюджетных средств и тарифных источников).
Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что само по себе не является основанием для признания решения необоснованным, в связи с чем, апелляционный суд полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на надлежащим образом проверенных и оцененных судом обстоятельствах и доказательствах по делу, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2022 по делу N А63-19171/2021 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.04.2022 по делу N А63-19171/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19171/2021
Истец: ООО "ОБЪЕДИНЕНИЕ КОТЕЛЬНЫХ КУРОРТА"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ ТАРИФНАЯ КОМИССИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ