г. Москва |
|
08 июля 2022 г. |
Дело N А40-201548/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
ИП Чаптыкова Анатолия Степановича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2022 по делу N А40-201548/21
по заявлению ИП Чаптыкова Анатолия Степановича
к 1) Федеральному агентству по недропользованию,
2) Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу,
3-е лицо: ООО "Угольная компания "Разрез Майрыхский"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Венгерский Д.В. по дов. от 23.06.2021; |
от ответчиков: |
1) Денисова Ж.Э. по дов. от 19.05.2022, 2) не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чаптыков Анатолий Степанович обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Федерального агентства по недропользованию от 26.07.2021 N ДД-01-38/11428, о признании незаконным приказа Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 26.03.2020 N 184 об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, Муниципальное образование Аршановский сельсовет, примерно 9 км на юго-восток от с. Аршаново, кадастровый номер 19:04:070403:206 для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 31 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом неправильно применены нормы права, выводы суда противоречат обстоятельствам дела.
Роснедра, Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - Департамент), а также ООО "УК "Разрез Майрыхский" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Федерального агентства по недропользованию считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Департамент и третье лицо своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация Алтайского района по Республике Хакасия (далее - Администрация) вынесла постановление от 25.12.2013 N 1035 о сдаче в аренду заявителю земельного участка.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район (далее - Комитет) 25.12.2013 заключил с заявителем договор аренды земельного участка с условным кадастровым номером 19:04:070403:206:ЗУ1 площадью 664 160 кв.м. N 108, в соответствии с условиями которого Комитет передал заявителю указанный земельный участок на срок в течение 10 лет. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия зарегистрировало договор аренды.
Заявитель 21.06.2018 обратился к главе Администрации с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Администрация 15.08.2018 отказала заявителю в предоставлении земельного участка в собственность.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, которое было рассмотрено в рамках дела N А74-19143/2018.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 мая 2019 года по делу N А74-19143/2018 отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А74-19143/2018 указанное выше решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "30" мая 2019 года по делу N А74-19143/2018 отменено, заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чаптыкова Анатолия Степановича удовлетворено; отказ администрации Алтайского района Республики Хакасия, оформленный письмом от 15.08.2018 N 1542, в предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Чаптыкову Анатолию Степановичу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 19:04:070403:206, площадью 2 112 203 кв. м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, муниципальное образование Аршановский сельсовет, примерно 9 км на юговосток от с. Аршаново, в целях сельскохозяйственного производства признан незаконным, на администрацию Алтайского района Республики Хакасия возложена обязанность повторно рассмотреть заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чаптыкова Анатолия Степановича от 21.06.2018 за N 2351.
Однако, Администрация отказала заявителю в передаче земельного участка в собственность.
Тем временем Роснедра выдало ООО "УК Разрез Майрыхский" (далее также - недропользователь) лицензию на право пользования недрами АБН 15743 ТЭ от 18.06.2017 (далее - Лицензия).
Роснедра 06.09.2016 включило в состав Лицензии горноотводный акт N 2043 и план горного отвода площадью 419,5 га (4,19 кв.км). Границы проекции предоставленного недропользователю горного отвода не налагаются на границы земельного участка с условным кадастровым номером 19:04:070403:206:ЗУ1 площадью 664 160 кв.м. (далее - земельный участок).
Недропользователь 20.01.2020 обратился в Департамент с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных нужд.
Департаментом 26.03.2020 был издан приказ N 184 об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия образовало два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 19:04:070403:483, площадью 664 160 кв.м (подлежащий изъятию у заявителя); земельный участок с кадастровым номером 19:04:070403:484, площадью 1 448 037 кв.м (не подлежащий изъятию у заявителя).
Заявитель 19.03.2021 повторно обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Администрация письмом 16.04.2021 отказала предпринимателю в передаче земельного участка в собственность.
Заявитель обратился в Роснедра с жалобой на действия Департамента.
Письмом от 26.07.2021 N ДД-01-38/11428 Роснедра отказало заявителю в признании незаконным приказа Департамента от 26.03.2020 N 184 об изъятии Земельного участка.
Посчитав приказ Департамента от 26.03.2020 N 184 об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования и отказ Роснедр отменить указанный приказ, оформленный письмом от 26.07.2021 N ДД-01-38/11428, незаконными и нарушающими его права, заявитель обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, а оспариваемые ненормативные акты являются законными и прав заявителя не нарушают.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
С учетом представленных заявителем доказательств суд первой инстанции правомерно установил, что оспариваемые приказ Департамента и отказ Роснедр отменить указанный приказ не создают для заявителя каких-либо ограничений в его предпринимательской деятельности и не нарушают его права и интересы.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5 статьи 279 Гражданского кодекса РФ).
Согласно положениям пункта 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Пунктом 7 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ установлено, что решение об изъятии не может быть принято в случае, если:
- земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
- земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
- земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направлять копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
Решение об изъятии может быть обжаловано в суд (пункт 14 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Разрез Майрыхский" является пользователем недр по лицензии на пользование недрами АБН 15743 ТЭ с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи каменного угля на участке Майрыхский Бейского каменноугольного месторождения в Республике Хакасия. Дата государственной регистрации лицензии - 18.06.2014. Срок окончания действия лицензии - 30.06.2034.
Протоколом заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) от 25.11.2015 N 214/15-стп согласована проектная документация "Технический проект разработки участка "Майрыхский" Бейского каменноугольного месторождения" (ООО "Управление проектных работ АО "Красноярскуголь", 2015 г.), представленной ООО "Угольная компания "Разрез Майрыхский".
Департаментом 01.03.2017 зарегистрированы изменения к лицензии на пользование недрами АБН 15743 ТЭ.
При этом с даты государственной регистрации Изменений к лицензии на пользование недрами АБН 15743 ТЭ признаны утратившими силу все ранее оформленные приложения и дополнения к лицензии АБН 15743 ТЭ, за исключением действующих горноотводных актов, являющихся неотъемлемой составной частью лицензии АБН 15743 ТЭ.
Протоколом заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) от 25.12.2018 N 357/18-стп согласована проектная документация "Технический проект разработки участка "Майрыхский" Бейского каменноугольного месторождения". Дополнение N 3 (ООО "РГР-Проект", 2018 г.), представленной ООО "УК "Разрез Майрыхский".
ООО "УК "Разрез Майрыхский" 14.01.2020 обратилось в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и комплектом необходимых документов.
Письмом от 11.02.2020 N ХВ-96 Хакасский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" предоставил информацию о том, что земельные участки с кадастровым номером 19:04:070403:206:ЗУ1 лежат в пределах лицензионного участка Майрыхский Бейского каменноугольного месторождения, лицензия АБН 15743 ТЭ. Также представлена схема расположения кадастровых участков 19:04:070403:206:ЗУ 1 на участке "Майрыхский".
После проведения анализа представленных материалов Комиссией по рассмотрению ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, образованной приказом Центрсибнедра от 22.04.2016 года N 329, принято решение, оформленное протоколом от 25.03.2020 N 2-2020/АБН, об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования с условным кадастровым номером 19:04:070403:206:ЗУ1, площадью 664 160 кв. м., который подлежит образовать из земельного участка с кадастровым номером 19:04:070403:206.
На основании вышеуказанного решения Комиссии, Центрсибнедрами издан приказ от 26.03.2020 N 184 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования".
Приказом N 184 утверждена схема расположения земельного участка с условным кадастровым номером: 19:04:070403:206:ЗУ1 и площадью 664 160 кв. м., который подлежит образовать из земельного участка с кадастровым номером 19:04:070403:206 и общей площадью 2 112 203 +/- 12 717 кв м., расположенного по адресу Республика Хакасия, Алтайский край, Муниципальное образование Аршановский сельсовет, примерно в 9 км на юге-восток от с. Аршаново.
В соответствии с Приказом N 184 у ИП Чаптыкова А.С. изъят земельный участок для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования в соответствии с лицензией на пользование недрами, предоставленной ООО "УК "Разрез Майрыхский".
Письмом от 27.03.2020 N 05-02/2590 Департамент уведомил ООО "УК "Разрез Майрыхский" о принятом решении об изъятии земельного участка для целей недропользования.
Письмом от 01.04.2020 N 05-03/2634 Департамент уведомил Администрацию Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия о принятом решении об изъятии земельного участка для целей недропользования.
Письмом от 30.04.2020 N 288 Администрация Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия уведомила Департамент о размещении Приказа N 184 на официальном сайте Администрации arshanov.ru в сети Интернет и на информационных щитах для всеобщего обозрения.
Письмом от 01.04.2020 N 05-03/2635 Департамент уведомил Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия о принятом Приказе N 184.
Не согласившись с Приказом N 184, 08.07.2021 ИП Чаптыков А.С. обратился в Федеральное агентство по недропользованию, указав на неправомерные действия Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по принятию Приказа N 184.
Письмом от 26.07.2021 N ДД-01-38/11428 Роснедрами заявителю разъяснены положения действующего законодательства о недрах и указано на отсутствие оснований для признания Приказа N 184 незаконным.
Судом правомерно указано, что в силу статей 49, 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 25.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах"), изъятие земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр, является отдельным (самостоятельным) основанием для такого изъятия и не предусматривает какого-либо дополнительного обоснования нужды государства при принятии решения.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Как следует из действующего земельного законодательства, в настоящее время лицензия на пользование недрами является единственным документом, обосновывающим изъятие земельных участков для целей недропользования.
Предоставление иных документов в обоснование необходимости изъятия земельных участков для целей пользования недрами не предусмотрено.
Следовательно, само но себе наличие лицензии на пользование недрами уже является основанием для изъятия земельных участков для государственных нужд без дополнительного обоснования нужды государства в принятии решения.
В силу части 4 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок (часть 5 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по гражданским делам, связанным с изъятием для государственных и муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, статьей 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы.
Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 250 утверждены Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов (далее - Требования N 250).
Приложением к Требованиям N 250 установлена форма ходатайства об изъятии земельного участка.
Так, в пункте 4.4 формы ходатайства указывается цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и одной из целей изъятия указано проведение работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя.
В пункте 5 формы ходатайства содержится обоснование необходимости принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно пункту 5.2 формы ходатайства в случае проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя, указывается наименование органа, выдавшего лицензию на пользование недрами и дата выдачи и номер лицензии на пользование недрами.
Судом установлено, что ходатайство ООО "УК "Разрез Майрыхский" полностью соответствовало требованиям действующего земельного законодательства, документ содержал цель изъятия земельного участка и соответствующее обоснование необходимости принятия решения об изъятии - лицензию на пользование недрами АБН 15743 ТЭ с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи каменного угля на участке Майрыхский Бейского каменноугольного месторождения в Республике Хакасия, пользователем недр по которой является ООО "УК "Разрез Майрыхский".
Согласно информации Хакасского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу", испрашиваемый земельный участок расположен в границах лицензии на пользование недрами АБН 15743 ТЭ от 18.06.2014, предоставленной ООО "УК "Разрез Майрыхский", что свидетельствует о соответствии цели и условии изъятия земельного участка.
Исходя из изложенного, действия Департамента по изъятию земельных участков осуществлены строго в соответствии с положениями действующего земельного законодательства, а также законодательства о недрах.
Изъятие спорного земельного участка направлено на удовлетворение государственных нужд в области недропользования; добычу и использование угля, развитие угольной промышленности в соответствии с ориентирами, стратегическими целями и задачами государственной политики Российской Федерации; обеспечения населения стратегическим энергетическим ресурсом.
Судом установлено, что Департамент при принятии решения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд у заявителя действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
На основании пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации осуществляется на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти.
В соответствии с положениями статьи 56.2 Земельного кодекса РФ, пункта 2.3.15 Положения о Центрсибнедра, утвержденного приказом Федерального агентства о недропользованию N 320 от 05.08.2019, Центрсибнедра уполномочено на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет недропользователя).
Доводы заявителя о том, что недропользователь не использует земельный участок для разведки и добычи полезных ископаемых, а территориальные границы земельного участка не накладываются на границы горного отвода, судом правомерно отклонены.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона РФ "О недрах" лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Как следует из части 1 статьи 7 Закона РФ "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода -геометризованного блока недр.
Согласно пункту 10 Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений к горноотводному акту и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утверждённых приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 N 508, в границы горного отвода должны включаться участки недр с запасами, числящимися на государственном балансе запасов полезных ископаемых на учете пользователя недр, отработка которых предусмотрена проектной документацией, и горные выработки, объекты и сооружения, связанные с пользованием недрами, предусмотренные проектной документацией.
Исходя из указанных Требований, а также практики лицензирования, координаты границ горного отвода и участка недр могут не совпадать, границы горного отвода могут устанавливаться на часть участка, в недрах которого залегают полезные ископаемые.
Принимая во внимание вышеизложенное, предоставление земельного участка в пользование осуществляется с учётом границ участка недр, содержащихся в лицензии на пользование недрами.
Кроме того, недропользователь не имеет право осуществлять работы, связанные с пользованием недрами, до момента оформления разрешительных документов в отношении земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Доводы заявителя о том, что недропользователь не утверждал проектную документацию проведения горных работ и не имеет разрешительных документов, судом правомерно отклонены как противоречащие материалам дела.
Протоколом заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) от 25.11.2015 N 214/15-стп согласована проектная документация "Технический проект разработки участка "Майрыхский" Бейского каменноугольного месторождения" (ООО "Управление проектных работ АО "Красноярскуголь", 2015 г.), представленная ООО "Угольная компания "Разрез Майрыхский".
Протоколом заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) от 25.12.2018 N 357/18-стп согласована проектная документация "Технический проект разработки участка "Майрыхский" Бейского каменноугольного месторождения". Дополнение N 3 (ООО "РГР-Проект", 2018 г.), представленной ООО "УК "Разрез Майрыхский".
В 2019 и 2021 Центральной комиссией по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) согласованы Дополнения N N 4, 5 к указанному техническому проекту.
Таким образом, разработка Бейского каменноугольного месторождения осуществляется на основании согласованного технического проекта и дополнений к нему.
Исходя из приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении Департаментом порядка и сроков принудительного изъятия земельного участка, арендованного заявителем.
Учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Доводы заявителя об ошибочности вывод суда о пропуске срока для обращения в суд с заявленными требованиями апелляционным судом отклоняются, как не влияющие на законность вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку, рассмотрев спор по существу заявленных требований, судом фактически восстановлен срок для обращения в суд.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2022 по делу N А40-201548/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-201548/2021
Истец: АБ г. Москвы "Астерикс", Чаптыков Анатолий Степанович
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
Третье лицо: ООО "Угольная компания "Разрез Майрыхский", Департамент по недропользованию по Центральному Сибирскому округу, ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ