г. Владимир |
|
11 июля 2022 г. |
Дело N А79-7919/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 11.07.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Специализированный застройщик "Железобетонные конструкции N 1" (ОГРН 1042124001105, ИНН 2124021590) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.04.2022 по делу N А79-7919/2021, принятое по заявлению акционерного общества "Специализированный застройщик "Железобетонные конструкции N 1" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (ОГРН 1062128190850, ИНН 2130000012) от 18.06.2021 N 24-11/1835, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральной налоговой службы (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152).
В судебном заседании приняли участие представители акционерного общества "Специализированный застройщик "Железобетонные конструкции N 1" - Мольков М.В. на основании доверенности от 11.02.2022 сроком действия на 3 года и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары - Прокопьева Е.В. на основании доверенности от 30.12.2021 N 05-1-19/08 сроком действия по 31.12.2022.
Федеральная налоговая служба, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - ИФНС по г. Чебоксары, инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка представленного акционерным обществом "Железобетонные конструкции N 1" (в настоящее время - "Специализированный застройщик "Железобетонные конструкции N1" (далее - АО "СЗ ЖБК-1", Общество, налогоплательщик, заявитель)) 27.10.2020 расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 10.12.2021 N 24-11/3319.
Инспекция на основании акта от 10.02.2021, материалов проверки, с учетом возражений Общества, вынесла решение от N 24-11/1835 от 18.06.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу начислены страховые взносы в сумме 882 399 руб.42 коп., пени в размере 16 343руб.78 коп..
Основанием для начисления указанных сумм послужил вывод налогового органа о неправомерном применении заявителем пониженных тарифов страховых взносов, установленных Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 16.08.2021 N 149 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, АО "СЗ ЖБК-1" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 15.04.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
АО "СЗ ЖБК-1" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе Общество приводит доводы о правомерном применении им пониженных тарифов страховых взносов, поскольку имеет статус среднего предприятия.
Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы только при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр). Считает, что основным признаком субъекта малого (среднего) предпринимательства является соответствие его условиям о среднесписочной численности и полученном доходе, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
АО "СЗ Завод ЖБК-1" указывает, что судом необоснованно не приняты во внимание его доводы о том, что на 01.01.2020 оно полностью соответствовало условиям отнесения его к субъектам среднего предпринимательства, а налоговый орган незаконно не включил его в единый реестр.
Подробно позиция налогоплательщика изложена в апелляционной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу указала на законность и обоснованность обжалуемого решения суда. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя Федеральной налоговой службы
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей Общества и Инспекции, Первый арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) АО "СЗ Завод ЖБК-1" в проверяемом периоде являлось плательщиком страховых взносов.
Статьей 421 НК РФ установлено, что база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 423 НК РФ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Пунктом 1 статьи 425 НК РФ установлено, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Статьей 6 Федерального закона N 102-ФЗ установлено, что в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10,0 %, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 %, на обязательное медицинское страхование - в размере 5,0 %.
Согласно статье 3 Федерального закона N 209-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом N 209-ФЗ, к малым и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр.
Таким образом, подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства осуществляется данными единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированного уполномоченными органами.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 указанной статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Частью 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ определено, что хозяйственные общества могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, до ста человек для малых предприятий; доход хозяйственных обществ, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать для малого предприятия 800 млн. рублей, для среднего предприятия - 2 млрд. рублей.
Частью 1 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
В силу части 4 указанной выше нормы внесение сведений в единый реестр и исключение таких сведений из реестра зависит от исполнения хозяйствующими субъектами публично-правовых обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 1-го числа месяца, в котором указанные сведения о них внесены в единый реестр, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.
Реестр формируется уполномоченным органом на основании представленных в его распоряжение сведений по состоянию на 1 июля текущего календарного года; статус субъекта малого или среднего предпринимательства присваивается автоматически и не носит заявительного характера.
Судом установлено, что по итогам 2018 года среднесписочная численность работников АО "СЗ ЖБК-1"составила 302 человека. Поэтому, ввиду несоответствия установленным законодательством условиям, у Федеральной налоговой службы (уполномоченного по ведению единого реестра органа) отсутствовали основания для внесения 10.08.2019 сведений об Обществе в единый реестр.
При рассмотрении дела N А79-8336/2020 установлено, что Общество самостоятельно представило за 2018 год недостоверные сведения о среднесписочной численности работников, что обусловило его отсутствие в едином реестре с 10.08.2019.
С учетом изложенного Инспекция пришла к обоснованному выводу об отсутствии у налогоплательщика права на применение пониженного тарифа страховых взносов в спорный период, что повлекло занижение суммы начисленных страховых взносов, подлежащих к уплате в бюджет.
В связи с установленными обстоятельствами суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы АО "ЗС ЖБК-1" по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.04.2022 по делу N А79-7919/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Специализированный застройщик "Железобетонные конструкции N 1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7919/2021
Истец: АО "Специализированный застройщик "Железобетонные конструкции N 1"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Федеральная налоговая служба, Управление Федеральной налоговой службы России по Чувашской Республике