г. Москва |
|
22 февраля 2024 г. |
Дело N А40-166717/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.А. Ким
рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 ноября 2023 года по делу N А40- 166717/23,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Тупик" (ИНН 6634006853)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727)
о взыскании неустойки.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тупик" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" неустойки в размере 139 897 руб. 14 коп. и 68 936,70 казахстанских тенге за просрочку доставки груза на основании ст.ст.24, 45 СМГС.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь. ст. ст. 8, 12,309, 310, 330, 333, 785, 792, 793 ГК РФ, ст.ст. 4, 27, 65-67, 71, 102, 110, 123, 226-229, 319 АПК РФ, решением от 29 ноября 2023 г. суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
От истца поступил отзыв на жалобу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269, 2721 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом установлено, что ООО "Тупик" выступило отправителем груза: лесоматериалы, станция отправления Тавда (перевозчик - ОАО "РЖД"), станции назначения Алматы 2, Атырау (перевозчик - ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки"). Груз следовал по накладным СМГС N N 34293306, 34248770, 34375841, 34369998, 34369771, 34369823, 34361168, 34407795, 34410726, 34407653. ОАО "РЖД" и ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" допустили превышение сроков доставки грузов по указанным отправкам.
В отношении Российской Федерации и Республики Казахстан действует Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое применяется в целях организации перевозок грузов в прямом международном железнодорожном сообщении.
В соответствии с § 1 ст. 24 раздела II СМГС если отправителем и перевозчиком не согласовано иное, срок доставки определяется на весь путь следования груза и не должен превышать срока, установленного в параграфе 2 ст. 24 раздела II СМГС.
Согласно § 5 ст. 24 раздела II СМГС исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, и заканчивается в момент передачи получателем прибытия груза, при этом неполный сутки считают за полные.
В соответствии со ст. 45 раздела II СМГС если перевозчиком не был соблюден срок доставки груза, перевозчик уплачивает возмещение за превышение срока доставки в виде неустойки.
Согласно §2 ст.45 СМГС размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки.
Таким образом, международный договор разграничивает ответственность перевозчиков, прямо указывая, что неустойка определяется отдельно по каждому перевозчику исходя из его провозной платы, а расчет пени производится исходя из общего срока доставки груза каждого конкретного перевозчика и допущенной именно им просрочки.
Размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно: 6% провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки; 18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки; 30% провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки.
Расчет суммы пени за просрочку доставки груза приведен в расчете к иску и составляет 139 897 руб. 14 коп. и 68 936,70 казахстанских тенге.
Истец предъявил претензии договорному перевозчику - ОАО "РЖД", в которых указал номера отправок СМГС, станции отправления и назначения, а также все иные данные согласно сведений листов 1 и 6 накладных СМГС, необходимые для расчета сроков доставки груза и неустойки за их превышение.
Ответчик направил Истцу письма от 04.07.2023, 05.07.2023 (копии ответов на претензии прилагаются), в которых сообщил о возвращении претензий без рассмотрения по причине не приложения к претензиям оригиналов 1 и 6 листов накладных СМГС.
При этом Ответчик не учел, что перевозки, в отношении которых перевозчиками было допущено превышение сроков доставки грузов, оформлялись как в бумажном, так и в электронном виде в АС ЭТРАН ОАО "РЖД".
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции признал исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, поскольку расчет по дорожной ведомости N 34410726 является неверным, неустойка рассчитана не в соответствии со ст. 45 СМГС.
Размер неустойки за превышение срока доставки груза, порожних грузовых вагонов рассчитан заявителем претензии исходя из требований статьи 97 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в размере пени 6% платы за перевозку порожних грузовых вагонов за каждые сутки просрочки, но не более 50% провозной платы).
Таким образом, неустойка в размере 18% от провозной платы в размере 60 646 руб. равна 10 916,28 руб., в связи с чем размер пени по спорной отправке должен быть снижен на 7 277,52 руб. Таким образом, принимая во внимание, что ответчиком нарушены сроки доставки груза, истцом правомерно начислена неустойка на общую сумму 132 619,62 руб. и 68 936,70 казахстанских тенге. Также суд признал заявленную истцом сумму пени явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства и уменьшил ее в порядке ст. 333 ГК РФ до 92 800 руб. и 48 200 казахских тенге.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям из накладной СМГС N 34293306, не соответствуют обстоятельствам дела и правилам СМГС.
Согласно п.1 ст.48 §1 СМГС иск к перевозчику о превышении срока доставки груза предъявляется в течение 2 месяцев со дня выдачи груза получателю.
Срок исковой давности, без учета периода времени на соблюдение претензионного порядка, в отношении груза, прибывшего на станцию назначения 22.05.2023, заканчивается 22.07.2023.
Истец сдал претензии на Почту России 09.06.2023 (копии сопроводительного письма и отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 62395684000164 прилагаются).
Ответы на претензии получены от Ответчика 11.07.2022 (копия конверта со штемпелем почтового отделения отправителя и отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80086886010957 прилагается).
Таким образом, течение срока исковой давности по требованиям из настоящего иска было приостановлено на 32 дня и срок исковой давности по исковым требованиям начинает истекать с 24.08.2023.
Таким образом, иск подан до истечения срока исковой давности.
Согласно § 5 статьи 46 СМГС заявитель обязан обосновать претензию в соответствии с Правилами перевозок грузов (Приложение 1 к СМГС). В нарушение § 5 статьи 46 СМГС к претензиям не были приложены обязательные документы для обоснования заявленных требований, установленные пунктом 40.2.3 Приложения 1 "Правила перевозок грузов" к СМГС, а именно: подлинники "Оригинала накладной" (лист 1 накладной) и "Листа уведомления о прибытии груза" (лист 6 накладной). Вместо подлинника оригинала накладной заявителем к претензиям были приложены электронные образы накладных без отметок и штемпелей перевозчика, подтверждающих факт просрочки доставки груза.
Однако, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что ответчик является стороной спорных договоров перевозки грузов и имел возможность рассмотреть претензии по существу с учетом наличия у него подлинников накладных.
Кроме того, согласно положениям правил СМГС не содержится оснований для отказа в удовлетворении исковых требованиях в случае предъявления претензии без оригинала транспортной накладной, основаниями для отказа в заявленных исковых требованиях может служить только не соблюдение претензионного порядка урегулирования спора.
Следовательно, претензионный порядок урегулирования истцом соблюден.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необходимости увеличения срока доставки по накладным СМГС N N 34375841, 34369998, 34369771, 34369823, 34407795, 34410726 не основаны на законе и обстоятельствах дела.
Ответчик указывает, что на территории Свердловской области с 05.05.2023 был введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением пожарной опасности на территории". При этом Ответчик ссылается на "Распоряжение" Губернатора Свердловской области от 04.05.2023 N 207-УГ.
Указанное противоречат тексту Указа Губернатора Свердловской области от 04.05.2023 N 207-УГ, согласно которому режим чрезвычайной ситуации введен в лесах регионального характера, которые находятся на территории Свердловской области.
Доставка грузов производится Ответчиком по транспортной инфраструктуре.
Леса регионального характера, как и любые иные леса, не входят в состав транспортной инфраструктуры, владельцем которой является Ответчик, что следует из её определения, которое дано в ст.2 УЖТ РФ: инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Соответственно, действие режима ЧС, введенного руководителем субъекта Российской Федерации в отношение лесов регионального характера, не распространяется на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования и деятельность ОАО "РЖД".
Ответчиком не предоставлено доказательств исполнения порядка, предусмотренного ст.29 УЖТ РФ, при временном прекращении перевозок перевозчиком или владельцем инфраструктуры вследствие обстоятельств непреодолимой силы. В том числе, в материалы дела не представлены доказательства уведомления руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о задержке перевозки спорных вагонов, уведомления перевозчика об установлении срока задержки, уведомления перевозчиком грузополучателя и грузоотправителя об ограничении перевозок.
В соответствии с пунктами 8, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Как указано в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, то сторона может быть освобождена от ответственности на разумный период, когда обстоятельства непреодолимой силы препятствуют исполнению обязательств стороны.
Ответчик не обосновал, каким образом введение в лесах регионального характера на территории Свердловской области режима чрезвычайной ситуации повлияло на сроки доставки грузов железнодорожным транспортом.
Доказательств наличия фактических обстоятельств, препятствовавших осуществлению перевозки, Ответчик также в материалы дела не представил, то есть не подтвердил причинно-следственную связь между введением режима ЧС и невозможностью осуществления перевозок в согласованный срок.
При этом в накладных СМГС, в отношении которых начислена неустойка за превышение сроков доставки, отсутствуют отметки о составлении актов общей формы, представленных Ответчиком в материалы дела, и об удлинении срока доставки в графах 30 и 32 накладных СМГС, в нарушение п.8 "Пояснения по заполнению накладной" и п.30.3 Приложения 1 к СМГС. Данное обстоятельство свидетельствует о недопустимости в качестве доказательств актов общей формы, представленных Ответчиком.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному исковому заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и документов дела судом первой инстанции и заявителем, не является правовым основанием для отмены или изменения решения суда по настоящему делу, поскольку не свидетельствует о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2023 года по делу N А40- 166717/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-166717/2023
Истец: ООО "ТУПИК"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"