город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2022 г. |
дело N А53-43242/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от заявителя: представитель Колесников А.С. по доверенности от 19.04.2022;
от Управления Росреестра по Ростовской области: представитель Демьяченко Д.А. от 08.11.2021;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области: представителей не направила, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Весна" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.04.2022 по делу N А53-43242/2021 по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Весна" (ИНН 6141012024 ОГРН 1026101843712) к Управлению Росреестра по Ростовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области о признании незаконными решений, действий, бездействий,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Весна" (далее - СНТ "Весна", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление), межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконным действий (бездействий) управления, выразившееся в невнесении достоверных сведений об основных характеристиках, кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:46:0000000:63, и передаче в налоговой орган недостоверных сведений в целях расчета земельного налога.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, товарищество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе товарищество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению заявителя, проект планировки и проект межевания территории свидетельствует о наличии земельных участков, которые не прошли надлежащую процедуру межевания по вине владельцев. За предыдущие периоды налоговым органом производился перерасчет с учетом направленных в его адрес писем товарищества. Действия инспекции по начислению налога, как товариществу, так и собственникам земельных участков свидетельствует о злоупотреблении правом.
От товарищества поступили дополнения к апелляционной жалобе, согласно которым заявитель указывает на то, что фактически на территории СНТ около 2 500 земельных участков; к дополнениям приложено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд протокольным определением отказал в приобщении дополнений к апелляционной жалобе и приложенных к ней дополнительных доказательств как представленных с нарушением срока и порядка, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Поскольку указанные дополнения к апелляционной жалобе и доказательства поданы 30.06.2022, без представления доказательств о заблаговременном направлении лицам, участвующим в деле, суд апелляционной инстанции полагает, что такое процессуальное поведение заявителя апелляционной жалобы является процессуально недобросовестным, в связи с чем, в приобщении к материалам дела представленных документов отказано.
Инспекция извещена надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
В судебном заседании 04.07.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11.07.2022 до 09 час. 55 мин., после окончания которого судебное заседание продолжено с участием представителя товарищества, пояснившего, что межевой план на момент вынесения оспариваемого решения не был изготовлен.
Во время перерыва от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором управление просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Межрайонная ИФНС России N 11 по Ростовской области, ссылаясь на данные, представленные Управлением Росреестра по Ростовской области, согласно которым товарищество обладает земельным участком с кадастровым номером 61:46:0000000:63 площадью 1 175 070 кв.м, кадастровой стоимостью 320 805 860,7 руб., расположенным на территории, подведомственной Межрайонной ИФНС России N 11 по Ростовской области, начислила сумму налога за 2020 год в размере 962 418 рублей.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 61:46:0000000:63 расположен: Ростовская область, южная часть г. Батайска; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства с правом возведения жилого дома; площадью 1 175 070 кв.м. Кадастровая стоимость 320 805 860,7 рублей. Правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования является ДНТ "Весна" (т. 1, л.д. 61-64).
Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 08.11.2010 на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 61:46:000000 от 01.11.2010, государственного акта N РО-46-3051 от 23.12.1993.
Государственным актом N РО-46-3051 от 23.12.1993 установлено, что садоводческому некоммерческому товариществу "Весна" Администрацией г. Батайска предоставляется 156,7377 гектаров земель, при этом установлен общий каталог координат углов поворота границы земельного участка и план закрепления земельного участка.
В соответствии с вышеуказанным перечнем земельный участок с кадастровым номером 61:46:0000000:63 был поставлен на государственный кадастровый учет с площадью 1 264 030 кв.м.
По сведениям ЕГРН с момента постановки земельного участка с кадастровым номером 61:46:0000000:63 из него были образованы 146 земельных участков, вследствие чего его площадь составила 1 175 070 кв.м.
Как указывает товарищество, сведения, содержащиеся в ЕГРН, относительно площади спорного земельного участка и ее кадастровой стоимости не соответствуют действительности, поскольку органом регистрации прав не учтены сведения о земельных участках, образованных на территории садоводческого некоммерческого товарищества "Весна", принадлежащих на праве собственности гражданам, границы которых в соответствии с действующим законодательством не установлены.
В обоснование требований товариществом на обозрение суда первой инстанции были представлены правоустанавливающие документы граждан на земельные участки, расположенные в границах территории садоводческого некоммерческого товарищества "Весна". Также товарищество отмечает, что с учетом образованных участков доля в праве на спорный земельный участок с площадью 1 175 070 кв.м составляет 1/20 на основании указанных обстоятельств.
Товарищество указывает, что подобные пояснения предоставлялись налоговому органу, однако расчет земельного налога, начиная с 2020 года, производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка, получаемой от управления. Обращение с просьбой о внесении соответствующих изменений заявитель также направлял в адрес Управления Росреестра по Ростовской области.
Согласно ответу управления от 18.10.2021 N 11-03599-ЕК/21 ввиду отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков, определить их местоположение в границах земельного массива, занимаемого садоводческим некоммерческим товариществом "Весна", не представляется возможным.
Заявителем также представлено постановление Администрации города Батайска от 21.03.2022 N 625 об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории ДНТ "Весна". Ссылаясь на данный проект, товарищество указывает на 148 земельных участков образованных из спорного земельного участка, в связи, с чем полагает, что Управление Росреестра по Ростовской области должно провести корректировку сведений о земельном участке с кадастровым номером 61:46:0000000:63, привязав к нему все выделенные из него земельные участки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Взаимодействие Управления Росреестра по Ростовской области и Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области осуществляется на основании статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, а также "Порядка обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества", утвержденного Приказом Росреестра N П/0131, ФНС России N ММВ-7-6/187@ от 03.04.2018.
Управление Росреестра по Ростовской области предоставляет сведения в Управление ФНС России по Ростовской области в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения сведений в ЕГРН, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Таким образом, Управлением Росреестра по Ростовской области в налоговый орган были переданы актуальные сведения, содержащиеся в ЕГРН относительно земельного участка с кадастровым номером 61:46:0000000:63.
Как установлено судом первой инстанции, в правоустанавливающих документах на земельный участок с кадастровым номером 61:46:0000000:63, на основании которых был проведен государственный кадастровый учет участка, отсутствуют какие-либо данные об отдельных земельных участках, входящих в состав исходного земельного участка.
Таким образом, постановка на государственный кадастровый учет данного земельного участка была осуществлена с той площадью (неуточненной), которая указана в перечне ранее учтенных земельных участков от 01.11.2010. К земельному участку с кадастровым номером 61:46:0000000:63 как исходному земельному участку имеется привязка 146 образованных из него земельных участков.
В соответствии с пояснениями управления суммарная площадь выделенных земельных участков (не учитывая земельные участки со статусами "архивная", "аннулированная") составляет 88 960 кв. м, с учетом чего в ЕГРН имеются сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 61:46:0000000:63 равной 1 175 070 кв.м.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
Частью 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) установлено, что при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Результатом кадастровых работ кадастрового инженера в соответствии со статьей 37 Закона N 221-ФЗ является межевой план, технический план или акт обследования.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Также в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в межевом плане указывается кадастровый номер исходного земельного участка.
На основании пункта 5 части 4 статьи 8 Закона 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровом номере объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости образован новый объект недвижимости.
Таким образом, связь вновь образованного земельного участка с исходным земельным участком устанавливается на основании сведений, содержащихся в документах, поданных в рамках осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права. В случае отсутствия данных сведений привязка к исходному земельному участку и соответственно изменение его площади не представляется возможным.
Так, в силу отсутствия у органа регистрации прав сведений об исходном земельном участке в отношении указанных заявителем земельных участков, корректировка сведений о площади спорного земельного участка невозможна.
Относительно представленного проекта межевания и планировки территории, суд первой инстанции отметил, что согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Таким образом, проект планировки и проект межевания территории не подтверждают существование ранее образованных земельных участков, а являются актуальными для образования земельных участков.
Постановление Администрации города Батайска об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории ДНТ "Весна" от 21.03.2022, в то время как оспариваемые действия были совершены до утверждения указанных проектов.
В силу действующего законодательства приведение в соответствие сведений ЕГРН о площади земельного участка с кадастровым номером 61:46:0000000:63, может быть осуществлено путем подачи заявления о государственном кадастровом учете в связи с изменением характеристик объекта недвижимости с приложением межевого плана, подготовленного кадастровым инженером, в связи с проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка.
В случае внесения изменений в сведениях о земельном участке (с учетом указания исходного земельного участка из которого он образован) Росреестр при передачи сведений в налоговый орган исключит такой земельный участок из состава исходного.
Внесение изменений в единый государственный реестра недвижимости в части определения исходного земельного участка, также возможно в путем исправления реестровой ошибки.
Представленные в суд для обозрения копии большого количества свидетельств о государственной регистрации права на земельные участки имеющие адресные ориентиры "СНТ Весна" не имеют для Ростеестра правовых последствий при передачи сведений в налоговый орган, поскольку данный участки с юридической точки зрения не имеют привязки к исходному земельному участку в отношении которого начисляется налог заявителю.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.04.2022 по делу N А53-43242/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Весна" (ИНН 6141012024 ОГРН 1026101843712) в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-43242/2021
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ВЕСНА
Ответчик: Росреестр по РО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N 11 по Ростовской области