г. Вологда |
|
12 июля 2022 г. |
Дело N А44-5305/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 июля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области Лебедевой О.А. по доверенности от 11.01.2022 N 2, от общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" Коробейниковой А.А. по доверенности от 25.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 февраля 2022 года по делу N А44-5305/2021,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новгородской области (ОГРН 1025300804088, ИНН 5321028840; адрес: 173015, Новгородская область, Великий Новгород, улица Октябрьская, дом 12, корпус 1; далее - фонд, ТФОМС) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" (ОГРН 1185321002921, ИНН 5310022677; адрес: 173526, Новгородская область, Новгородский район, рабочий поселок Панковка, улица Промышленная, дом 1, помещение 9; далее - общество) о взыскании 38 562 624 руб. 01 коп. неосновательного обогащения в виде полученной доплаты до предельного размера финансового обеспечения общества за период с февраля по август 2019 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" (ОГРН 1047100775963, ИНН 7106060429; адрес: 15162, Москва, улица Шаболовка, дом 31, строение 11; далее - ООО "АльфаСтрахование-ОМС"), акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427, адрес: 107045, Москва, переулок Уланский, дом 26, помещение 3.01; далее - СОГАЗ, АО "СК "СОГАЗ-Мед"), Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Новгородской области в лице председателя Комиссии (адрес: 173005, Новгородская область, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1; далее - комиссия), Правительство Новгородской области (ОГРН 1065321096070, ИНН 5321053652; адрес: 173005, Новгородская область, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 28 февраля 2022 года по делу N А44-5305/2021 исковые требования удовлетворены. С общества в пользу фонда взыскано 38 562 624 руб. 01 коп. неосновательного обогащения. С общества в доход федерального бюджета взыскано 200 000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд не дал оценку доводам и представленным обществом документам, правилам ведения единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал.
Фонд в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "АльфаСтрахование-ОМС", СОГАЗ в отзывах на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей общества и фонда, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 01.01.2014 между фондом и ООО "АльфаСтрахование-ОМС" заключен договор N 6 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (ОМС), согласно которому фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации (СМО) в сфере ОМС, а СМО - оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе ОМС, за счет целевых средств.
Фондом и открытым акционерным обществом "Страховая компания "РОСНО-МС" 16.001.2012 заключен договор N 5 о финансовом обеспечении ОМС, согласно которому Фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности СМО в сфере обязательного медицинского страхования, а СМО - оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе ОМС, за счет целевых средств.
Акционерное общество "Страховая компания "РОСНО-МС" 22.06.2017 изменило наименование на общество с ограниченной ответственностью "ВТБ Медицинское страхование" (далее - ООО "ВТБ МС").
С 26.03.2020 ООО "ВТБ МС" прекратило свою деятельность путем присоединения к АО "СК "СОГАЗ-Мед".
Страховой медицинской организацией "АльфаСтрахование-ОМС" в лице Новгородского филиала (СМО) и ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" (организация) 13.02.2019 заключен договор N 96 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (далее - договор N 96), согласно которому организация обязалась оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а СМО - оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС (далее - договор).
СМО ООО ВТБ Медицинское страхование (ООО ВТБ МС) в лице Новгородского филиала (Страховая медицинская организация) и ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" (организация) 13.02.2019 заключен договор N 226 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (далее - договор N 226), согласно которому организация обязалась оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а СМО - оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС.
Согласно пунктам 3.1 указанных договоров организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании настоящего договора в соответствии с установленными тарифами.
Пунктами 4.1 указанных договоров СМО обязалась оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение 3 рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования (ОМС) от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 30 числа каждого месяца включительно.
В пунктах 9 и 10 указанных договоров стороны определили срок их действия с 13.02.2019 по 31.12.2019, установили, что действие договоров продлевается на следующий год, если ни одна из сторон не заявит об их прекращении за 30 дней до его окончания.
Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Новгородской области на 2019 год от 16.01.2019 (далее - Тарифное соглашение) определены способы оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях
Приложением 1 к дополнительному соглашению от 27.02.2019 N 2 к Тарифному соглашению ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" включено в перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2019 год, с указанием способа оплаты - по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за посещение, посещение в неотложной форме, обращение.
Подушевой норматив финансирования медицинских организаций рассчитывается в соответствии с Методикой расчета дифференцированных подушевых нормативов финансирования медицинской помощи в амбулаторных условиях, являющейся приложением 2 к Тарифному соглашению, и в 2019 году для ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" составлял 123,5 руб. ежемесячно (приложение 2 к дополнительному соглашению от 27.02.2019 N 2 к Тарифному соглашению).
Комиссией при выделении плановых объемов, а также при выборе способа оплаты медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц для ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" учитывалось обслуживаемое по территориально-участковому принципу население в количестве 57 731 человек, установленное приказом министерства здравоохранения Новгородской области от 21.02.2019 N 103-Д "Об утверждении Перечня зон обслуживания населения г. Великий Новгород и Новгородского района ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" (далее - Приказ N 103-Д).
Соответствующие изменения 27.02.2019 внесены в Тарифное соглашение дополнительным соглашением 2 - приложение 2 для ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" с учетом прикрепленных лиц, застрахованных:
в ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в количестве 35 856 человек;
в Новгородском филиале АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в количестве 21 875 человек.
В соответствии с пунктами 5.14 договоров N 96, 226 ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" обязано представить до 1 числа каждого месяца включительно в СМО в электронном виде и (или) на бумажном носителе сведения о численности застрахованных лиц (приложение 2 к договору) и списки застрахованных лиц (с указанием фамилии; имени, отчества (при наличии), даты рождения, номера полиса ОМС), выбравших ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, информацию об изменении представленных ранее сведений, о возникших обстоятельствах, которые могут привести к нарушению требований стандартов медицинской помощи.
ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" сведения о численности застрахованных лиц в страховые компании не предоставляло.
Таким образом, финансирование ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" за период с февраля по август 2019 года осуществлялось по подушевому нормативу финансирования на основании Приказа N 103-Д из расчета 57 731 человек без учета фактической численности прикрепленных лиц.
Вместе с тем, при рассмотрении Арбитражным судом Новгородской области дела N А44-3715/2020 установлено, что количество прикрепленных к ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" граждан, согласно проведенной сторонами с участием фонда сверки, составило в сентябре 5 788 чел., в октябре 6 485 чел., в ноябре 7 264 чел., в декабре 7 880 чел.
Полагая, что в период с февраля по август 2019 года оплата медицинской помощи должна была производиться исходя из количества фактически прикрепленных граждан к медицинской организации, тогда как оплата внесена в большем объеме, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик последовательно указывает, что в соответствии с заключенными договорами N 96, 226 общество вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании настоящего договора в соответствии с установленными тарифами. Таким образом, ответчик не мог получать непосредственно от истца денежные средства, тем более в отсутствие правовых оснований в качестве неосновательного обогащения. В спорном периоде обеими страховыми организациями по результатам полной и всесторонней проверки счетов общества на авансирование и окончательный расчет сформированы соответствующие заявки в ТФОМС. ТФОМС, в свою очередь, по результатам проверки обоснованности заявок в соответствии с приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", действовавшим в спорный период, произвел по ним оплату. Следовательно, полученные обществом по договорам со страховыми медицинскими организациями денежные средства не могут считаться неосновательным обогащением. Ввиду того, что спорные денежные средства получены на основании договоров, заключенных в 2019 году, путем оплаты счетов медицинской организации страховыми медицинскими организациями, неосновательного обогащения в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не возникло.
Кроме того, 13.03.2018 заключено соглашение о взаимодействии между Правительством Новгородской области (далее - Правительство) и ООО "Медицинская Инвестиционная Группа" (далее - ООО "МИГ") о создании и последующей эксплуатации объектов здравоохранения для оказания первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) взрослому и детскому населению в количестве 57 947 тыс. человек, проживающему на территории мкр. Северный, мкр. Псковский г. Великий Новгород и пос. Панковка Новгородского района, что составляет порядка 25 % населения Великого Новгорода (далее - Соглашение). Во исполнение своих обязательств по Соглашению издан Приказ N 103-Д, в соответствии с которым за ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" по территориальному принципу обслуживания закреплено население в количестве 57 731 человек. Согласно данным открытого портала ЕГИСЗ (geoportal.egisz.rosminzdrav.ru) за ООО "Поликлиника Полимедика "Новгород Великий" закреплено 58 000 населения. Из количества прикрепленных граждан исходила и комиссия при принятии Тарифного соглашения. Как видно из протокола от 27.02.2019 N 4 (том 7, листы 40, 41), комиссия распределяла объемы обществу с учетом прикрепленного населения. Однако фонд при предъявлении требований опирается только на количество граждан, прикрепленных по одному из двух оснований - по личному заявлению, что является неверным и противоречащим Тарифному соглашению, при подписании которого учитывались оба типа прикрепления.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками ОМС являются территориальные фонды, страховые медицинские организации (СМО), медицинские организации (МО).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 326-ФЗ правовое положение территориального фонда определяется федеральным законом о государственных социальных фондах, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На основании части 2 той же статьи территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В силу части 5 статьи 26 упомянутого Закона расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;
5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 144 БК РФ бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 28 вышеназванного Кодекса бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Как указано в пункте 1 статьи 147 БК РФ, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (целевые средства). Для осуществления операций с целевыми средствами страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 28 Закона N 326-ФЗ получение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
В соответствии со статьей 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 39 указанного Закона договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Тарифным соглашением определены способы оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, в том числе установлен порядок оплаты медицинской помощи в амбулаторных условиях по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц.
В соответствии со статьей 21 Закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Согласно Порядку выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н, выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия - его родителями или другими законными представителями), путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь. Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию (далее - медицинская организация, принявшая заявление) с письменным заявлением, о выборе медицинской организации.
В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 24.04.2019 N 139, лицам, имеющим право на выбор врача и выбор медицинской организации, но не реализовавшим это право, до момента реализации указанного права первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается в медицинских организациях, в которых указанные лица находились на медицинском обслуживании, врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и фельдшерами, осуществлявшими медицинское обслуживание указанных лиц.
Следовательно, приказом министерства здравоохранения Новгородской области от 21.02.2019 N 103-Д, которым утвержден Перечень зон обслуживания населения Великого Новгорода и Новгородского района обществом, не производилось автоматическое закрепление за медицинской организацией населения в количестве 57 947 человек, поскольку прикрепление к медицинской организации физических лиц производится в добровольном порядке.
В нарушение условий пунктов 5.14 договоров N 96, 226 информация о численности застрахованных лиц и документы, подтверждающие численность лиц, выбравших ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" как медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, от медицинской организации за указанный период не поступали.
Финансирование ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" за период с февраля по август 2019 года произведено по подушевому нормативу финансирования из расчета 57 947 человек без учета фактической численности прикрепленных лиц.
Согласно акту сверки количества фактически прикрепленных граждан к ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" (том 8, листы 78-81) итоговое количество прикрепленных граждан за период с февраля по август 2019 года, застрахованных в Новгородском филиале ООО "АльфаСтрахование-ОМС", составило 5 046 чел.; застрахованных в Новгородском филиале АО "СК "СОГАЗ-Мед" - 3 464 чел.
Остальные граждане, не обращавшиеся в спорный период времени в ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий", прикреплены и обслуживались в других медицинских организациях.
Доказательства фактического оказания ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" медицинских услуг в спорный период времени населению в количестве 57 947 человек в материалы дела не представлены.
В силу пункта 2.1.1 Тарифного соглашения предельный размер финансового обеспечения медицинской организации, имеющей прикрепившихся лиц (в рублях) рассчитывается исходя из численности застрахованных лиц, прикрепленных к данной медицинской организации.
Фондом представлен расчет, которым определена сумма необоснованной доплаты ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" за период с февраля по август 2019 года в общем размере 38 562 624 руб. 01 коп. (том 8, листы 58, 59).
Поскольку в силу части 3 статьи 28 Закона N 326-ФЗ получение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации, суд первой инстанции пришел к выводу к выводу о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения в размере необоснованно полученных денежных средств, имеющих целевое назначение, применил положения пункта 1 статьи 1102 ГК РФ и удовлетворил требования фонда в заявленном размере.
Ссылки апеллянта о невозможности применения к рассматриваемым отношениям положений о неосновательном обогащении коллегией судей не принимаются, поскольку общество получило денежные средства в качестве оплаты по договорам N 96, 226, отношения по которым регулируются как положениями ГК РФ, так и нормами законодательства об ОМС.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 упомянутого Кодекса установлен запрет на односторонний отказ от исполнения обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В рассматриваемом случае установлено неисполнение обществом обязательств по предоставлению сведений в СМО о численности застрахованных лиц, в связи с этим на основании пункта 3 статьи 1103 ГК РФ может быть произведен возврат полученных обществом средств, при этом в рассматриваемом случае признания договора недействительным либо незаключенным не требуется. Поскольку фонд осуществляет управление средствами ОМС, денежные средства получены обществом через СМО от фонда, излишне перечисленные обществу средства подлежат взысканию в пользу фонда.
Приведенные обществом в жалобе обстоятельства исполнения обществом Соглашения на право оплаты медицинской помощи не влияют, поэтому не подлежат оценке апелляционным судом.
Вопреки доводам апеллянта, сведения открытого портала ЕГИСЗ (о закреплении за ООО "Поликлиника Полимедика "Новгород Великий" 58 000 населения сами по себе не свидетельствует о праве оплаты медицинской помощи с учетом указанного числа граждан, проживающих на закрепленной территории, обслуживание которых производится иными медицинскими организациями.
Ссылки подателя жалобы о необходимости применения исключительно данных регионального сегмента Единого регистра застрахованных лиц не принимаются коллегией судей, поскольку несвоевременное внесение в данный регистр сведений автоматически не свидетельствует о праве общества на расчет оплаты с учетом всего населения в количестве 57 731 человек, в ином случае иные медицинское организации, фактически оказавшие услуги населению, не получат полную оплату за оказанные медицинское услуги.
Довод апеллянта о правомерности получения средств, основанный на акте проверки КРУ ТФОМС за период с марта по декабрь 2019 года, не имеет правового значения, поскольку нарушения при оплате услуг могут быть выявлены и после названной проверки.
В жалобе общество ссылается на неприменение судом Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н). Вместе с тем неотражение указанных Правил на верность выводов суда не влияет.
В соответствии с пунктом 143 Правил N 108н оплате за счет средств обязательного медицинского страхования подлежит объем предоставления медицинской помощи, установленный в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи, определенным в тарифном соглашении, заключенном в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ.
По условиям пунктов 5.14 договоров N 96, 226 и приложений 1 к объем медицинской помощи определяется с учетом числа прикрепленных лиц.
Решения комиссии с указанием первоначально отраженного в договорах прикрепленного населения не свидетельствуют о праве на получение такой опалаты при установленных обстоятельствах ненадлежащего исполнения обязательств по предоставлении сведений о прикрепленном населении.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию общества по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 февраля 2022 года по делу N А44-5305/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5305/2021
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новгородской области
Ответчик: ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий"
Третье лицо: АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", Каробейникова А.А, Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Новгородской области в лице председателя Комиссии, ООО АльфаСтрахование-ОМС", Правительство Новгородской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новгородской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд