г. Ессентуки |
|
13 июля 2022 г. |
Дело N А63-12699/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Джамбулатова С.И., судей: Белова Д.А., Годило Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фатьяновой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2022 года по делу N А63-12699/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городской стиль" к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, об обязании Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки обеспечить надлежащую работу уличного освещения на территории (земельного участка с кадастровым номером 26:30:040124:7) жилых многоквартирных домов по адресу г. Ессентуки, ул. Пятигорская, дом 121, корпуса N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике", АО "Ессентукская сетевая компания", ГУП Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс", при участии в судебном заседании представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки - Магомедовой Э.А. (доверенность от 01.07.2022), представителя ООО "Городской стиль" - Ткаченко П.П. (доверенность от 05.04.2021); в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городской стиль" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки об обязании Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки обеспечить надлежащую работу уличного освещения на территории (земельного участка с кадастровым номером 26:30:040124:7) жилых многоквартирных домов по адресу г. Ессентуки, ул. Пятигорская, дом 121, корпуса N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6 (согласно уточненным требованиям).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике", Карачаево-Черкесская Республика, акционерное общество "Ессентукская сетевая компания", государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс", публичное акционерное общество "Ставропольэнергосбыт", Федеральное государственное унитарное предприятие "Северо-Кавказское строительное управление".
Решением суда от 21.04.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что обеспечение освещением придомовой территории относится на собственником многоквартирных домов.
Истец и ПАО "Ставропольэнергосбыт" направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что администрацией г. Ессентуки был организован конкурс на право управления жилыми многоквартирными домами по адресу г.Ессентуки, ул. Пятигорская, дом 121, корпус 3,4,5,6.
В соответствии с протоколами N 1 от 13.11.2020, N 2 от 13.11.2020, N 3 от 13.11.2020, N 4 от 13.11.2020 конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (утверждены начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Ессентуки) ООО "Городской стиль" было признано победителем конкурса. К конкурсной документации был приложен проект договора управления, с указанием перечня общедомового имущества, компетенции управляющей организации, утверждением тарифа на обслуживание и содержание общедомового имущества собственников помещений. Исходя из заключенного договора управления и компетенции управляющей организации, тарифа на обслуживание и содержание общего имущества уличное освещение не входит в состав общедомового имущества.
В соответствии с протоколами внеочередных общих собраний собственников помещений по адресу: г. Ессентуки, ул. Пятигорская, дом 121 корпус N 1 от 27.12.2020 и 29.06.2021 и по адресу: г. Ессентуки, ул. Пятигорская, дом 121 корпус N 2 от 12.12.2020, собственником помещений в указанных домах приняли решение о расторжении договора управления с ГУП СК "Крайтеплоэнерго" и выбрать управляющей организацией ООО "Городской стиль", с которой заключить договор управления.
Приказами Управления Ставропольского края - Государственной жилищной инспекцией от 18.03.2021 N 194-ло, от 18.03.2021 N 195-ло, от 25.12.2020 N 1076-ло, от 23.12.2020 N 1077-ло, от 23.12.2020 N 1078-ло, от 23.12.2020 N 1079-ло сведения об управлении домами по адресу: ул. Пятигорская, дом 121, корпуса N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6 внесены в лицензию ООО "Городской стиль" N 026-000273 от 22.12.2016.
Данные жилые многоквартирные дома размещены на одном земельном участке в пределах муниципального образования города Ессентуки с кадастровым номером 26:30:040124:7.
Истец со ссылкой на то, что с момента начала управления жилыми многоквартирными домами на придомовой территории не работает уличное освещение. обратилось к Управлению жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Ессентуки 07 июня 2021 года (исх. N 91) с целью принять на баланс города Ессентуки уличное освещение жилого комплекса адресу г. Ессентуки, ул. Пятигорская, дом 121 и обеспечить его надлежащую работу.
Отказ ответчика от принятия на баланс города Ессентуки уличного освещения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040124:7 по причине нахождения земельного участка в собственности Российской Федерации послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Статья 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261 -ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относит: 1) разработку и реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с Положением об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (утверждено решением Совета г. ессентуки от 30.09.2014 N 105) Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ессентуки, осуществляющим оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с функциями, установленными настоящим Положением. Управление входит в структуру администрации города Ессентуки.
Управление: выступает муниципальным заказчиком в сфере жилищно-коммунального хозяйства в порядке, установленном действующим законодательством, а также заказчиком по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, по благоустройству территории городского округа; осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций; координирует и контролирует деятельность управляющих и обслуживающих жилищный фонд организаций, товариществ собственников жилья, организаций жилищно-коммунального комплекса; планирует и проводит мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда; разрабатывает и реализует на территории города Ессентуки муниципальные программы и планы мероприятий по обеспечению экологической безопасности и повышению уровня экологической комфортности, а также в сфере энергетики, транспорта и транспортной инфраструктуры; осуществляет проведение на территории города Ессентуки государственной политики в сфере энергетики, транспорта и транспортной инфраструктуры; осуществляет управление и нормативно-правовое регулирование в сфере энергетики, транспорта и транспортной инфраструктуры.
В силу норм статьи 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ организация освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, регулируется правилами благоустройства территории муниципального образования, утверждение которых отнесено к вопросам местного значения городского поселения в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131 -ФЗ.
Согласно п. 2.1 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки (утверждены Решением совета г. Ессентуки от 25.05.2012 N 45, далее - Правила) благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
В обязательный перечень элементов благоустройства на территории участка жилой застройки коллективного пользования п. 30.3 Правил включает: твердые виды покрытия проезда, различные виды покрытия площадок, элементы сопряжения поверхностей, оборудование площадок, озеленение, осветительное оборудование.
Поскольку организация и ремонт уличного дворового освещения относится к компетенции органов местного самоуправления, в рассматриваемом случае - к ответственности Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, доводы о том, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, а земельный участок с кадастровым номером 26:30:040124:7 находится в собственности Российской Федерации, не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности обеспечить организацию уличного (дворового) освещения, установленную законом.
При этом, в состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила N 491 не содержат.
С учетом изложенного, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки как орган, осуществляющий исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обязан принять все необходимые меры по организации уличного (дворового) освещения на спорной территории.
Тот факт, что ранее, освещения территории производилось по договору с ранее действующей управляющей организацией (ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс") с отнесением расходов на жильцов дома, не свидетельствует об отсутствии у органов местного самоуправления обязанности по выполнению установленных законом функций по организации благоустройства.
Кроме того, отнесение расходов по уличному освещению на собственников жилых помещений прямо противоречит условиям конкурсного отбора по определению управляющей организации для управления многоквартирными домами, по результатам которого ООО "Городской стиль" заключил договоры управления спорными домами.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2022 года по делу N А63-12699/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12699/2021
Истец: ООО "ГОРОДСКОЙ СТИЛЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕССЕНТУКИ
Третье лицо: АО "Ессентукская сетевая компания", ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс", ПАО "Ставропольэнергосбыт", ФГУП "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ", Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике", Ткаченко Павел Павлович, Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный суд