г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2022 г. |
Дело N А56-65260/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Кононова И.А. по доверенности от 25.04.2022 (онлайн)
от заинтересованного лица: Башкина Н.С. по доверенности от 10.01.2022 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15122/2022) Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области "Служба заказчика" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2022 по делу N А56-65260/2021 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области "Служба заказчика"
к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области "Служба заказчика" (далее - Учреждение, заявитель, МБУ "Служба заказчика") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) от 14.05.2021 N ВР-ИСХ1954/2021.
Решением суда от 04.04.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. Податель жалобы указывает, что поскольку сами учреждения, в том числе и МБУ "Служба заказчика", не осуществляют перевод денежных средств, МБУ "Служба заказчика" не могло причинить убытки бюджету муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в размере 148 785 672,84 рублей, следовательно, вывод суда о том, что администрация МО "Выборгский район" вправе требовать возмещение причиненных ей убытков с МБУ "Служба заказчика", неправомерен.
В судебном заседании, проведенном в формате "онлайн-заседания", представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Администрации просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, МБУ "Служба заказчика" является юридическим лицом - некоммерческой организацией и имеет все признаки юридического лица; по организационно-правовой форме является муниципальным учреждением по типу - бюджетное учреждение, имеющее открытые лицевые счета в комитете финансов администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Учреждение создано в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Для реализации полномочий органов местного самоуправления Учреждение осуществляет работы и услуги в соответствии с Уставом Учреждения непосредственно для муниципальных учреждений образования, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, муниципальных учреждений - юридических лиц в структуре органов самоуправления муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из местного бюджета муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Комитетом финансов администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Комитет) в соответствии с приказом от 18.01.2021 года N 3-о "О проведении внеплановой выездной проверки в МБУ "Служба заказчика" на основании обращения начальника УМВД по Выборгскому району ЛО Ильина Р.А. от 13.01.2021 года N 86/432 в период с 22.01.2021 года по 17.02.2021 года в отношении МБУ "Служба заказчика" проведена внеплановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности в рамках договорных отношении между МБУ "Служба заказчика" и АО "СК-Выборг" за период с 01.01.2017 года по 31.12.2017 год.
В ходе проверки было выявлено нарушение положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В нарушение пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402- ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), пункта 14, пункта 16 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н) выявлено необоснованное расходовании денежных средств в сумме 148 785 672,84 рублей в связи с отсутствием первичных учетных документов, данные которых подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета - журнале операций N 4 расчетов с поставщиками и подрядчиками за 2017 г. (помесячно), журнале операций по прочим операциям за 2017 г. (помесячно), а именно:
- договоры на выполнение работ, заключенных между МБУ "Служба заказчика" и АО "СК-Выборг";
- документы, подтверждающие выполнение работ: акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
В нарушение пункта 1 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, пункта 11 Инструкции N 157н, данные первичных учетных документов (платежных поручений) не отражены в регистрах бухгалтерского учета (Журнале операций N 2 с безналичными денежными средствами (помесячно) в сумме 148 785 672,84 рублей.
По результатам проверки был составлен Акт проверки N 1 от 17.02.2021 года, выдано представление на устранение выявленных нарушений, а также причин и условий их совершения от 09.04.2021 года N ВР-ИСХ-1440/2021.
14.05.2021 Администрацией было выдано Предписание N ВР-ИСХ-1954/2021, в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которого Учреждению надлежит принять меры по возмещению причиненного ущерба муниципальному образовании "Выборгский район" Ленинградской области, вызванного необоснованным расходованием денежных средств в сумме 148 756 642, 84 рублей в срок до 17.11.2021.
Не согласившись с указанным Предписанием Администрации, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Суд пришел к выводу законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Пунктом 3 статьи 265 БК РФ предусмотрено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
В силу пункта 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, выдается по результатам всех видов контроля, предусмотренных статьей 265 БК РФ.
С учетом положений вышеуказанных норм оспариваемое предписание выдано в отношении надлежащего объекта государственного финансового контроля.
Частями 1 и 2 статьи 2 Закона о бухгалтерском учете установлено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на коммерческие и некоммерческие организации; закон применяется с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций бюджетной сферы, распространяются на иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности.
В силу части 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
В ходе проверочного мероприятия, результаты которого оформлены актом проверки от 17.02.2021, установлено необоснованное расходование Учреждением денежных средств, поскольку, в нарушение требований Закона о бухгалтерском учете отсутствуют первичные учетные документы, данные которых подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета, также данные первичного учета документов (платежные поручения) не отражены в регистрах бухгалтерского учета.
В силу статьи 6 БК РФ Учреждение, являясь получателем бюджетных средств, обязан соблюдать требования бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, получая бюджетные средства, Учреждение должно не только обеспечить надлежащий контроль за их расходованием, а также осуществлять ведение бухгалтерского учета в соответствии с актуальными требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, а также в соответствии с учетной политикой Учреждения.
Таким образом, следует признать, что оспариваемое предписание выдано полномочным органом и при наличии к тому оснований, не возлагает на заявителя не предусмотренных законодательством обязанностей, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для признания его недействительным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 апреля 2022 года по делу N А56-65260/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области "Служба заказчика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-65260/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "СЛУЖБА ЗАКАЗЧИКА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ