город Ростов-на-Дону |
|
18 июля 2022 г. |
дело N А32-10476/2022 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сурмаляна Г.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу арбитражного управляющего Золочевской Ольги Владимировны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2022 по делу N А32-10476/2022 по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о привлечении арбитражного управляющего Золочевской Ольги Владимировны к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Золочевской Ольги Владимировны (далее - заинтересованное лицо, управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом первой инстанции без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2022 по настоящему делу в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства отказано. Арбитражный управляющий Золочевская Ольга Владимировна привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.02.2022, назначено наказание в виде предупреждения.
Мотивированное решение составлено 12.05.2022.
Не согласившись с принятым судебным актом, арбитражный управляющий Золочевская Ольга Владимировна обжаловала решение суда первой инстанции от 12.05.2022 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вопрос о выборе способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности был вынесен на собрание кредиторов, которое состоялось 26 марта 2021 года. Уведомление было направлено заказными письмами лицам, участвующим в деле, в том числе ИФНС Росси N 4 по г. Краснодару (номер почтового отправления 35003246012833). Также информация была опубликована 10.03.2021 на сайте ЕФРСБ (номер публикации 6311231). Управляющий указал, что направил всем кредиторам и другим участкам дела соответствующее уведомление и опубликовал его на ЕФРСБ, опубликовал на ЕФРСБ решения кредиторов по данному вопросу. Считает, что в полной мере донес до всех кредиторов и остальных участников информацию о принятом судебном акте, о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя и единственного учредителя должника и о необходимости выбрать способ распоряжения данным правом. Относительно доводов управления о том, что отчет управляющего о результатах конкурсного производства не содержит выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, информацию о покрытии расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также сведений о резолютивной части судебного акта по результатам конкурсного производства указал, что в отчете конкурсного управляющего содержится вся информация о ходе конкурсного производства предусмотренная законом. Информация о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и информация об источниках покрытия расходов на проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве, указывается управляющим в отчете об итогах процедуры наблюдения. В случае если суд посчитает доказанным факт правонарушения, просит суд применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу малозначительности правонарушения и ограничиться устным замечанием.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2019 по делу N А32-13860/2019 ООО "Авангард" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника назначена Золочевская О.В., член Ассоциации "КМ СРО АУ "Единство".
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2021 по делу N А32-13860/2019 процедура конкурсного производства в отношении ООО "Авангард" завершена.
Управлением в ходе проведения административного расследования в отношении арбитражного управляющего Золочевской Ольги Владимировны на основании обращения ИФНС России N 4 по г.Краснодару N 21-28/61541 от 15.12.2021, при изучении сведений, размещённых в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ), при непосредственном обнаружении установлено наличие признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении Золочевской Ольги Владимировны обязанностей конкурсного управляющего ООО "Авангард", а именно:
1. арбитражным управляющим ненадлежащим образом исполнена обязанность по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о подаче в суд заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, а также о судебном акте, вынесенном по результатам рассмотрения такого заявления;
2. арбитражным управляющим в установленный законом срок не включено в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве сообщение о праве кредиторов выбрать способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности;
3. арбитражным управляющим ненадлежащим образом исполнена обязанность по включению в Единый Федеральный реестр требований о банкротстве сообщение о результатах процедуры банкротства (отчет).
В отношении заинтересованного лица уполномоченным должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении от 18.02.2022 N 00322322 по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие события административного правонарушения, факта его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, оснований для составления протокола об административном правонарушении и полномочий административного органа, составившего протокол, установленной законом административной ответственности за совершение данного правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является порядок действий при проведении процедур банкротства, установленный Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неисполнение конкурсным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъект правонарушения - арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства.
Субъективная сторона характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и проявляется в невыполнении правил, применяемых в период ведения соответствующей процедуры банкротства.
Неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
1) Арбитражным управляющим ненадлежащим образом исполнена обязанность по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о подаче в суд заявления о привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности, а также о судебном акте, вынесенном по результатам рассмотрения такого заявления.
Согласно пункту 4.1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него арбитражным управляющим, если названным Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.22 Закона о банкротстве, сведения о подаче заявления о привлечении к ответственности, о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу такого заявления, и судебном акте о его пересмотре подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Согласно пункту 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечень сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178, сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом.
В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Сведения, подлежащие внесению (включению) в информационный ресурс на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц, за исключением случаев, установленных абзацами вторым и третьим указанного пункта, вносятся (включаются) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты получения пользователем соответствующего акта.
Из материалов дела следует, что в Арбитражный суд Краснодарского края в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Авангард" 24.07.2020 конкурсный управляющий обратился с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности Александровича Александра Евгеньевича в сумме 6404342 рубля.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2020 указанное заявление принято к производству.
Таким образом, конкурсному управляющему должника следовало не позднее 29.07.2020 включить в ЕФРСБ сведения о подаче в суд заявления о привлечении бывшего руководителя должника к субсидиарной ответственности.
Согласно ответу АО "Интерфакс" от 04.02.2022 исх. N 1Б13831 сообщение о подаче в суд заявления о привлечении бывшего руководителя должника к субсидиарной ответственности N 7638681 создано, оплачено и включено в ЕФРСБ 09.11.2021, то есть с нарушением установленного законом срока.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2021 заявление конкурсного управляющего о привлечении руководителя и единственного участника должника к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Авангард" удовлетворено. Участник и бывший руководитель ООО "Авангард" - Александрович А.Е. привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Авангард" в виде взыскания в конкурсную массу ООО "Авангард" денежных средств в общей сумме 6 444 472,40 рубля.
Определение от 09.04.2021 опубликовано в Картотеке арбитражных дел 12.04.2021.
Сообщение о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности надлежало включить в ЕФРСБ не позднее 15.04.2021.
Вместе с тем, сообщение о судебном акте от 09.04.2021 включено в ЕФРСБ с нарушением установленного законом срока - 09.11.2021.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе письмом АО "Интерфакс" от 04.02.2022 N 1Б13831, согласно которому сообщение о судебном акте, вынесенном по результатам заявления о привлечении бывшего руководителя должника к субсидиарной ответственности N 7638852, создано, оплачено и включено в ЕФРСБ 09.11.2021.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается факт нарушения управляющим обязанности по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о подаче в суд заявления о привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности, а также о судебном акте, вынесенном по результатам рассмотрения такого заявления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоблюдении арбитражным управляющим требований пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, пункта 1 статьи 61.22 Закона о банкротстве, пункта 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений.
2) Арбитражным управляющим в установленный законом срок не включено в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве сообщение о праве кредиторов выбрать способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.
В силу пункта 1 статьи 61.17 Закона о банкротстве, в течение пяти рабочих дней со дня принятия судебного акта о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, вынесенного в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 61.16 Закона о банкротстве, или судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, вынесенного в соответствии с пунктом 13 статьи 61.16 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий сообщает кредиторам о праве выбрать способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности. Указанное сообщение включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Согласно пункту 2 статьи 61.17 Закона о банкротстве, в течение десяти рабочих дней со дня направления сообщения, предусмотренного пунктом 1 данной статьи, каждый кредитор, в интересах которого лицо привлекается к субсидиарной ответственности, вправе направить арбитражному управляющему заявление о выборе одного из следующих способов распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности:
1) взыскание задолженности по этому требованию в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
2) продажа этого требования по правилам пункта 2 статьи 140 Закона о банкротстве;
3) уступка кредитору части этого требования в размере требования кредитора.
На основании пункта 3 статьи 61.17 Закона о банкротстве, по истечении двадцати рабочих дней со дня направления сообщения, предусмотренного пунктом 1 данной статьи, арбитражный управляющий составляет и направляет в арбитражный суд отчет о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к ответственности, в котором указываются сведения о выборе, сделанном каждым кредитором, размере и об очередности погашения его требования.
Кредитор, от которого к указанному сроку не будет получено заявление, считается выбравшим способ, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", в соответствии с пунктом 1 статьи 61.17 Закона о банкротстве информация о возможности выбора способа распоряжения требованием к контролирующему должника лицу доводится до кредиторов путем включения соответствующего сообщения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 61.17 Закона о банкротстве сроки исчисляются со дня публикации указанного сообщения в ЕФРСБ.
Согласно пункту 4 статьи 61.17 Закона о банкротстве, на основании отчета арбитражного управляющего, предусмотренного пунктом 3 указанной статьи, арбитражный суд после истечения срока на подачу апелляционной жалобы или принятия судом апелляционной инстанции соответствующего судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности:
1) производит замену взыскателя в части соответствующей суммы на кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи, и выдает на имя каждого такого кредитора как взыскателя исполнительный лист с указанием размера и очередности погашения его требования в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве;
2) выдает исполнительный лист на имя должника по делу о банкротстве как взыскателя на оставшуюся сумму.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2021 удовлетворено заявление конкурсного управляющего Золочевской О.В. о привлечении руководителя и единственного участника должника к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Авангард". Признано доказанным наличие оснований для привлечения участника и бывшего руководителя ООО "Авангард" -Александровича А.Е. к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Авангард". Бывший руководитель должника привлечен к субсидиарной ответственности в виде взыскания в конкурсную массу ООО "Авангард" денежных средств в общей сумме 6 444 472,40 руб. Указанный судебный акт опубликован в Картотеке арбитражных дел 12.04.2021.
Таким образом, не позднее 19.04.2021 конкурсному управляющему Золочевской О.В. следовало включить в ЕФРСБ сообщение о праве выбора способа распоряжения правом требований о привлечении к субсидиарной ответственности.
Вместе с тем, при изучении сведений, размещенных на официальном сайте ЕФРСБ (https://bankrot.fedresurs.ru/), соответствующее сообщение в установленный законом срок в ЕРФСБ не включено.
Доводы заинтересованного лица о том, что им в полной мере донесена до всех кредиторов и остальных участников информация о принятом судебном акте о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя и единственного учредителя должника путем вынесения на собрание кредиторов вопроса о выборе способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности не может быть принят во внимание при формировании позиции о наличии оснований для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, поскольку осуществление заинтересованным лицом указанных действий не отменяет обязанности конкурсного управляющего по размещению вышеназванной информации в официальном источнике, которым в рассматриваемой ситуации является сайт ЕФРСБ.
Ссылка управляющего на то, что указанные нарушения не повлекли нарушения прав кредитора отклоняется судом, поскольку в данном случае, соглашаясь на осуществление функций арбитражного управляющего, конкурсный управляющий Золочевская О.В. обязана действовать добросовестно, исполнять предусмотренные обязательства.
3) Арбитражным управляющим ненадлежащим образом исполнена обязанность по включению в Единый Федеральный реестр требований о банкротстве сообщение о результатах процедуры банкротства (отчет).
В силу пункта 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве, не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет). Такое сообщение должно содержать следующие сведения:
- наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
- наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
- фамилия, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
- наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой Ш.1 названного Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;
- наличие жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения;
- стоимость выявленного в результате инвентаризации имущества должника и дата окончания инвентаризации в случае, если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, проводилась инвентаризация;
- сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, в том числе с указанием размера выплаченного арбитражному управляющему вознаграждения и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, оснований для превышения размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;
- балансовая стоимость (при наличии) имущества должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также дата, на которую эта стоимость определена;
- выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
- источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве;
- дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.
Согласно пункту 6.5 статьи 28 Закона о банкротстве, по результатам конкурсного производства соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:
- даты вынесения судебных актов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о завершении конкурсного производства, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
- размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату закрытия реестра требований кредиторов (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма удовлетворенных в ходе конкурсного производства требований по каждой очереди требований;
- сведения о стоимости активов, не включенных в конкурсную массу, привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, сведения о результатах оценки имущества должника, если такая оценка проводилась, с указанием имущества, даты проведения оценки и стоимости имущества в соответствии с отчетом об оценке;
- сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам конкурсного производства и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам конкурсного производства;
- сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
Согласно пункту 4 статьи 149 Закона о банкротстве, с даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2021 по делу N А32-13860/2019 процедура конкурсного производства в отношении ООО "Авангард" завершена.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, запись о ликвидации ООО "Авангард" внесена 31.01.2022.
Таким образом, конкурсному управляющему Золочевской О.В. не позднее 10.02.2022 надлежало включить сообщение (отчет) по результатам проведения процедуры конкурсного производства в отношении ООО "Авангард" в ЕФРСБ.
Сообщением в ЕФРСБ от 17.12.2021 N 7893492 арбитражным управляющим Золочевской О.В. размещены сведения о завершении процедуры конкурсного производства в отношении должника, к сообщению также прикреплен отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах конкурсного производства.
Вместе с тем, из указанного сообщения установлено, что включенный арбитражным управляющим Золочевской О.В. отчет не содержит выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства; источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также сведений о резолютивной части судебного акта по результатам конкурсного производства.
Наличие указанных обстоятельств свидетельствует о нарушении арбитражным управляющим Золочевской О.В. пунктов 6.1, 6.5 статьи 28 Закона о банкротстве.
Довод арбитражного управляющего о том, что в представленном им отчете содержится вся информация о ходе конкурсного производства, предусмотренная законом, опровергается материалами дела.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии нарушений в действиях арбитражного управляющего Золочевской О.В.
Вменяемые ей нарушения Закона о банкротстве характеризуются формальным составом, являются оконченными с момента невыполнения соответствующих обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2005 N 122-О предусмотрено, что положения части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Статьей 24 Закона о банкротстве установлено, что арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации, осуществлять функции, установленные в пункте 4 названной статьи, а также иные функции, установленные настоящим Федеральным законом, при проведении процедур банкротства обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Золочевская О.В., являясь арбитражным управляющим, прошла обучение по утвержденной программе подготовки арбитражных управляющих, должна была знать о наличии обязанностей и требований, установленных Законом о банкротстве.
Арбитражный управляющий Золочевская О.В. не представила суду наличие объективных препятствий для своевременного исполнения возложенных на нее как профессионального участника правоотношений в сфере законодательства о банкротстве обязанностей.
Приведенные выше факты свидетельствуют о недобросовестности действий арбитражного управляющего при исполнении возложенных на него обязанностей, а также нарушении им положений Закона о банкротстве.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В то же время, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно, с учетом содержания вышеуказанных правовых норм, применительно к рассматриваемому составу административный орган должен доказать неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), наличие вины арбитражного управляющего в допущенном нарушении, а также тот факт, что это неисполнение вызвано действиями именно арбитражного управляющего.
Объективной стороной названного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Совершенное арбитражным управляющим Золочевской О.В. административное правонарушение посягает на урегулированный законодательством Российской Федерации порядок в сфере общественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота.
Состав административного правонарушения, указанный в части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно признаны доказанными как вина арбитражного управляющего Золочевской О.В., так и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и не были представлены заинтересованным лицом.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2 от 27.01.2003 указано, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 арбитражного процессуального кодекса Российской федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 арбитражного процессуального кодекса Российской федерации).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от Минэкономразвития России от 25.09.2017 N 478 утверждён Перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, к которым отнесены, в том числе, руководители территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и их заместители, осуществляющие контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в пределах своей компетенции; начальники отделов территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и их заместители, государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей, должностные лица территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющие контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в пределах своей компетенции.
Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, обладающего на этой стадии комплексом процессуальных прав.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В силу пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения" положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Из материалов дела следует, что управлением направлено извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по известным адресам арбитражного управляющего.
Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений с идентификаторами N 80093168678538 и N 80093168678507, заинтересованному лицу 25.01.2022 и 27.01.2022 вручены копии уведомлений от 20.01.2022 N 09-001786/22 о необходимости явки 18.02.2022 в 15.30 часов в управление для составления в отношении него протокола об административном правонарушении.
К дате составления протокола об административном правонарушении от 18.02.2022, управляющим представлен отзыв от 09.02.2022 N 02.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 18.02.2022 составлен в отсутствие представителя арбитражного управляющего, извещенного надлежащим образом.
Нарушений административного законодательства при возбуждении дела об административном правонарушении, производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено.
Срок давности привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности не пропущен.
Оценив довод заявителя жалобы о наличии оснований для квалификации совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения в качестве малозначительного, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемое нарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
В силу пунктов 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований Закона о банкротстве. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Отсутствие последствий само по себе не является основанием для применения малозначительности. Доказательств исключительности рассматриваемого случая материалы дела не содержат.
Длительность неисполнения и характер действий (бездействия) управляющего по нарушению требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", который является профессиональным участником правоотношений в соответствующей сфере, прошел подготовку в установленном законом порядке и не мог не осознавать противоправность действий, позволяет сделать вывод о его отношении к выполнению своих обязанностей как арбитражного управляющего по соблюдению федерального законодательства и о возможности наступления неблагоприятных последствий в сфере охраняемых законом правоотношений.
Таким образом, принимая во внимание характер и существенность угрозы общественным отношениям, с учетом обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о малозначительности правонарушения.
Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, предусмотрена для должностных лиц в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, суд первой инстанции правомерно назначил арбитражному управляющему Золочевской О.В. административное наказание, предусмотренное санкцией частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде предупреждения. Судебная коллегия полагает, что административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части суд апелляционной инстанции не усматривает.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, но не содержат фактов, которые не были бы учтены судом при рассмотрении дела.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2022 по делу N А32-10476/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10476/2022
Истец: РОСРЕЕСТР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Ответчик: арбитражный управляющий Золочевская Ольга Владимировна, Золочевская Ольга Владимировна