город Ростов-на-Дону |
|
19 июля 2022 г. |
дело N А53-302/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курипко В.А.,
при участии:
от истца: представитель Столярова С.В. по доверенности от 01.12.2021,
от ответчика: представитель Кравченко Н.В. по доверенности от 01.03.2022; директор Пиляев П.В. по приказу от 07.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.05.2022 по делу N А53-302/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы" (ОГРН 1166196081930 ИНН 6166100113)
к муниципальному предприятию г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" (ОГРН 1026102484320 ИНН 6151009775)
о взыскании платы, пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к муниципальному предприятию "Коммунальные котельные и тепловые сети" (далее - ответчик, предприятие) о взыскании платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за январь - июль 2021 года в размере 271 949 рублей 91 копейки, пени за период с 16.02.2021 по 31.03.2022 в размере 71 093 рубля 81 копейка, пени по день фактической уплаты задолженности, исходя из задолженности в сумме 271 949 рублей 91 копейка по 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки;
- за апрель - июль 2021 года плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (ПДК) в размере 279 262 рубля 64 копейки, пени за период с 27.05.2021 по 31.03.2022 в размере 59 002 рубля 14 копеек, пени по день фактической уплаты задолженности, исходя из задолженности в сумме 279 262 рубля 64 копейки по 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки;
- за водоотведение за январь - июль 2021 года в сумме 475 000 рублей 99 копеек, пени за период с 11.02.2021 по 31.03.2022 в размере 124 230 рублей 17 копеек, пени по день фактической уплаты задолженности, исходя из задолженности в сумме 475 000 рублей 99 копеек по 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки;
- за частично оплаченную сумму долга в размере 13 045 рублей 71 копейка за водоотведение за период с 12.05.2021 по 17.11.2021 пени в размере 1 430 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.05.2022 с предприятия в пользу общества взыскана плата за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за период с января по июль 2021 года в размере 271 949 рублей 91 копейка, пени за период с 16.02.2021 по 31.03.2022 в размере 71 093 рубля 81 копейка, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных состава сточных вод (ПДК) за период с апреля по июль 2021 года в размере 279 262 рубля 64 копейки, пени за период с 27.05.2021 по 31.03.2022 в размере 59 002 рубля 14 копеек, задолженность за водоотведение за период с января по июль 2021 года в размере 475 000 рублей 99 копеек, пени за период с 11.02.2021 по 31.03.2022 в размере 124 230 рублей 17 копеек, пени за период с 12.05.2021 по 17.11.2021 в размере 1 430 рублей 01 копейка, пени из расчета одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки с последующим ее начислением со следующего дня по окончании действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", до момента фактического исполнения основного обязательства, если основное обязательство не будет исполнено до окончания действия моратория, расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 24 003 рублей. С предприятия в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 817 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы ответчик приводит следующие доводы:
- суд ошибочно сослался на договор от 10.06.2019 N ВР-153НФ-ВО/27/1, тогда как между сторонами заключен договор от 10.03.2021 N ВР-153НФ-ВО;
- истцом не проводился плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод;
- факт превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ в сточных водах абонента не доказан;
- счета, выставляемые обществом, не позволяют идентифицировать по какому адресу и в соответствии с каким объемом произведен расчет.
В представленном в материалы дела отзыве истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между обществом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и предприятием (абонент) заключен договор водоотведения от 10.03.2021 N ВР-153НФ-ВО (далее - договор N ВР-153НФ-ВО, л.д. 15-21).
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии с договором N ВР-153НФ-ВО оплата за предоставленные услуги, производится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов, счетов-фактур.
В соответствии с пунктом 119 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), плата за негативное воздействие рассчитывается по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Истец указывает, что оплата за водоотведение производилась ответчиком несвоевременно, обществом произведен расчет, в соответствии с которым за январь - июль 2021 года размер платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения составил 271 949 рублей 91 копейка, за апрель - июль 2021 года плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (ПДК) в сумме 279 262 рубля 64 копейки.
Кроме того, ответчиком не оплачена задолженность за водоотведение за январь - июль 2021 года в сумме 475 000 рублей 99 копеек.
В связи с неоплатой в установленные сроки, предусмотренные договором, истцом начислены пени.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 25.08.2021 N Н-1484 с требованием об оплате задолженности, которая удовлетворена частично 18.11.2021 в сумме 13 045 рублей, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 539 - 547, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами N 644, признав расчет истца соответствующим пункту 123 Правил N 644, пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В подпунктах "ж" и "и" пункта 35 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, а также соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Как следует из пункта 25 Правил N 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Согласно пункту 119 Правил N 644 Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Пунктом 123 (4) Правил N 644 установлены особенности расчета и взимании платы с объектов абонентов, соответствующих любому из следующих условий:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
На основании пункта 123 (4) Правил N 644 для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделка и крашение шкур и кожи, выделка и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе, если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по указанной в этом пункте формуле:
П = К x Т x Qпр1,
где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Постановлением Администрации города Новошахтинска от 27.06.2014 N 806 "Об определении гарантирующей организации в городе Новошахтинске для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление N 806) ООО "Донреко" наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Новошахтинск".
Постановлением Администрации города Новошахтинска от 12.05.2017 N 410 "Об определении гарантирующей организации в городе Новошахтинске для централизованной системы водоотведения" общество наделено статусом гарантирующей организации в городе Новошахтинске для централизованной системы водоотведения с 01.05.2017.
Также постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 27.04.2017 N 16/10 "Об установлении тарифов в сфере водоотведения" обществу установлен тариф для услуги водоотведения.
На основании вышеуказанных документов Администрацией города Новошахтинска издано постановление от 12.05.2017 N 411 "О внесении изменений в постановление N 806", согласно которому: "в наименовании постановления, пунктах 1 и 2 слова "и водоотведения" исключить", указанное постановление распространяется на правоотношения с 01.05.2017.
Суд первой инстанции, проверив расчеты истца, признал их верными и удовлетворил исковые требования в части взыскания задолженности в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020 по делу N А53-5408/2020, от 27.10.2021 по делу N А53-11444/2021.
В материалы дела представлены акты приема-передачи объемов, в которых указаны помесячные объемы, а также расчет платы за негативное воздействие. Соответственно у ответчика имелись в распоряжении все необходимые данные для проверки расчета и предоставления контррасчета при наличии возражений. Однако, ответчик ни возражения, ни контррасчет не предоставил.
Соответственно, начисление платы за негативное воздействие ответчиком произведено обоснованно, с соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий), среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых, менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, то есть в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что истцом не представлены доказательства отбора контрольных проб и результатов анализов лабораторных испытаний, не основаны на нормах действующего законодательства.
В связи с изменениями, внесенными Постановлением N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644 вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод. проводимого организацией. осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
В случае если возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация и, при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123 (4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется.
Доводы о том, что выставляемые обществом счета не позволяют идентифицировать по какому адресу и в соответствии с каким объемом произведен расчет, опровергаются материалами дела. Так, в материалы дела представлены счета об оплате (л.д. 52), к которым приложены акты и акты приема-передачи стоков. В данных актах указаны адрес абонента, а также конкретные места установки прибора учета. В материалы дела также представлены копии реестров вручения абонентам документов об оплате (л.д. 51-74).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 по делу N А53-11444/2021.
Требования о взыскании неустойки удовлетворены судом первой инстанции с учетом положений статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474.
Решение суда первой инстанции в части взыскания пени истцом не обжалуется.
Доводы в части взысканной судом первой инстанции неустойки в апелляционной жалобе не приведены, в силу чего исходя из пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" у апелляционного суда отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции в указанной части.
Ссылка на то, что суд ошибочно сослался на договор от 10.06.2019 N ВР-153НФ-ВО/27/1, тогда как между сторонами заключен договор от 10.03.2021 N ВР-153НФ-ВО, не свидетельствует о принятии неправильного по существу судебного акта, а является опечаткой, которая может быть исправлена в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.05.2022 по делу N А53-302/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-302/2022
Истец: ООО "ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ Г.НОВОШАХТИНСКА "КОММУНАЛЬНЫЕ КОТЕЛЬНЫЕ И ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"