г. Москва |
|
19 июля 2022 г. |
Дело N А41-13491/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Союза содействия в газификации и благоустройстве территории "Союз-Газ" на решение Арбитражного суда Московской области от 28.04.2022 по делу N А41-13491/2022.
В судебном заседании принял участие представитель:
акционерного общества "Мособлгаз" - Зарецкий Д.Д. по доверенности от 07.06.2021.
Акционерное общество "Мособлгаз" (далее - истец, АО "Мособлгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Союзу содействия в газификации и благоустройстве территории "Союз-Газ" (далее - ответчик, Союз-Газ, союз) об обязании не чинить препятствий АО "Мособлгаз" по подключению объектов капитального строительства, расположенных в населенном пункте д. Ваньково, Дмитровского городского округа Московской области, а именно:
- объекта капитального строительства с к.н. 50:04:0120115:241, расположенного на земельном участке с к.н. 50:04:0120115:77;
- объекта капитального строительства с к.н. 50:04:0120115:228, расположенного на земельном участке с к.н. 50:04:0000000:92772,
к сети газораспределения к 35 капитальным жилым домам НП "Союз-Газ" по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/п Костинское, вблизи д. Ваньково с кадастровым номером 50:04:0120115:239, в целях исполнения Программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50.
Решением суда первой инстанции исковое заявление удовлетворено.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, считает заявленные исковые требования необоснованными. Также указывает на необоснованный возврат судом встречного иска.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Мособлгаз" осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области.
Истец является исполнителем Программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 (в редакции Постановления Правительства Московской области от 28.09.2021 N 929/34 "О внесении изменений в Программу Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", далее - Программа газификации).
Согласно Посланию Федеральному собранию 21.04.2021 Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации с учетом критериев "Дорожной карты", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 N 1152-Р в период 2021- 2022 гг., АО "Мособлгаз" запланировано выполнение мероприятий по догазификации более 2.6 тыс. населенных пунктов Московской области в рамках Программы газификации".
Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 N 560/24 "О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области" во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО "Мособлгаз".
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 N 347/20 "О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области" (пункты 2 и 3) ГУП МО "Мособлгаз" (правопреемник - АО "Мособлгаз") является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.
Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО "Мособлгаз" возложены задачи по обеспечению подводки внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
Согласно разделу 3 Программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам". Урегулирование правоотношений с "основными абонентами" по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления.
Союзу (ответчику) на праве собственности принадлежит сеть газораспредления 1 345 м. к 35 капитальным жилым домам НП "Союз-Газ" по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/п Костинское, вблизи д. Ваньково с кадастровым номером 50:04:0120115:239.
Деревня Ваньково включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения находится в границах населенного пункта.
В связи с этим жители д. Ваньково получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков.
Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Ваньково к газопроводу-источнику, принадлежащему Ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной Администрацией городского округа Солнечногорск Московской области.
Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 "Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы" (далее - СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административнотерриториального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).
При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985).
Согласно гидравлическому расчету газопровод-источник рассчитан с максимальным расходом газа на 183 жилых дома.
К сети подключено 43 жилых дома.
Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа союза.
Истцом в адрес ответчика направлено письмо исх. N 6624/с/33 от 14.10.2021 с просьбой дать согласие на подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в д. д. Ваньково.
Однако, ответчик отказал истцу в выдаче согласия на подключение к газопроводу-источнику письмом от 08.11.2021.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, АО "Мособлгаз" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на истца возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам". Урегулирование правоотношений с "основными абонентами" по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления.
Частью 3 статьи 27 Федерального закона N 69-ФЗ от 31 марта 1999 года "О газоснабжении Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) определено, что юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с п. 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547, ответчик (основной абонент) обязан в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направить согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Ответчик не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. N 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Ваньково к газопроводу-источнику длиной 1 345 м., принадлежащему ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной Администрацией городского округа Солнечногорск Московской области.
Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 "Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы" (далее - СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административнотерриториального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).
При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985).
Согласно гидравлическому расчету газопровод-источник рассчитан с максимальным расходом газа на 183 жилых дома. К сети подключено 43 жилых дома.
Согласно пункту 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).
Согласно п. 32 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения исполнитель определяет технические условия: а) на основе анализа пропускной способности сети газораспределения; б) с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения; в) с учетом принятых исполнителем в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Отказывая в подключении к газопроводу-источнику, ответчик препятствуют в выполнении истцу мероприятий по социальной газификации.
Учитывая приведенные нормативные положения, доводы апелляционной жалобы о наличии у ответчика права отказывать в подключении к сетям по своему усмотрению признаются апелляционным судом несостоятельными.
Также суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о том, что спорный газопровод принадлежит не только их организации, но и другим.
Истец пояснил, что ответчику принадлежит газопровод длиной 1 345 м., именно про эту протяженность и идет речь в настоящем процессе, иные лица НП "Ваньково-ГАЗ" (1276,100 м) и НП "Васнецово-ГАЗ" (1033,810 м) владеют иной протяженностью, о которой речь в данном иске не идет.
Указания в апелляционной жалобе на невыплату компенсации не принимаются во внимание судом, поскольку ответчик не лишен возможности обратиться с соответствующими требованиями к истцу. Вынесенный по настоящему делу судебный акт указанному не препятствует.
Довод подателя жалобы о необоснованном возвращении судом первой инстанции встречного иска не принимается, так как определение суда первой инстанции о возвращении встречного иска оставлено в силе постановлением суда апелляционной инстанции от 12.07.2022 (резолютивная часть).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.04.2022 по делу N А41-13491/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Союза содействия в газификации и благоустройстве территории "Союз-Газ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13491/2022
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: СОЮЗ СОДЕЙСТВИЯ В ГАЗИФИКАЦИИ И БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ "СОЮЗ-ГАЗ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Ершова Ольга Викторовна, Коштарева Мария Сергеевна, МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26682/2022
19.07.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14037/2022
19.07.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10714/2022
28.04.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-13491/2022