г. Москва |
|
20 июля 2022 г. |
Дело N А40-210925/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2022 по делу N А40-210925/21
по заявлению НИЦ "Курчатовский институт"
к Управлению Росреестра по г. Москве,
третьи лица: 1.ТУ Росимущества по Москве,
2.ООО "ГЕОТОП"
о признании незаконным решения от 21.11.2019,
при участии:
от заявителя: |
Морозков С.В. по доверенности от 17.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (далее - заявитель, ФГБУ "НИЦ "Курчатовский институт") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - управление) от 21.11.2019 N 77/007/239/2019-2654, N 77-0-1-71/3141/2019-540 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2022 требования заявителя удовлетворены.
Управление, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель ФГБУ "НИЦ "Курчатовский институт" просил в удовлетворении жалобы отказать.
Дело рассмотрено в порядке ч.3, 5 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, ТУ Росимущества 09.08.2019 обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости по адресу: г. Москва, пл. Академика Курчатова, дом 1, строение 321 (далее - объект недвижимости).
Решением управления от 21.11.2019 N 77/007/239/2019-2654, N 77-0-1-71/3141/2019-540 заявителю отказано в удовлетворении заявлений.
Полагая, что отказ регистрирующего органа нарушает права и законные интересы заявителя, ФГБУ "НИЦ "Курчатовский институт" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Управление полагает, что на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации не были предоставлены документы, подтверждающие правомерное отнесение объекта недвижимого имущества к федеральной собственности; что заявитель обратился за судебной защитой спустя 1,5 года после отказа в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав при отсутствии уважительности причин бездействия; представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, технический план изготовлен без использования необходимых документов.
Судом установлено, что основанием для отказа о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости послужило следующее:
- в материалы реестрового дела не представлены какие-либо правоустанавливающие документы,
- представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требования к подготовке технического плана, - в нарушение норм Федерального закона N 218-ФЗ представленный технический план изготовлен без использования необходимых документов.
Между тем, принимая во внимание установленные судом фактические обстоятельства, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Учреждением в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права оперативного управления.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 10.08.2018 на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0011001:23, расположенный по адресу: г. Москва, пл. Академика Курчатова, вл. 1, следует, что данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и предоставлен заявителю в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации научно-производственных зданий и сооружений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Из изложенного следует, что по формальным установленным законом требованиям лицом, по заявлению которого осуществляются одновременно государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, может являться только Российская Федерация.
В силу статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, закрепленным собственником за учреждением в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Из абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ следует, что право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Пунктом 1 статьи 299 ГК РФ предусмотрено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Из вышеизложенного следует, что право оперативного управления производно от права собственности. Право оперативного управления не может существовать отдельно от права собственности.
Согласно Выписке из реестра федерального имущества от 21.06.2018 НИЦ "Курчатовский институт" поименован правообладателем объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 21 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" сведения об объекте учета и лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе.
В Карте N 1.2 Подраздела 1.2. "Сведения о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства" Раздела 1 "Сведения о недвижимом имуществе" реестра федерального имущества от 23.09.2008 указано, что НИЦ "Курчатовский институт" владеет объектом недвижимости на праве оперативного управления.
Так как решением управления отказано в осуществлении кадастрового учета и, соответственно, регистрации права собственности РФ на объект недвижимости, то заявитель, в свою очередь, лишен возможности зарегистрировать право оперативного управления на объект, а значит, в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ наделен правом на обжалование данного решения.
Кроме того, заявитель является заказчиком кадастровых работ с целью постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет, что подтверждается договором возмездного оказания услуг N 05/02/2018 от 14.03.2018, заключенным между НИЦ "Курчатовский институт" и ООО "ГЕОТОП", и платежным поручением N 50359 от 11.04.2018.
На государственную регистрацию права собственности Российской Федерации были предоставлены документы, подтверждающие отнесение объекта недвижимости к федеральной собственности: Выписка из реестра федерального имущества от 21.06.2018, инвентарная карточка от 01.08.2019, выписка из ЕГРН от 10.08.2018 на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0011001:23 по адресу: г. Москва, пл. Академика Курчатова, вл. 1, на котором расположен объект недвижимости.
Ссылка управления на п. 36 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, согласно которому факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения, не обоснована, так как в отношении объекта отсутствуют споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав.
Кроме того, управлением не учтено, что земельный участок находится в собственности Российской Федерации и предоставлен заявителю в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации научно-производственных зданий и сооружений.
Согласно закрепленному в подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков; в отношении данного земельного участка отсутствуют споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав.
Согласно Карте N 1.2 Подраздела 1.2. "Сведения о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства" Раздела 1 "Сведения о недвижимом имуществе" реестра федерального имущества от 23.09.2008 документами-основаниями возникновения права собственности РФ является Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1).
В соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права, помимо прочего, возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно пункту 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложениях 1 и 2 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности. К указанным объектам в том числе относятся предприятия атомного и энергетического машиностроения, объекты оборонного производства, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений - указанные объединения.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности (абз. 2 п. 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1).
НИЦ "Курчатовский институт" относится к данным объектам, что подтверждается сведениями о видах экономической деятельности, указанных в выписке из ЕГРЮЛ: научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, производство ядерного топлива, производство электроэнергии атомными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций, производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования и т.д.
В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем НИЦ "Курчатовский институт" является Российская Федерация.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества, созданного им учреждения.
Таким образом, в силу закона Российская Федерация является собственником спорного строения, входящего в состав имущественного комплекса заявителя.
В решении управления перечислены многочисленные требования к техническому плану, установленные Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
В соответствии с п. 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а таюке для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из перечисленных управлением нарушений нормативных требований к техническому плану невозможно без дополнительных разъяснений понять, какие конкретные действия необходимо совершить для их устранения, а значит, решение Управления нельзя считать законным и обоснованным.
Требование управления о предоставлении акта уполномоченного органа о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, проектной документации либо в силу ч. 1 ст. 71 Закона N 218-ФЗ технического паспорта объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года, является неисполнимым, так как указанными документами заявитель не располагает.
Заявитель располагает:
- техническим паспортом Савеловского ТБТИ города Москвы от 28.10.2013 года;
- поэтажным планом Савеловского ТБТИ города Москвы от 02.12.2013;
- вышеуказанной Картой 1.2 реестра федерального имущества от 23.09.2008;
- ответом от 20.05.2016 Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Центральный государственный архив города Москвы" об отсутствии технической документации на строительство объекта недвижимости (строение 164);
- справкой от 16.01.2013 службы адресного реестра МосгорБТИ о регистрации адреса объекта на основании распоряжения префекта СЗАО от 09.12.2012 N 490-рп.
По смыслу ч. 1 ст. 71, ч. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении указываются в техническом плане на основании декларации, которая была предоставлена Территориальным управлением Росимущества в городе Москве.
Согласно ч. 8 ст. 29 Закона N 218-ФЗ при государственном кадастровом учет и (или) государственной регистрации прав орган регистрации прав наделен полномочиями запрашивать посредством межведомственных запросов необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), однако, при рассмотрении заявлений Территориального управления Росимущества в городе Москве от 07.08.2019 данные действия Управлением не были совершены, что свидетельствует о формальном подходе Управления Росреестра по Москве к регистрации права собственности Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных НИЦ "Курчатовский институт" требований, правомерно обязав управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенное нарушение в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку они основаны на неправильном толковании норм.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2022 по делу N А40-210925/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210925/2021
Истец: ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ГЕОТОП"