г. Владимир |
|
21 июля 2022 г. |
Дело N А43-6502/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Протасова Ю.В., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цадкиной А.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.04.2022 по делу N А43-6502/2020, по исковому публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" (ИНН 5260148520, ОГРН 1055238038316) к обществу с ограниченной "Управляющая компании Кстовские огни" (ИНН 5250063404, ОГРН 1155250001829) о взыскании задолженности, законной неустойки,
без участия представителей от сторон,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - ПАО "ТНС энерго НН", Гарантирующий Поставщик, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Кстовские огни" (далее - ООО "УК Кстовские огни", Управляющая Компания, ответчик) о взыскании 88 251 руб. 42 коп. задолженности по оплате электрической энергии, потребленной в ноябре 2019 года в целях содержания общего имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, 9255 руб. 85 коп. неустойки, начисленной с 17.12.2019 по 05.04.2020, с последующим начислением по день фактической оплаты долга (с учетом уточнений иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 07.04.2022 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении заявленных исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, ПАО "ТНС энерго НН" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель считает, что суд при вынесении решения не учел, нормы права, императивно устанавливающие порядок расчета стоимости электрической энергии, превышающей объем нормативов потребления коммунальной услуги. Апеллянт сослался на положения пункта 44 Правил N 354, формулы 11-14 Приложения N 2, пункт 22 Правил N 124
Подробно доводы заявителя изложены в дополнении к апелляционной жалобе.
Ответчик направил отзыв, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей от сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела, что решением РСТ Нижегородской области истцу присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской области. Ответчик в спорный период являлся управляющей организацией многоквартирных домов, указанных в приложениях к иску, что подтверждается анкетой управляющей организации, размещенной на сайте "ГИС ЖКХ", и не оспаривается ответчиком.
ПАО "ТНС энерго НН" и УК "Кстовские огни" заключили договор энергоснабжения от 18.10.2018 N 6697999, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества в МКД в точку поставки, а исполнитель (ответчик) обязуется оплачиваться приобретенную электрическую энергию.
В ноябре 2019 года истцом поставлена электрическая энергия, потребленная при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, на общую сумму 381 500 рублей 32 копейки (с учетом корректировок).
Факт отпуска электрической энергии подтверждается актами снятия показаний общедомовых приборов учета, счетами-фактурами, актами приема-передачи электроэнергии.
Ответчик поставленную ему электрическую энергию в полном объеме не оплатил, в результате чего образовалась задолженность за спорный период в сумме 88 251 руб. 42 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств послужило истцу основанием для обращения с претензией, а впоследствии в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), частью 2.3 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Обязанность управляющей организации вносить ресурсоснабжающим организациям плату за коммунальные ресурсы, поставленные на ОДН, следует из совокупности статей 39, 153 и 154 ЖК РФ, пунктов 21 и 21(1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 N 354 (далее - Правила N 354).
Разногласия у сторон возникли в отношении тарифа, подлежащего применению при определении стоимости электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Из абзацев первого и второго пункта 44 Правил N 354 (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) следует, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Из указанных норм права в их совокупном толковании следует, что управляющая организация обязана оплатить за счет собственных средств объем электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, когда отсутствует решение общего собрания собственников помещений в МКД о распределении названного объема между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В этом случае объем электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, оплачивается управляющей организацией по тарифу сверх социальной нормы.
В материалы дела ответчиком представлены протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК Кстовские огни", в соответствии с которыми собственниками указанных многоквартирных домов приняты следующие решения: "Собственникам помещений в многоквартирном доме, действующим от своего имени, заключить договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, а именно: холодного водоснабжения и водоотведения с МУП "Городской водоканал города Кстово", электроснабжения с ПАО "ТНС Энерго НН", отопления и горячего водоснабжения с ПАО "Т Плюс". Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома определить исходя из объема коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета и распределить в полном объеме между собственниками и нанимателями МКД пропорционально общей площади жилого и нежилого помещения, принадлежащего конкретному собственнику, ежемесячно".
При наличии таких решений обязанность оплатить весь объем электроэнергии, потребленной на ОДН, возлагается на собственников помещений МКД, а управляющая организация в этом случае лишь "транслирует" полученные от граждан платежи ресурсоснабжающей организации.
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
Согласно пункту 25 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 (далее - Положение N 614), исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами N 354, подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее - объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):
а) в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
б) в отношении части объема сверх социальной нормы - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
В силу пункта 21 подпункта "ж" Правил N 124 в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в совокупном объеме электрической энергии, поставляемой в многоквартирный дом, выделяются объемы электрической энергии, поставляемой собственникам и пользователям жилых помещений в пределах и сверх такой социальной нормы.
Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формулам 5 - 8 приложения 6 к указанному Положению (пункт 32 Положения N 614).
Согласно формулам 5 - 8 приложения 6 к Положению N 614 невыбранный объем социальной нормы в конкретном жилом помещении переносится на объем электроэнергии, потребленной на ОДН, приходящийся на это помещение, и в названной части оплачивается по тарифу в пределах социальной нормы.
Социальная норма потребления электрической энергии на территории Нижегородской области установлена постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 N 310 (далее - Постановление N 310).
В силу пункта 1 Постановления N 310 величина социальной нормы установлена в размере 50 кВт.ч в месяц на человека. Для отдельных категорий граждан социальная норма установлена в размере, указанном в пунктах 3.1 - 3.3 Постановления N 310.
В соответствии с пунктом 3.4 Постановления N 310 для домохозяйств многоквартирных домов величина социальной нормы потребления электрической энергии, определенная на основании пунктов 1, 3.1 - 3.3 настоящего постановления, увеличивается на приходящийся на домохозяйство объем электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, но не более объема, определенного для данного домохозяйства на основании утвержденного норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Из приведенных норм следует, что в ситуации, когда конечные потребители приняли решение о распределении объема электроэнергии, потребленной на ОДН сверх установленного норматива, между всеми жилыми и нежилыми помещениями, и индивидуальное потребление в жилом помещении меньше установленной социальной нормы, расчет стоимости ресурса на ОДН, приходящегося на это помещение, следует производить с учетом пункта 32 Положения N 614 и формул 5 - 8 приложения 6 к Положению N 614, когда невыбранная часть социальной нормы переносится на ОДН и в этой части оплачивается по социальному тарифу. В силу абзаца второго пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, связи с тем, что на основании принятых собственниками решений о распределении СОИ в том числе и сверхнормативный объем СОИ, между всеми собственниками помещений конкретного МКД, оплата СОИ в полном объеме, в том числе и сверхнормативного объема, управляющая компания осуществляет за счет денежных средств собственников МКД. При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, должны применяться тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Вопреки доводу Гарантирующего Поставщика в силу подпункта "а" пункта 22 Правил N 124 сверхнормативный ОДН подлежит оплате управляющей организацией по тарифу сверх социальной нормы, когда оплата названного объема является исключительной обязанностью управляющей организацией в силу пункта 44 Правил N 354. В рассмотренном случае Управляющая Компания ссылалась на наличие решений собственников помещений МКД о распределении этого объема между ними.
Таким образом, стоимость поставленного истцом в ноябре 2019 года коммунального ресурса - электроэнергии, потребленной при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов, составила 335 472 руб. 81 коп. (с учетом тарифов, подлежащих применению в соответствии с Положением N 614). Истец в альтернативном расчете подтвердил указанную стоимость.
Поставленная электрическая энергия оплачена ответчиком в полном объеме, что не оспаривается истцом и подтверждается платежными поручениями: от 15.05.2019 N 415 на сумму 3772,6 руб.; от 05.06.2019 N 471 на сумму 1453,18 руб.; от 11.07.2019 N 674 на сумму 20 093,4 руб.; от 26.09.2019 N 1104 на сумму 21 605,03 руб.; от 16.10.2019 N 1257 на сумму 1742,09 руб.; от 11.11.2019 N 1361 на сумму 5269,65 руб.; от 11.07.2019 N 1360 на сумму 1405,51 руб.; от 16.12.2019 N 1615 на сумму 5673,57 руб.; от 25.03.2020 N 389 на сумму 65 713,59 руб.; от 27.03.2020 N 403 на сумму 172 675,76 руб.; от 11.08.2020 N 1140 на сумму 14 717,84 руб.; от 12.08.2020 N 1148 на сумму 20 000 руб.; от 11.07.2019 N 1183 на сумму 1350,59 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Кроме того, истец заявил требование о взыскании с ответчика 9255 руб. 85 коп. законной неустойки, начисленной с 17.12.2019 по 05.04.2020, с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором неустойку.
На основании пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты (пункт 81 Основных положений N 442, пункт 25 Правил N 124).
В абзаце 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате электрической энергии подтверждается материалами дела.
Сумма неустойки за просрочку оплаты основного долга по договору энергоснабжения от 18.10.2018 N 6697999 за ноябрь 2019 года, начисленная с 17.12.2019 по 05.04.2020, в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, составила 7 808 рублей 75 копеек.
Указанная сумма неустойки оплачена ответчиком в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 12.10.2020 N 1516, следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания неустойки.
В части требования истца о взыскании с ответчика неустойки, начисленной с 06.04.2020 до момента фактического исполнения обязательства, суд первой инстанции правомерно отказал на основании статьи 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
При таких обстоятельствах апелляционный суд на основе оценки приведенных в жалобе доводов не установил оснований для отмены обжалованного решения, поскольку аргументы заявителя не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах, установленных обстоятельствах и нормах права.
Иное толкование апеллянтом норм права, обстоятельств дела и его несогласие с выводами суда, основанными на оценке доказательств, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.04.2022 по делу N А43-6502/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.Н. Фединская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6502/2020
Истец: ПАО ТНС энерго НН
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ КСТОВСКИЕ ОГНИ"
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7101/2022
21.07.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3887/20
07.04.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-6502/20
30.07.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-15302/20
08.09.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3887/20
26.05.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-6502/20