г. Киров |
|
01 августа 2022 г. |
Дело N А17-4267/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Овечкиной Е.А.,
судей Горева Л.Н., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовой О.С.,
без участия представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Наш Дом"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.04.2022 по делу N А17-4267/2021
по иску товарищества собственников жилья "Наш Дом" (ОГРН: 1093702005495; ИНН: 3702580693)
к администрации города Иваново (ИНН 3728012487, ОГРН 1023700543624)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Газпром газораспределение Иваново" (ИНН 3730006498, ОГРН 1023700530611),
об обязании обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, о взыскании судебной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Наш Дом" (далее - истец, заявитель, податель жалобы, Товарищество, ТСЖ, ТСЖ "Наш Дом", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к администрации города Иваново (далее - ответчик, Администрация) об обязании обратиться в порядке, установленном пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в течение 30 календарных дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области с заявлением о принятии на учет следующего бесхозяйного недвижимого имущества: подземного газопровода среднего давления 3 категории диаметром 89 мм от места врезки в подземный газопровод среднего давления диаметром 426 мм по ул. Арсения; надземный газопровод среднего давления диаметром 89 мм, 57 мм, ШГРП-ГСГО 1-5/25-2, подземный газопровод низкого давления 4 категории диаметром 159 мм, надземный газопровод низкого давления 4 категории диаметром 159, 108, 89, 76, 57, 32 мм до коммерческого узла учета расхода газа (поставка газа в многоквартирный дом N 36 по ул. Садовая в г. Иванове; далее также - МКД N 36, дом N 36); подземного газопровода низкого давления от места врезки в подземный газопровод среднего давления диаметром 426 мм у многоквартирного дома N 53 по ул. Арсения (далее также - МКД N 53, дом N 53), надземный газопровод низкого давления диаметром 89, 57 мм до отключающего устройства на вводе в МКД N 53 (поставка газа в МКД N 53 по ул. Арсения, 53 в г. Иваново) (далее также - спорное имущество, газопровод, спорный газопровод); о взыскании судебной неустойки в сумме 3 000 рублей 00 копеек за каждый день неисполнения судебного акта, после истечения установленных судом сроков исполнения решения по настоящему делу, а также о взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Исковые требования основаны на нормах статей 1, 12, 125, 218, 225, 304, 308.3, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статей 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 16 Федерального закона от 06.10.20003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пунктов 5, 8, 9 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), пунктов 3, 13 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила N 549), утвержденных пунктов 2-4, 8 утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (далее - Порядок N 239), пунктов 2, 3, 4, 5, 6 утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок N 931), разъяснениях пункта 6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснениях пунктов 28, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторым положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) и мотивированы бездействием Администрации по принятию на учет бесхозяйного имущества.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, участвует акционерное общество "Газпром газораспределение Иваново" (далее - третье лицо, АО "Газпром газораспределение Иваново").
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 14.04.2022 в удовлетворении требований отказано. Судом сделан вывод, что спорный газопровод является общим имуществом собственников помещений жилого комплекса первой и второй очереди (далее также - жилой комплекс).
Товарищество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.04.2022 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Истец указывает, что законодательство не предусматривает такого понятия, как "жилой комплекс" и его имущество; правовой режим общего имущества может быть установлен только в отношении отдельно взятого многоквартирного дома, а не жилого комплекса, состоящего из нескольких многоквартирных домов. МКД N N 36, 53 являются самостоятельными объектами недвижимости, при этом из схемы газоснабжения усматривается, что надземный газопровод, имеющий врезку в подземный газопровод, принадлежащий АО "Газпром газораспределение Иваново", служит для обеспечения коммунальной услуги в обоих МКД. В отсутствие принятого в установленном порядке решения собственников помещений ТСЖ не вправе по собственному усмотрению устанавливать границы балансовой принадлежности сетей и их эксплуатационной ответственности, возлагая на жильцов бремя содержания имущества им не принадлежащего.
Администрация в возражениях с доводами жалобы не соглашается, считает, что спорный газопровод относится к общему имуществу МКД N N 36, 53 и смена формы управления не приведет к правовой неопределенности в отношении участка газопровода. Ответчик просит оставить решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.04.2022 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробнее позиции сторон изложены письменно.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.05.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.05.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ судебное заседание суда апелляционной инстанции откладывалось до 25.07.2022.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.07.2022 в порядке, предусмотренном статьей 18 АПК РФ, в составе суда произведена замена судей Малых Е.Г., Савельева А.Б. в связи с их нахождением в отпуске на судей Горева Л.Н., Щелокаеву Т.А., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы было начато с самого начала.
Стороны ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено без участия представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, МКД N N 36, 53 находятся под управлением ТСЖ "Наш Дом".
В соответствии с актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы Газоснабжение жилого комплекса по ул. Садовая, дом N 36 в г. Иваново с коммерческим узлом учета расхода газа (1 очередь строительства) от 26.12.2006, генеральный подрядчик общество с ограниченной ответственностью "Теплогазсервис" (далее - ООО "Теплогазсервис") предъявило к приемке законченный строительством объект газоснабжения, в том числе: надземный газопровод среднего давления диаметром 89 мм, 57 мм, ШГРП-ГСГО 1-5/25-2, подземный газопровод низкого давления 4 категории диаметром 159 мм, надземный газопровод низкого давления 4 категории диаметром 159, 108, 89, 76, 57, 32 мм до коммерческого узла учета расхода газа.
В соответствии с актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы Газоснабжение 48-квартирного жилого дома в жилом комплексе по ул. Садовая, дом N 36 в г. Иваново (2 очередь строительства) от 10.01.2008, ООО "Теплогазсервис" предъявило к приемке законченный строительством объект газоснабжения, в том числе: подземного газопровода низкого давления от места врезки в подземный газопровод среднего давления диаметром 426 мм у дома N 53, надземный газопровод низкого давления диаметром 89, 57 мм до отключающего устройства на вводе в МКД N 53 (поставка газа в МКД N 53)
Между открытым акционерным обществом "Ивановооблгаз" и ТСЖ "Наш Дом" заключен договор на техническое обслуживание системы газоснабжения от 01.01.2011 N ТО-0467-09 (далее - договор на ТО), предметом которого является техническое обслуживание системы газоснабжения в объеме согласно приложению N 1 договора на ТО, в пределах границ, установленных в акте разграничения зона технического обслуживания систем газоснабжения (приложение N 2), являющихся неотъемлемой частью договора на ТО (пункт 1.1 договора на ТО).
Согласно акту от 01.01.2011 (приложение N 2 к договору на ТО) открытое акционерное общество "Ивановооблгаз" (далее - ОАО "Ивановооблгаз") обслуживает подземный газопровод среднего давления 3 категории диаметром 89 мм от места врезки в подземный газопровод среднего давления диаметром 426 мм по ул. Арсения; надземный газопровод среднего давления диаметром 89 мм, 57 мм, ШГРП-ГСГО 1-5/25-2, подземный газопровод низкого давления 4 категории диаметром 159 мм, надземный газопровод низкого давления 4 категории диаметром 159, 108, 89, 76, 57, 32 мм до коммерческого узла учета расхода газа.
Согласно акту от 01.02.2012 (приложение N 2 к договору на ТО) ОАО "Ивановооблгаз" обслуживает подземный газопровод среднего давления 3 категории диаметром 89 мм от места врезки в подземный газопровод среднего давления диаметром 426 мм по ул. Арсения; надземный газопровод среднего давления диаметром 89 мм, 57 мм, ШГРП-ГСГО 1-5/25-2, подземный газопровод низкого давления 4 категории диаметром 159 мм, надземный газопровод низкого давления 4 категории диаметром 159, 108, 89, 76, 57, 32 мм до коммерческого узла учета расхода газа; подземного газопровода низкого давления от места врезки в подземный газопровод среднего давления диаметром 426 мм у дома N 53, надземный газопровод низкого давления диаметром 89, 57 мм до отключающего устройства на вводе включительно.
30.11.2020 ТСЖ "Наш Дом" обратилось в Администрацию с заявлением о принятии в муниципальную собственность выявленных объектов бесхозяйного недвижимого имущества:
- подземного газопровода среднего давления 3 категории диаметром 89 мм от места врезки в подземный газопровод среднего давления диаметром 426 мм по ул. Арсения; надземный газопровод среднего давления диаметром 89 мм, 57 мм, ШГРП-ГСГО 1-5/25-2, подземный газопровод низкого давления 4 категории диаметром 159 мм, надземный газопровод низкого давления 4 категории диаметром 159, 108, 89, 76, 57, 32 мм до коммерческого узла учета расхода газа;
- подземного газопровода низкого давления от места врезки в подземный газопровод среднего давления диаметром 426 мм у дома N 53 по ул. Арсения, надземный газопровод низкого давления диаметром 89, 57 мм до отключающего устройства на вводе в МКД N 53.
Письмом от 26.04.2021 Администрация отказала в признании газопроводов бесхозяйным имуществом, ссылаясь на то, что спорный участок газораспределительной системы находится на балансе Товарищества, которое осуществляет в отношении нее все правомочия собственника.
Полагая, что спорные участки газопровода являются бесхозяйным имуществом, Товарищество обратилось с иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов истца (заявителя). Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и (или) законных интересов обратившегося в суд лица.
С учетом положений статьи 161 ЖК РФ Товарищество является исполнителем, отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, и обязано самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать общее имущество многоквартирного дома, в том числе, внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Нормы, обязывающие исполнителя обслуживать внутридомовые инженерные системы включены в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354).
Внутридомовые инженерные системы определены как инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования. Централизованные сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (пункт 2 Правил N 354).
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210, часть 1 статьи 290 ГК РФ).
Состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ (пункт 1 Правил N 491).
Внутридомовая инженерная система газоснабжения состоит из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один МКД, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (абзац третий пункта 5 Правил N 491).
Аналогичное положение содержится в абзаце пятом пункта 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) и в пункте 3 Порядка N 549.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 491 внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Согласно пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10 2010 N 870 (далее - Регламент N 870) сеть газораспределения - это единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции до отключающего устройства вводного газопровода к объекту газопотребления, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
Сеть газопотребления - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.
Отключающее устройство - техническое устройство, предназначенное для периодических отключений отдельных участков газопровода и газоиспользующего оборудования с соблюдением условий герметичности.
Техническое устройство - составная часть сети газораспределения и сети газопотребления (арматура трубопроводная, компенсаторы (линзовые, сильфонные), конденсатосборники, гидрозатворы, электроизолирующие соединения, регуляторы давления, фильтры, узлы учета газа, средства электрохимической защиты от коррозии, горелки, средства телемеханики и автоматики управления технологическими процессами транспортирования природного газа, контрольно-измерительные приборы, средства автоматики безопасности и настройки параметров сжигания газа) и иные составные части сети газораспределения и сети газопотребления.
Технологическое устройство - комплекс технических устройств, соединенных газопроводами, обеспечивающий получение заданных параметров сети газораспределения и сети газопотребления, определенных проектной документацией и условиями эксплуатации, включающий в том числе газорегуляторные пункты, газорегуляторные пункты блочные, газорегуляторные пункты шкафные, газорегуляторные установки и пункты учета газа.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878), газорегуляторный пункт - технологическое оборудование, размещаемое в специальных зданиях, шкафах или блоках, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне в газораспределительных сетях; в состав газораспределительных сетей, в частности, входят отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках (подпункт "г" пункта 4 Правил N 878).
Из материалов дела, в том числе представленных схем газоснабжения МКД N 36 и N 53, видно, что первое запорное устройство находится у фундаментов домов, обозначенных на схеме номерами 1012 и 1128. При этом очевидным является тот факт, что оба дома NN 36, 53 являются отдельно стоящими, конструктивно не связанными зданиями.
Газоснабжение МКД N 36 осуществляется посредством подземного газопровода среднего давления 3 категории d89, надземного газопровода среднего давления 3 категории d89, d57, подземного газопровода низкого давления 4 категории d159, надземного газопровода низкого давления 4 категории d159, d108, задвижка dy80 N 1010, ШГРП-ГСГО 1-50/25 с коммерческим узлом учета, задвижка dy150 N 1011, газопровода d159, задвижка dy150 N 1012, надземного газопровода низкого давления 4 категории по фасаду d159, 108, 89, 76, 57, 32.
Газоснабжение МКД N 53 осуществляется от точки врезки в участок газопровода после задвижки dy150 N 1011 посредством подземного и надземного газопровода d89 до задвижки dy 80 N 1128, газопровода d57, 89, 32 по фасаду дома N 53.
Следуя правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314, от 26.10.2015 N 309-ЭС15-12855, от 26.05.2017 N 303-ЭС17-5751 граница сетей газоснабжения в многоквартирном доме по общему правилу должна находиться в месте соединения вводного газопровода сети газопотребления с первым запорным устройством, находящимся на газопроводе-вводе (газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления) сети газораспределения. Иное возможно лишь при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома.
Решение общего собрания собственников о включении в состав общего имущества домов N N 36, 53 внешнего газопровода за клиновыми задвижками N 1012 и N 1028 не принималось. Иного из дела не следует и ТСЖ не подтверждено.
Вынесение границы за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит. Исключения возможны только при обстоятельствах, указанных в подпункте "а" пункта 1 и подпункте "ж" пункта 2 Правил N 491, однако к обстоятельствам настоящего дела указанные исключения не относятся.
На основании пункта 4 части 6 статьи 14 Закона N 261-ФЗ региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункты 1, 3 статьи 225 ГК РФ).
В пунктах 3, 4, 5 Порядка N 931 предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем приема в порядке межведомственного информационного взаимодействия органом регистрации прав заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления, в том числе органа местного самоуправления городского округа, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. На основании данного заявления и приложенных к нему документов осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Таким образом, законодательство обязывает орган местного самоуправления заниматься судьбой бесхозяйных сетей инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы. Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорных объектов инженерной инфраструктуры в качестве бесхозяйных не лишает эти объекты признаков бесхозяйной вещи (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513).
Участки газопровода после запорных устройств N 1012 и N 1018 являются фасадными, относятся к внутридомовой инженерной системе, предназначенной для подачи газа от централизованной газораспределительной сети до внутриквартирного оборудования и находится в эксплуатационной ответственности потребителя, следовательно, в силу императивных норм статьи 36 ЖК РФ и пунктов 5, 9 Правил N 491. В остальном спорные участки газопровода Товарищество вынуждено обслуживать и содержать без установленного на то волеизъявления собственников помещений МКД до определения надлежащего собственника.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба ТСЖ "Наш Дом" подлежит удовлетворению в части.
Иные доводы Администрация, оспаривающей возложение на себя обязанности по обращению в уполномоченный орган о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества по участкам газопровода: начиная от точки врезки в подземный газопровод d426 по клиновую задвижку dy 150 (N 1012) включительно, и участок газопровода d89 от точки врезки в газопровод к дому N 36 по клиновую задвижку dy 80 N 1128 включительно, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для отнесения спорного имущества к бесхозяйному, то есть не имеющему собственника.
Апелляционный суд отмечает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. В случае ненадлежащего использования газовых сетей, отсутствия должного контроля за их техническим состоянием могут возникать чрезвычайные ситуации. Администрация как орган муниципальной власти, обязана принять меры по своевременному выявлению бесхозяйных участков газопровода и постановке их на учет.
Истец также просит взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 3000 рублей 00 копеек за каждый день просрочки исполнения решения.
Согласно пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 28 Постановления N 7, суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
В пункте 32 Постановления N 7 указано, что, удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
Согласно разъяснениям пункта 31 Постановления N 7 суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
С учетом принципов разумности, справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения стороны, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию судебная неустойка в размере 500 рублей 00 копеек за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная со следующего после истечения 30 дней с момента вступления настоящего судебного акта в силу, до дня его фактического исполнения.
Резюмируя изложенное, решение Арбитражного суда Ивановской области подлежит отмене в части на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При подаче иска Товариществом уплачена государственная пошлина в сумме 18 000 рублей 00 копеек, при этом требование о взыскании судебной неустойки не облагается государственной пошлиной, так как само по себе не является исковым требованием, следовательно, 6 000 рублей 00 подлежат возврату ТСЖ из федерального бюджета, как оплаченные излишне. При подаче жалобы ТСЖ уплачено 3 000 рублей 00 копеек, которые подлежат возмещению за счет Администрации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Наш Дом" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.04.2022 по делу N А17-4267/2021 отменить частично, принять новый судебный акт.
Обязать администрацию города Иваново обратиться в порядке, установленном пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в течение 30 календарных дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества по участкам газопровода: начиная от точки врезки в подземный газопровод d426 по клиновую задвижку dy 150 (N 1012) включительно, и участок газопровода d89 от точки врезки в газопровод к многоквартирному дому N 36 по улице Садовой города Иваново по клиновую задвижку dy 80 N 1128 включительно;
в удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации города Иваново (ИНН 3728012487, ОГРН 1023700543624) в пользу товарищества собственников жилья "Наш Дом" (ОГРН: 1093702005495; ИНН: 3702580693) денежную сумму на случай неисполнения в установленный срок судебного акта в размере 500 рублей за каждый день неисполнения настоящего судебного акта, начиная со следующего после истечения 30 дней с момента вступления настоящего судебного акта в силу.
Взыскать с администрации города Иваново (ИНН 3728012487, ОГРН 1023700543624) в пользу товарищества собственников жилья "Наш Дом" (ОГРН: 1093702005495; ИНН: 3702580693) 15 000 рублей 00 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительные листы.
Возвратить товариществу собственников жилья "Наш Дом" (ОГРН: 1093702005495; ИНН: 3702580693) из федерального бюджета 6 000 рублей 00 копеек государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 20.05.2021 N 121.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.А. Овечкина |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-4267/2021
Истец: ТСЖ "Наш Дом"
Ответчик: Администрация города Иванова
Третье лицо: АО "Газпром газораспределение Иваново", Второй Арбитражный Апелляционный суд