г. Киров |
|
04 августа 2022 г. |
Дело N А31-1219/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области:
-представителя заявителя - Сорокина М.В., действующего на основании доверенности от 04.03.2022;
-представителя ответчика - Смирнова В.А., действующей на основании доверенности от 27.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.05.2022 по делу N А31-1219/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл"
(ОГРН 1137746610088, ИНН 7743895280)
к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (ОГРН 1034408610411, ИНН 4401006568)
о признании незаконными распоряжения и требования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" (далее - заявитель, Общество, ООО "Т2 Мобайл") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконными распоряжения Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (далее - ответчик, Управление ИЗО, Управление) от 15.11.2021 N 2538-р "О признании утратившими силу распоряжения начальника Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 27 августа 2021 года N 1831-р и разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от 27 августа 2021 года N 2145", и требования о демонтаже временного объекта от 18.11.2021 N 02-37исх-3333/21.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 20.05.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом Управление ИЗО обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 20.05.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Т2 Мобайл".
По мнению заявителя жалобы, оспариваемые распоряжение и требование соответствуют закону и не нарушают права и интересы заявителя. Управление полагает, что размещение Обществом антенно-мачтового сооружения связи не соответствует основным принципам земельного законодательства, положениям Правил землепользования и застройки города Костромы и Правил благоустройства территории города Костромы, противоречит инициативному проекту граждан, разработанному в соответствии с Правилами благоустройства и определяющему условия размещения и виды объектов в пределах указанной территории, чем нарушает положения статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Более подробно позиция ответчика изложена в апелляционной жалобе.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу-без удовлетворения
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.06.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.06.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, 18.08.2021 ООО "Т2 Мобайл" обратилось в Управление ИЗО с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, общей площадью 16 кв.м (местоположение: Костромская область, г. Кострома, микрорайон Черноречье, в районе дома 12), в целях размещения временного антенно-мачтового сооружения (опоры) для размещения оборудования связи, высотой до 30 метров, для размещения которого не требуется разрешение на строительство. К заявлению Обществом был приложен пакет документов, предусмотренный пунктом 3 статьи 3 Закона Костромской области от 07.07.2015 N 708-5-ЗКО "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 708-5-ЗКО).
По результатам рассмотрения заявления и представленного пакета документов на основании распоряжения начальника Управления от 27.08.2021 N 1831-р Обществу было выдано разрешение от 27.08.2021 N 2145 на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения временного антенно-мачтового сооружения связи в микрорайоне Черноречье в районе дома 12 сроком на три года.
15.11.2021 в порядке самоконтроля Управлением распоряжением N 2538-р, на основании подпункта 3 пункта 6 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО, распоряжение начальника Управления от 27.08.2021 N 1831-р и разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, от 27.08.2021 N 2145, выданное ООО "Т2 Мобайл" признаны утратившими силу. Обществу направлено требование о демонтаже временного объекта от 18.11.2021 N 02-37исх-3333/21.
В качестве основания для признания утратившими силу распоряжения от 27.08.2021 N 1831-р и разрешения от 27.08.2021 N 2145 Управление, приняло во внимание благоустройство территории, расположенной между домами 11, 16 в микрорайоне Черноречье, школой N 3 и детским садом N 30 ("Аллея ветеранов") в рамках реализации областного конкурса основанного на общественных инициативах в номинации "Местные инициативы" на основании постановления губернатора Костромской области от 29.12.2017 N 275 "О конкурсном отборе муниципальных образований Костромской области в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах", и пришло к выводу о том, что устанавливаемое антенно-мачтовое сооружение связи приведет к невозможности использования земель и расположенных на них элементов благоустройства.
Не согласившись с указанными распоряжением и требованием Управления ИЗО, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями, которые обжалуемым решением суда первой инстанции были удовлетворены.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Нормами статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены специальные случаи и основания, допускающие использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно пункту 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 11 которого предусмотрены такие виды объектов как линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктами 27, 28 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи -технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
В статье 3 Закона N 708-5-ЗКО определен порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Размещение объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение), исполнительного органа или органа местного самоуправления муниципального образования Костромской области, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО).
Для получения разрешения физическое или юридическое лицо либо представитель заявителя подает заявление о выдаче разрешения в уполномоченный орган (часть 2 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО).
Перечень прилагаемых к заявлению документов содержится в пункте 3 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО.
В силу части 5 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 8 рабочих дней со дня поступления заявления.
Частью 6 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО установлено, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
1) заявление подано с нарушением одного из требований, установленных частями 2, 3 настоящей статьи;
2) в заявлении указан предполагаемый к размещению объект (объекты), виды которых не предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";
3) размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земель или земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документами по планировке территории;
4) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Решение об отказе в выдаче разрешения должно содержать основание (основания) отказа, предусмотренное (предусмотренные) настоящей частью.
В случае если заявление подано с нарушением требований, установленных частями 2, 3 настоящей статьи, в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.
В статье 4 Закона N 708-5-ЗКО определены условия размещения объектов.
Размещение объектов осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, правил благоустройства, правил проведения земляных работ, утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области.
Размещаемые объекты должны соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документам по планировке территории (часть 2 статьи 4 Закона N 708-5-ЗКО).
В соответствии с частью 6 статьи 4 Закона N 708-5-ЗКО действие разрешения прекращается в случае, если:
1) истек срок, на который выдано разрешение;
2) земельный участок, на котором осуществляется размещение объекта, предоставлен гражданину или юридическому лицу;
3) объекты, для размещения которых выдано разрешение, снесены или демонтированы;
4) имеются нарушения условий размещения объектов, предусмотренных настоящей статьей.
Законом N 131-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.
В силу части 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятые акты.
В рассматриваемом в рамках настоящего дела случае в качестве основания для признания утратившими силу распоряжения от 27.08.2021 N 1831-р и разрешения от 27.08.2021 N 2145 Управление ИЗО, приняло во внимание благоустройство территории, расположенной между домами 11, 16 в микрорайоне Черноречье, школой N 3 и детским садом N 30 ("Аллея ветеранов") в рамках реализации областного конкурса основанного на общественных инициативах в номинации "Местные инициативы" на основании постановления губернатора Костромской области от 29.12.2017 N 275 "О конкурсном отборе муниципальных образований Костромской области в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах", и пришло к выводу о том, что устанавливаемое антенно-мачтовое сооружение связи приведет к невозможности использования земель и расположенных на них элементов благоустройства.
Управление указывает на то, что размещение антенно-мачтового сооружения не соответствует земельному законодательству, Правилам благоустройства, Правилам землепользования и застройки города Костромы противоречит инициативному проекту граждан, утвержденному Протоколом от 24.12.2020 года, указывает, что спорный земельный участок находится в пределах территориальной зоны Ж-3.
Оценив законность приведенных ответчиком оснований для издания оспариваемого распоряжения от 15.11.2021 N 2538-р, апелляционный суд находит их не соответствующими положениям действующего законодательства в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор) утвержден Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.
Примечанием 2 к указанному Приказу определено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию, в частности, антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.
Федеральным законом иные правила по сравнению с примечанием 2 к названному выше Приказу не установлены, что означает допустимость размещения антенно-мачтовых сооружений связи на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, перечисленными в Классификаторе.
Доводы Управления о том, что в зоне среднеэтажной жилой застройки Ж-3 не предусмотрено размещение объекта связи, что приведет к невозможности использования спорного земельного участка, с видом разрешенного использования: "зона среднеэтажной жилой застройки", что размещение антенно-мачтового сооружения не соответствует проекту благоустройства территории, выполненному жителями в рамках реализации областного конкурса, основанного на общественных инициативах в номинации "Местные инициативы", в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не подтверждены какими-либо доказательствами и противоречат вышеприведенным нормативным положениям. Управление не привело доказательств, подтверждающих то, что размещенное антенно-мачтовое сооружение Общества не соответствует общей концепции проекта и его целям, а также, что проведенное вышеуказанное благоустройство исключает возможность размещения данного сооружения. Управление не указало, какие именно положения Закона N 131-ФЗ содержат запрет на размещение антенно-мачтовых сооружений на спорной территории.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что на момент подачи ООО "Т2 Мобайл" в Управление заявления о выдаче разрешения, благоустройство спорной территории уже было произведено. В заявлении Общества указана вся информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО. К заявлению был приложен пакет документов, предусмотренный пунктом 3 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО, в том числе, проектная документация по установке антенно-мачтового сооружения, содержащая описание и графическое изображение антенно - мачтового сооружения которое будет установлено на земельном участке. Как следует из материалов настоящего дела, ООО "Центр Измерения и Экспертиз" в отношении проекта размещения вышеуказанного антенно-мачтового сооружения (базовой станции) проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, в результате которой данный проект признан соответствующим требованиям СанПиН, что подтверждается Экспертным заключением от 20.09.2021 N200921-09П.
Управлением Роспотребнадзора по Костромской области выдано санитарно - эпидемиологическое заключение от 14.10.2021 года о соответствии проекта размещения спорной базовой станции (антенно-мачтового сооружения) государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам.
Таким образом, ООО "Т2 Мобайл" были получены и представлены в Управление ИЗО все предусмотренные действующим законодательством документы, подтверждающие возможность и безопасность размещения базовой станции (антенно - мачтового сооружения) на спорной территории. Следовательно, у Управления не имелось законных оснований для отказа в предоставлении заявителю разрешения на размещение базовой станции (антенно-мачтового сооружения), а соответственно и законных оснований для принятия оспариваемого решения об аннулировании данного разрешения. Ответчик не представил надлежащих доказательств в обоснование незаконности предоставления Обществу указанного разрешения ранее изданным распоряжением от 27.08 2021 N 1831-р.
При изложенных обстоятельствах, повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд не усматривает достаточных правовых и фактических оснований для опровержения итогового вывода суда первой инстанции, судом в данном случае при рассмотрении дела были правильно применены положения пункта 1 статьи 39.33, пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, подпункта 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Закона 708-5-ЗКО.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения принятого по настоящему делу судебного акта.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 20.05.2022 по делу N А31-1219/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ИЗО - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 20.05.2022 по делу N А31-1219/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1219/2022
Истец: ООО "Т2 Мобайл" Костромской филиал "Т2 Мобайл"
Третье лицо: Арбитражный суд Костромской области, УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ