г. Воронеж |
|
04 августа 2022 г. |
Дело N А48-4505/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С. |
судей |
Поротикова А.И. |
|
Щербатых Е.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Люлиной А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Городской центр жилищных технологий": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" на решение Арбитражного суда Орловской области от 07.12.2021 по делу N А48-4505/2021, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городской центр жилищных технологий" (ИНН 5752201288, ОГРН 1135749004797) к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (ИНН 5751041000, ОГРН 1135700000556) о взыскании 68403 руб. 58 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городской центр жилищных технологий" (далее - ООО "ГЦЖТ", истец, ООО "Горцентржилтех") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (далее - ответчик, НО "РФКР") о взыскании 68403,58 руб., составляющих задолженность.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 07.12.2021 по делу N А48-4505/2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылался на незаконность и необоснованность указанного решения, в связи с чем просил его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обосновании апелляционной жалобы заявитель указывает, что в нарушении установленных требований акты технического осмотра лифтового оборудования, журналы периодического осмотра и технического обслуживания по факту выявления спорных неисправностей, подтверждение фактического износа отсутствуют, ссылает на отсутствие протокола общего собрания собственников спорного дома о принятии решения по вопросу восстановления стены дома, а также доказательств извещения собственников дома о планируемом собрании.
Кроме того ответчик считает не подтвержденным необходимость ремонта лифтового оборудования, а не его замены, полагает, что поскольку старое лифтовое оборудование демонтировано проведение экспертизы невозможно.
Заявитель полагает, что действия истца направлены на незаконное распоряжение денежными средствами как самого Фонда, так и собственников помещений в многоквартирных домах, в виду отсутствия решения общего собрания собственников о расходовании, принадлежащих им денежных средств.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное разбирательство по делу откладывалось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 28.07.2022 представители лиц, участвующих в деле, явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО "ГЦЖТ" осуществляет функции по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 286 на основании протокола общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом от 29.01.2019.
25.01.2016 между ООО "Горцентржилтех" (Заказчик) и ООО "ЛифтСервис" (Подрядчик) заключен договор N 2015-ЛС-ГЦЖТ на текущий ремонт (техническое обслуживание) лифтов (далее - договор N 2015-ЛС-ГЦЖТ).
Согласно п. 1 договора N 2015-ЛС-ГЦЖТ заказчик, действует от имени и за счет денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, оборудованных лифтами, поручает, а Подрядчик, в качестве специализированной по лифтам организации, принимает на себя выполнение перечисленных ниже работ по техническому, аварийно - техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтов в соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза TP ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" утв.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. N 824, а также в соответствии с действующими Правилами и ГОСТами, по адресам, указанным в Приложении N 1 к настоящему Договору и являющимся его неотъемлемой частью, за что Заказчик ежемесячно оплачивает Подрядчику выполненные работы на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
В адрес истца поступило письмо от ООО "ЛифтСервис" от 15.09.2020 исх. N 262 о некорректной работе (износе) лифтового оборудования, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 286, а именно по подъеду 3 критический уровень износа основных тяговых канатов (произошел обрыв пряди одного из канатов), в связи с чем, требуется его срочная замена; по подъезду 4 критический уровень износа основных тяговых канатов, в связи с чем, необходима срочная замена.
Многоквартирный дом N 286 по ул. Комсомольская является пяти подъездным, 9 этажным домом, оборудованный грузопассажирскими лифтами.
Эксплуатация лифтов с неисправным оборудованием недопустима, поскольку это может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан. В подпункте "з" п. 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт.
Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290), устанавливают порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме,
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Финансирование работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений осуществляется за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (подп. 2 п. 1 ст. 166 ЖК РФ).
Формирование фонда капитального ремонта МКД, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 286 осуществляется на счете регионального оператора.
Из материалов дела следует, что истец направил требование (исх. N 35) в адрес регионального оператора о безотлагательном проведении работ капитального характера по замене основных тяговых канатов в подъездах N 3 и N 4 многоквартирного дома N 286 по ул. Комсомольская г. Орла.
05.10.2020 от ответчика поступил ответ (исх. N 2425), в соответствии с которым НО "РФКР" сообщило, что является исполнителем программы и планов, которые утверждаются и актуализируются Правительством области. В соответствии с утвержденной подпрограммой капитального ремонта лифтового оборудования многоквартирный дом N 286 по ул. Комсомольская капитальный ремонт запланирован на 2030-2032 годы.
Кроме того, на официальном сайте НО "РФКР" размещено постановление Правительства Орловской области от 22 июня 2020 г. N 387 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 года N 482 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области", согласно которого капитальный ремонт МКД, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 286 запланирован на 2030-2032 годы.
23.11.2020 истец инициировал общее собрание собственников помещений многоквартирного дома N 286 по ул. Комсомольской г. Орла.
В связи с отсутствием необходимого кворума собственников помещений МКД N 286 по ул. Комсомольской г. Орла, комиссией в составе: генерального директора ООО "Горцентржилтех" Комаровой А.Н., представителя ООО "Горцентржилтех" Саввина А.А., представителя ООО "Горцентржилтех" Тугова Ю.А. составлен Акт о подведении итогов голосования на внеочередном общем собрании собственников помещений МКД N286 по ул. Комсомольской г. Орла, которым общее собрание собственников помещений признано несостоявшимся.
Ввиду отказа НО "РФКР" в проведении капитального ремонта лифтов МКД N 286 по ул. Комсомольской г. Орла и несостоявшегося собрания собственников помещений указанного МКД по данному вопросу, а также поступление многочисленных жалоб от собственников помещений и проживающих с ними лиц, по факту отключения лифтов, ООО "Горцентржилтех", исходя из того, что многоквартирный дом является девятиэтажным и ежедневный подъем для широкого спектра категорий граждан (пенсионеры, малолетние дети, родители с колясками и т.д.), проживающих на верхних этажах третьего и четвертого подъезда данного МКД, является крайне затруднительным, приняло решение о проведении работ по восстановлению работоспособности лифтового оборудования путем замены: по подъезду N 3 основных тяговых канатов; по подъезду N 4 основных тяговых канатов.
01.02.2021 между истцом и ООО "ЛифтСервис" заключен договор N 2021-КР/ЛСГЦЖТ/КОМ286 (далее - договор N 2021-КР/ЛС-ГЦЖТ/КОМ286) на проведение капитального ремонта лифтового оборудования.
Согласно п. 1.1. договора N 2021-КР/ЛС-ГЦЖТ/КОМ286 подрядчик (ООО "ЛифтСервис") по заданию Заказчика (ООО "УК ЖЭУ N 14") обязуется на условиях и в сроки установленные настоящим Договором выполнить своими силами работы по замене основных тяговых канатов лифта в подъезде N 3 и N 4 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 286, а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять выполненные работы и уплатить обусловленную договором цену.
В соответствии с п. 4.1. Договора N 2021-КР/ЛС-ГЦЖТ/КОМ286 цена работ, указанных в п. 1.1. настоящего Договора, согласована Сторонами в Смете работ (Приложение N 1 к настоящему Договору).
Стоимость работ по Договору определяется на основании Акта приема-передачи выполненных работ (далее - Акт).
Стоимость работ НДС не облагается в соответствии с главой 26.2 НК РФ. Согласно подписанных сторонами актов приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки по форме КС-3 стоимость работ по Договору N 2021-КР/ЛСГЦЖТ/КОМ286 составила 68 403 руб. 58 коп.
Указанные в п. 1.1. Договора N 2021-КР/ЛС-ГЦЖТ/КОМ286 капитальные работы были выполнены ООО "ЛифтСервис" в сроки установленные настоящим договором.
В силу вышеизложенного ссылаясь на положения, согласно которым израсходованные управляющей организацией денежные средства на выполнение работ подлежат возмещения региональным оператором за счет средств фонд капитально ремонта, истец 25.03.2021 направил в адрес ответчика претензию, в которой просил в добровольном порядке оплатить образовавшую задолженность в срок до 25.04.2021.
Поскольку претензия была оставлена без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные истцом требования, исходил из того, что выполненные по заданию истца работы отнесены к работам капитального характера, посчитал, что израсходованные управляющей организацией денежные средства на выполнение капитальных работ подлежат возмещению региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.
Судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о возникновении обязанности ответчика возместить расходы, понесенные истцом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1.1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 названного Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Порядок зачета стоимости ранее проведенных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома установлен положениями статьи 17 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области".
Зачет средств осуществляется региональным оператором после окончания оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ подрядной организации. При этом подтверждением оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ являются нотариально заверенные копии акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) и документов, подтверждающих оплату выполненных работ (оказанных услуг) подрядной организации. Указанные документы представляются региональному оператору лицом, осуществляющим управление таким многоквартирным домом, или лицом, уполномоченным на совершение таких действий решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункты 1 - 3 статьи 17).
Согласно пункту 4 той же статьи региональный оператор осуществляет проверку представленных документов в течение одного месяца с даты их поступления и принимает решение об осуществлении зачета или мотивированное решение об отказе в осуществлении зачета, о котором уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме в течение десяти дней с даты принятия соответствующего решения. Основанием для принятия решения об отказе в осуществлении зачета средств является неисполнение требований, содержащихся в частях 1 - 3 настоящей статьи.
По смыслу анализируемых положений жилищного законодательства, направленных на защиту интересов собственников жилья без ущерба для финансовой устойчивости регионального оператора, в случае, когда ремонт проведен по решению собственников за их счет раньше установленных региональной программой сроков, возместить понесенные расходы возможно лишь посредством зачета потраченной суммы в счет будущей обязанности по уплате взносов.
Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области" не предусматривают возможности требовать возврата перечисленных в фонд и не израсходованных на капитальный ремонт денежных средств, либо использовать иные способы возмещения понесенных затрат.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2022 по делу N А48-4572/2021.
Сведения о том, что управляющая компания ранее обращалась к фонду с заявлением о зачете в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, в деле отсутствуют.
При вышеизложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований надлежит отказать, а принятое по делу решение - отменить, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Согласно статье 112 АПК при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
В силу статьи 110 АПК судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку судом апелляционной инстанции в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, то расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска относятся на истца.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на истца, с учетом результата рассмотрения настоящего дела в размере 3000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 07.12.2021 по делу N А48-4505/2021 отменить, в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Городской центр жилищных технологий" (ИНН 5752201288) в доход федерального бюджета 86 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Городской центр жилищных технологий" (ИНН 5752201288) в пользу некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (ИНН 5751041000) 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4505/2021
Истец: ООО "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Ответчик: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"