г. Киров |
|
08 августа 2022 г. |
Дело N А31-782/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Бычихиной С.А., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Общества - Циммер А.А., действующей на основании доверенности от 24.01.2022 (с использованием системы веб-конференции),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр амбулаторной хирургии"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 11.04.2022 по делу N А31-782/2022,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр амбулаторной хирургии" (ИНН: 4401032448, ОГРН: 1024400535884,)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН:1024400519330)
о признании частично незаконным акта плановой комплексной проверки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр амбулаторной хирургии" (далее - ООО "Центр амбулаторной хирургии", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным акта плановой комплексной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд, ответчик) от 09.12.2021 в части признания нецелевым использованием в 2019 году средств ОМС в размере 41 200 рублей, а также требование Фонда от 28.12.2021 N 56 в части возврата расходов в сумме 41 200 рублей и уплате штрафа в сумме 4 120 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.04.2022 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Центр амбулаторной хирургии" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 11.04.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что информирование иногородних пациентов посредством размещения видеоролика в эфире телеканала "Барс плюс" не является рекламой, в связи с чем расходы на оплату данных услуг правомерно оплачены за счет средств ОМС. ООО "Центр амбулаторной хирургии" указывает, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на оплату "прочих услуг". Ссылаясь на письмо Минфина от 01.07.2013 N 65н, Общество указывает на возможность оплаты спорных расходов по КОСГУ 226 "прочие работы, услуги" за счет средств ОМС. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ООО "Центр амбулаторной хирургии" поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Фонд о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Фонда.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования ООО "Центр амбулаторной хирургии" за период с 01.01.2019 по 31.12.2020. В ходе проверки Фондом установлено, что Обществом допущено нецелевое расходование денежных средств, выразившееся в оплате услуг по размещению рекламы.
По результатам проверки Обществу предложено восстановить нецелевое использование средств ОМС в сумме 41 200 рублей, а также уплатить штраф в размере 10% от средств использованных не по целевому назначению в сумме 4 120 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 09.12.2021.
В адрес Общества направлено требование от 28.12.2021 N 56 о возврате расходов в сумме 41 200 рублей и уплате штрафа в сумме 4 120 рублей.
Общество не согласилось с актом и требованием Фонда и обжаловало их в арбитражный суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом (пункт 2); осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункт 12).
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Средства за оказанную медицинскую помощь медицинская организация получает на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктом 186 Правил N 108н установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя:
1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ;
2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Закона N 326-ФЗ;
3) расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Учитывая изложенное, расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и пунктом 186 Правил N 108н, цели, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как следует из материалов дела, 03.09.2019 между информационно производственным объединением "Логос" (исполнитель) и ООО "Центр амбулаторной хирургии" (заказчик) заключен договор N 93, предметом которого является оказание заказчику услуг по размещению рекламно-информационного материала в эфире телеканалов "Барс плюс" г. Иваново, интернет-сайта ivanovoNews.ru в соответствии с медиапланом (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 1.1 договора N 93 "Рекламно-информационный материал (далее по тексту - РИМ) - аудиовизуальные и иные произведения, распространяемые в эфире телевизионного канала вещания, а также на страницах сайта в интернете и содержащие информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддержать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний.
Согласно пункту 1.2 договора N 93 "Медиаплан" - график размещения РИМ, в котором указывается: название телеканала, даты и время размещения РИМ, хронометраж РИМ, стоимость оказанных услуг по размещению РИМ.
Также 03.09.2019 между информационно производственным объединением "Логос" (исполнитель) и ООО "Центр амбулаторной хирургии" (заказчик) заключен договор N 94, предметом которого является оказание заказчику услуги по изготовлению рекламной продукции из материалов представленных заказчиком, согласно утвержденных сторонами требований.
Пунктом 1.1 договора N 94 определено, что реклама - информация, распространенная в эфире телеканала, в любой форме, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламно-информационный сюжет - аудиовизуальное произведение, содержащие рекламу, хронометражем до 60 секунд включительно.
Принадлежащий Обществу расчетный счет N 40702810329000002467 используется для расчетов по средствам ОМС.
Платежными поручениями от 11.09.2019 N 1423 на сумму 6 200 рублей, и от 11.09.2019 N 1424 на сумму 35 000 рублей Общество осуществило перевод средств ОМС с расчетного счета N 40702810329000002467 на оплату услуг по договорам от 03.09.2019 N 93 и от 03.09.2019 N 94.
Довод Общества о том, что информирование иногородних пациентов посредством размещения видеоролика в эфире телеканала "Барс плюс" не является рекламой, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
На основании статьи 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Положения Закона N 38-ФЗ в том числе, регулирует рекламу лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий (часть 7 статьи 24 Закон N 38-ФЗ).
Как следует из пунктов 2, 5 части 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с договором N 94 заказчиком согласован следующий текст ролика: "Центр амбулаторной хирургии Кострома оказывает плановую помощь по полису ОМС бесплатно, для жителей Иваново. Все виды ЛОР операций, в том числе слухоулучшающие, высокотехнолгичные операции проводит - врач высшей категории Беляшин Николай Александрович. Центр Амбулаторной Хирургии г. Кострома, ул.Ленина, д. 8, тел. 49-41-31".
В судебном заседании, состоявшемся 01.04.2022, произведен просмотр видеоролика (л.д. 51-52 диск). Рекламный ролик содержит информацию о возможности получения медицинских услуг по оториноларингологии, при этом Обществом в рамках территориальной программы ОМС в 2019 году оказывались и другие медицинские услуги, в частности по офтальмологии, хирургии, детской хирургии, при этом данные виды услуг в рекламном ролике заявлены не были.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что информация, содержащаяся в видеоролике и размещенная в эфире телеканала "Барс плюс" г.Иваново, является рекламой медицинских услуг, оказываемых ООО "Центр амбулаторной хирургии".
Довод Общества о том, что им осуществлялось информирование пациентов, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Закона N 323-ФЗ при выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в сети Интернет, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации
Согласно пункту 2.2 письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 3109/30/и от 10.06.2014 "О направлении письма" (информационное письмо об обеспечении информированности застрахованных лиц о правах при получении медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования) медицинские организации в сфере ОМС обязаны:
- предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
- предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи;
- предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям и территориальному фонду ОМС сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе ОМС;
- предоставлять страховым медицинским организациям доступное для пациентов место для размещения информационных материалов о правах застрахованных лиц в сфере ОМС.
Приложением N 3 к информационному письму предусмотрены виды информационных материалов и места их размещения в медицинских организациях. При этом вышеуказанным приложением размещение информационных материалов об объеме, порядке и условиях предоставления бесплатной медицинской помощи в средствах массовой информации для медицинских организаций не предусмотрено.
Так, в соответствии с Приложением N 3 к информационному письму медицинским организациям рекомендовано информацию о правах застрахованного лица предусмотренных Законом N 323-ФЗ размещать около регистратуры, в холлах, приемных отделениях и около сестринских постов медицинских организаций.
Кроме того, требования к размещению информационных материалов в медицинских организациях утверждены Приказом ТФОМС Костромской области от 09.08.2013 N 262 "Об информировании застрахованных лиц в системе ОМС Костромской области" (в редакции приказа от 15.02.2016 N 91).
В соответствии с вышеуказанным приказом медицинские организации размещают на своих стендах и официальном сайте информацию о показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых формируется в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в данной медицинской организации. При этом размещение информационных материалов об объеме, порядке и условиях предоставления бесплатной медицинской помощи в средствах массовой информации для медицинских организаций приказом ТФОМС Костромской области от 09.08.2013 N 262 не предусмотрено.
Ссылка Общества на письмо Минфина от 01.07.2013 N 65н, согласно которому в структуру тарифа входит подстатья КОСГУ 226 "прочие работы, услуги", отклоняется апелляционным судом, поскольку он утратил силу 31.01.2019. Кроме того, указанным приказом источник финансовых затрат, за счет которого произведены данные расходы не определен.
Учитывая изложенное, расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и пунктом 186 Правил N 108н цели - реклама в средствах массовой информации, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Следовательно, Общество не имело правовых оснований оплачивать за счет средств ОМС спорные услуги, в связи с чем расходы на оплату рекламных услуг за счет средств ОМС признаются нецелевыми.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы заявителя отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку позицию заявителя жалобы не подтверждают и правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе Общества относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 11.04.2022 по делу N А31-782/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр амбулаторной хирургии" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-782/2022
Истец: ООО "Центр амбулаторной хиркургии", ООО "Центр амбулаторной хирургии"
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области