г. Красноярск |
|
10 августа 2022 г. |
Дело N А33-49/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" августа 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Норильск Авиа": Смелова С.Н., представитель по доверенности от 23.12.2021 N 116, паспорт, диплом;
от государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Маташкова Л.А., представитель по доверенности от 22.03.2022 N 37, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.05.2022 по делу N А33-49/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Норильск Авиа" (далее также - заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - фонд, отделение) о признании незаконным пункта 3 приказа от 06.10.2021 N 225-Ф "О финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работника страхователя" об отказе в согласовании финансового обеспечения мер в виде санаторно-курортного лечения работников не ранее, чем за 5 лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, на сумму 393 533 руб.
Решением от 26.05.2022 суд первой инстанции признал пункт 3 приказа от 06.10.2021 N 225-Ф "О финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работника страхователя" недействительным, как несоответствующий Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обязал отделение устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с судебным актом, отделение обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указал, что суд первой инстанции не правильно применил положения пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", не учел правовую позицию, высказанную в Решении Верховного Суда Российской Федерации N АКПИ17-224 от 05.06.2017, что привело к принятию неправильного судебного акта.
Заявитель представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу фонда - без удовлетворения.
В ходе судебного заседания представитель фонда изложил доводы апелляционной жалоб, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Представитель заявителя изложил возражения на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 30.09.2021 страхователь обратился в отделение с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
К заявлению приложены план финансового обеспечения предупредительных мер, иные документы согласно пункту 6 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н.
В плане финансового обеспечения предупредительных мер страхователем указано о направлении расходов на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством в сумме 393 533 руб.
Письмом от 06.10.2021 N 14-05/08-9126 фонд направил страхователю приказ от 06.10.2021 N 225-Ф "О финансовом обеспечении в 2021 году предупредительным мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя", которым отказал в согласовании финансового обеспечения расходов на санаторно-курортное лечение работников (пункт 3).
Полагая, что пункт 3 приказа от 06.10.2021 N 225-Ф противоречит требованиям нормативных правовых актов и нарушает его права в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах настоящего дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
Как следует из письма от 06.10.2021 N 14-05/08-9126 и приказа от 06.10.2021 N 225-Ф с учетом пояснений фонда, отделение отказало в финансовом обеспечении в связи с представлением заявителем договора на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение для своих работников, заключенного с санаторно-курортной организацией не самим обществом, а его агентом на основании агентского договора от 16.03.2018 N 90/2018. Отделение считает, что для финансового обеспечения предупредительных мер, выраженных в санаторно-курортном лечении работников общества, в отделение может обращаться только сам страхователь, при этом он должен предоставить договоры, заключенные лишь самим страхователем напрямую с организациями, непосредственно осуществляющими санаторно-курортное лечение. Предоставление договора о санаторно-курортном лечении работников, заключенного не обществом, а иным юридическим лицом, свидетельствует о посреднической деятельности, которая прямо запрещена законом.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее также - Закон об основах обязательного социального страхования) посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 6 Закона об основах обязательного социального страхования).
Следовательно, посредничеством в том смысле, который заложен пунктом 3 статьи 6 Закона об основах обязательного социального страхования, является участие лиц, не являющихся субъектами обязательного социального страхования, в распределении денежных средств обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 8 Закона об основах обязательного социального страхования страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются, в частности, страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию.
Вопросы оплаты дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию регулируются в зависимости от периода возникновения соответствующих правоотношений Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказами Минтруда России от 10.12.2012 N 580н и от 14.07.2021 N 467н (далее - Правила N 580н и N 476н).
Согласно подпунктам "д" и "н" пункта 3 Правил N 580н и N 467н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя, в том числе на следующие мероприятия: санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (в редакции Правил N 467н: исключая размещение в номерах высшей категории); санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (в редакции Правил N 467н: исключая размещение в номерах высшей категории).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, при соблюдении установленных законом требований к порядку возмещения средств, реализованных на осуществление предупредительных мер, расходы страхователя на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников, приобретенных через агента и оплаченных в порядке возмещения расходов агента по цене их приобретения у лечебного учреждения, подлежат возмещению за счет средств Фонда социального страхования.
Выполнение социально-значимых обязательств перед своими работниками, в том числе приобретение путевок для их санаторно-курортного лечения через агента, не лишает страхователя права на финансовое обеспечение предупредительных мер за счет средств бюджета фонда, только ограничивая их размер стоимостью путевок, указанных в договоре с санаторной-курортной организацией (без учета стоимости услуг посредника - агентского вознаграждения). В этой ситуации для соблюдения требований абзаца пятого подпункта "д" пункта 4 Правил N 580н, подпункта "д" пункта 6 Правил N 467н страхователю необходимо представить как договор с санаторно-курортной организацией, так и доказательства возникновения посреднических отношений (агентский договор), а также документы, позволяющие выделить стоимость услуг агента и стоимость путевок, установить факт приобретения путевок для работников страхователя, а не для работников агента или иного лица.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что страхователем в отделение представлены документы, подтверждающие обоснованность понесенных расходов (договор с санаторно-курортной организацией, агентский договор, отчет агента, платежные поручения, подтверждающие факт несения расходов на оплату путевок на санаторно-курортное лечение). Документы позволяют выделить стоимость услуг агента и стоимость путевок, установить факт приобретения путевок для работников страхователя, а не для работников агента или иного лица.
Согласно материалам дела 16.03.2018 заявителем (принципалом) был заключен агентский договор N 90/2018 с ПАО "ГМК "Норильский никель" (агентом), согласно пункту 1.1 которого агент совершает от своего имени, но за счет и в интересах принципала необходимые юридические действия по организации оказания санаторно-оздоровительных и туристических услуг в целях оздоровления и отдыха работников принципала, услуги оказываются работникам принципала силами третьих лиц, с которыми агент заключает соответствующие договоры.
На основании агентского договора агент заключил от своего имени договоры с санаторно-курортной организацией, в частности договор возмездного оказания услуг от 07.12.2020 N НН/1874-2020 с ООО "Санаторий "Заполярье".
По результатам оказания услуг агентом в адрес общества были представлены отчет с указанием количества и стоимости приобретенных путевок у санаторно-курортной организации и акт об оказании услуг за 3 квартал 2021 года. За 3 квартал 2021 года заявитель отправил на санаторно-курортное лечение работников на сумму 393 533 руб.
Расходы агента в виде стоимости санаторно-курортных путевок и размер вознаграждения агента указаны в акте об оказании услуг отдельными строками, оплачены отдельными платежами на основании соответствующих счетов.
Стоимость расходов определена обществом без учета вознаграждения агента.
Таким образом, являются обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что пункт 3 приказа от 06.10.2021 N 225-Ф подлежит признанию недействительным в связи с его несоответствием закону и нарушением им прав общества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что страхователь не может приобретать для своих работников путевки на санаторно-курортное лечение через посредников, являются ошибочными и отклоняются, как основанные на неправильном толковании положений пункта 3 статьи 6 Закона об основах обязательного социального страхования.
Из правовой позиции, высказанной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 N 309-КГ15-7621, усматривается, что пункт 3 статьи 6 Закона об основах обязательного социального страхования не применяется к посредническим действиям, если эти действия не предполагают участия посредника в распределении денежных средств обязательного социального страхования.
Ссылки фонда на Решение Верховного Суда Российской Федерации N АКПИ17-224 от 05.06.2017 отклоняются, так как выводы суда первой инстанции не противоречат правовой позиции, высказанной в указанном судебном акте.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, заявленные доводы фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина за апелляционное обжалование не распределяется, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации отделение освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.05.2022 по делу N А33-49/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-49/2022
Истец: АО "НОРИЛЬСК АВИА"
Ответчик: ГУ КРАСНОЯРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ