г. Владивосток |
|
11 августа 2022 г. |
Дело N А51-17334/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Васильев",
апелляционное производство N 05АП-3402/2022,
на решение от 15.04.2022
судьи Ю.А.Тимофеевой
по делу N А51-17334/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Васильев" (ИНН 2720022890, ОГРН 1022700860698)
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу (ИНН 2540261603, ОГРН 1212500012944)
о признании недействительным предписания от 30.06.2021 N 106 в части пунктов 3, 5, 6, 7, 8, 10,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Васильев" (далее - заявитель, общество, ООО "Васильев") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным пунктов 3, 5, 6, 7, 8, 10 предписания Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу (далее - административный орган, управление, МТУ Ространснадзора по ДФО) от 30.06.2021 N 016 об устранении выявленных нарушений (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.04.2022 признано незаконным предписание от 30.06.2021 N 016 МТУ Ространснадзора по ДФО в части не указания в пункте 5 предписания при определении продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха водителей не менее 11 часов условия сокращения указанного времени, как не соответствующего абзацу 4 пункта 18 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования о признании недействительным предписания в части пунктов 3, 6, 7, 8, 10. В обоснование доводов жалобы указывает, что пункт 3 предписания, не является четким, последовательным и ясным для понимания, поскольку не согласуется с Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденными Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424. Также не согласен с указанием в пунктах 7 и 8 предписания на необходимость проведения предсменных и послесменных медицинских осмотров. Считает, что нормативными актами не предусмотрена обязанность работодателя обеспечить соответствие рабочего времени в табеле рабочему времени в путевых листах и показателях тахографа. Кроме того, законодательством не предусмотрено приведение сведений о пробеге в путевых листах фактическому пробегу транспортных средств, в связи с чем пункт 10 предписания является незаконным.
Общество, управление, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи С.В. Понуровской в отпуске на основании определения суда от 08.08.2022 произведена её замена на судью А.В. Гончарову, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Судом апелляционной инстанции установлено, что судебный акт обжалуется в части.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Поскольку возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой апеллянтом части.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Васильев" имеет лицензию АК N 27-000154 от 27.05.2019 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами.
МТУ Ространснадзора по ДФО на основании распоряжения от 23.06.2021 N МТУ/1.4-76 проведена внеплановая документарная проверка по вопросу исполнения ООО "Васильев" ранее выданного предписания от 21.05.2021 N 009, о чем составлен акт проверки от 30.06.2021 N 126.
В ходе данной проверки административным органом установлено невыполнение пунктов 1, 3 - 12, 14 предписания от 21.05.2021 N 009.
По результатам проверки управлением вынесено обществу новое предписание от 30.06.2021 N 016 по устранению выявленных нарушений.
Согласно данному предписанию обществу необходимо устранить, в том числе следующие нарушения:
- пункта 6 Приказа Министерства транспорта РФ от 16.10.2020 N 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей", - организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по продолжительности рабочего времени. Ограничить общую продолжительность рабочего времени ежедневной работы в течение рабочего дня (смены) при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов (пункт 3 предписания),
- пункта 18 Приказа Министерства транспорта РФ от 16.10.2020 N 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей", - организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по соблюдению режима отдыха водителей. Установить продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей не менее 11 часов (пункт 5 предписания),
- пунктов 1.2, 2 постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", подпунктов 1, 2 пункта 1 Приложения N 3, пункта 1, подпунктов 3, 4, 5 пункта 4 Приложения N 5 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.10.2020 N 440, - Организовать учет рабочего времени водителей. Обеспечить соответствие рабочего времени в табеле рабочему времени в путевых листах. Обеспечить соответствие рабочего времени в табеле показателям тахографа (пункт 6 предписания),
- пунктов 1, 4, 6, 9, 14, 16 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N 835н, - организовать проведение обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров водительского состава. Организовать проведение предсменных, предрейсовых медицинских осмотров перед началом рабочего дня (смены, рейса). Обеспечить прохождение предсменного, предрейсового медицинского осмотра водителями перед выездом на линию (пункт 7 предписания),
- пунктов 1, 5, 6, 9, 14, 17 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N 835н, - организовать проведение обязательных послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров или опасных грузов. Организовать проведение послесменных, послерейсовых медицинских осмотров по окончании рабочего дня (смены, рейса). Обеспечить прохождение послесменного, послерейсового медицинского осмотра водителями (пункт 8 предписания),
- подпункта 3 пункта 4 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" - устранить факты нарушений в учете пробегов транспортных средств. Привести в соответствие сведения о пробеге в путевых листах фактическому пробегу транспортных средств (пункт 10 предписания).
Не согласившись с пунктами 3, 5, 6, 7-8 (частично), 10 предписания, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое последним частично было удовлетворено.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части, исходя из следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 2 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Безопасность дорожного движения это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
В соответствии со статьей 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ определены обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, в силу которого данные лица обязаны, в частности:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Особенности регулирования труда работников транспорта установлены главой 51 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 329 которого особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.
Такие Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, установлены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424 (далее - Особенности).
Согласно пункту 5 Особенностей нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
В соответствии с пунктом 6 Особенностей при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 - 12 Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Рабочее время водителя включает: время управления автомобилем; время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее - специальный перерыв); время работы, не связанной с управлением автомобилем (пункт 9 Особенностей).
В силу пункта 16 Особенностей время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает: перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее - ежедневный отдых); еженедельный отдых.
Пунктом 18 Особенностей предусмотрено, что продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
Допускается:
сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Водители, работающие в составе группы водителей (далее - экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.
Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.
Кроме того, абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
По правилам пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 N 440 утверждены правила использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 3 к настоящему приказу) и правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 5 к настоящему приказу).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 Приложения N 3 использование тахографов должно осуществляться водителями - в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха; владельцами транспортных средств - в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха.
В соответствии с подпунктами 3, 4, 5 пункта 4 Приложения N 5 при осуществлении контроля должны производиться проверка распечатки данных из тахографа и с карт водителей; проверка выгрузки данных из тахографа и с карт водителей; сравнение данных из распечаток с данными, зарегистрированными в некорректируемом виде в тахографе и на картах водителей.
Также пунктом 1 статьи 23 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Согласно пункту 7 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) порядок и периодичность проведения медицинских осмотров и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 46 Закона N 323-ФЗ порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пприказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее - Порядок N 835н).
Пунктом 2 Порядка N 835н предусмотрено, что предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 4 и 5 Порядка N 835н предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя (пункт 9 Порядка N 835н).
Согласно пункту 14 Порядка N 835н результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно.
Пунктами 16 и 17 Порядка N 835н установлено, что по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп "прошел послерейсовый медицинский осмотр" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Кроме того, Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, которые в силу пункта 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ также должны исполняться юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств.
Так, подпунктом 3 пункта 4 данного Приказа предусмотрено, что сведения о транспортном средстве включают показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее - парковка), а также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня).
Из материалов дела усматривается, что несоблюдение указанных выше норм транспортного законодательства РФ явилось основанием для вынесения в отношении общества предписания от 30.06.2021 N 016, в том числе пунктов 3, 5, 6, 7, 8 и 10.
Пункт 3 предписания содержит указание на необходимость организации рабочего процесса в соответствии с требованиями законодательства по продолжительности рабочего времени путем ограничения общей продолжительности работы в течение рабочего дня (смены) при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов.
Проанализировав указанный пункт предписания, суд правомерно пришел к выводу о том, что указанный пункт оспариваемого предписания принят уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, содержит все необходимые сведения, мероприятие пункта 3, указанное в нем, соответствует характеру выявленного нарушения.
Указание апелляционной жалобы о том, что пункт 6 Особенностей допускает при определенных условиях увеличение продолжительности рабочего времени до 12 часов, судебной коллегией отклоняется, поскольку из пункта 4 акта проверки от 30.06.2021 N 126 следует, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей превышает 13 часов, что также является нарушением данного пункта Особенностей.
Пункт 6 предписания содержит указание на необходимость организации учета рабочего времени водителей путем обеспечения соответствия рабочего времени в табеле рабочему времени, в путевых листах, а также показателям тахографа.
Из анализа данного пункта предписания, суд обоснованно пришел к выводу о том, что меры, указанные в пункте 6 оспариваемого предписания, правомерно изложены уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения с учетом также того, что заявителем при проведении внеплановой документарной проверки табели учета рабочего времени не представлены, что свидетельствует об отсутствии факта ведения учета рабочего времени водителей надлежащим образом, учитывая выше изложенные положения о составе времени, признаваемого рабочим временем водителя.
При этом необходимо отметить, что пункт 6 предписания не предусматривает обязанность общества учитывать как рабочее время водителя исключительно режим времени по указанному времени в путевых листах, а также показателям тахографа, поскольку в рабочее время водителя согласно части 1 статьи 91 ТК РФ, пунктов 9, 15 Особенностей включается и иное время работы водителя, не связанное с управлением транспортным средством, как верно отмечает заявитель, однако, именно показания и данные, отражаемее в путевых листах и показания тахографа являются обязательными и необходимыми при учете рабочего времени водителя.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (статья 91 ТК РФ).
Табель учета рабочего времени - это документ по учету фактически отработанного и (или) не отработанного каждым работником времени Табель можно вести как по унифицированным формам, так и по самостоятельно разработанной и утвержденной форме. Для учета рабочего времени применяются формы Т-12 (табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда) и Т-13 (табель учета рабочего времени), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее - Постановление N 1), не являющиеся обязательными для организаций, поскольку первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем организации (часть 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), соответственно, организацией может быть разработан и предусмотрен иной документ по учету рабочего времени, содержащий необходимые реквизиты.
Таким образом, работодателю следует ввести суммированный учет рабочего времени для работников-водителей, определив порядок введения такого учета правилами внутреннего трудового распорядка (статья 104 ТК РФ), включив условие о режиме рабочего времени в трудовой договор работника, указав, что учет рабочего времени является суммированным. Также указывается продолжительность учетного периода. Сведения о продолжительности работы по каждому отработанному дню вносятся в табель учета рабочего времени.
Путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (пункт 14 части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта)).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 (часть 1 статьи 6 Устава автомобильного транспорта).
При этом Приказом Минтранса России N 368 форма типового бланка путевого листа не установлена.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны Обязательные реквизиты, которые приведены в Приказе Минтранса России N 368, в том числе:
показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, а также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня) (подпункт 3 пункта 4 Приказа Минтранса России N 368);
дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации) (подпункт 4 пункта 4 Приказа Минтранса России N 368);
дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения (подпункт 5 пункта 4 Приказа Минтранса России N 368);
дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (если обязательность проведения послерейсового медицинского осмотра водителя предусмотрена законодательством РФ) (подпункт 2 пункта 5 Приказа Минтранса России N 368).
Таким образом, путевой лист является документом, в том числе подтверждающим время работы транспортного средства и водителя, прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителем и проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства.
Кроме того, пунктом 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 N 440 утверждены правила использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 3 к настоящему приказу) и правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 5 к настоящему приказу).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 Приложения N 3 использование тахографов должно осуществляться водителями - в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха; владельцами транспортных средств - в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха.
В соответствии с подпунктами 3, 4, 5 пункта 4 Приложения N 5 при осуществлении контроля должны производиться проверка распечатки данных из тахографа и с карт водителей; проверка выгрузки данных из тахографа и с карт водителей; сравнение данных из распечаток с данными, зарегистрированными в некорректируемом виде в тахографе и на картах водителей.
Таким образом, данные путевых листов и тахографа (которые синхронизированы с данными о пробеге транспортного средства, отражаемые в путевых листах) как сведения, учитываемые при определении рабочего времени водителя, должны быть учтены и быть в соответствии с табелем рабочего времени.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нормативными актами не предусмотрена обязанность работодателя обеспечить соответствие рабочего времени в табеле рабочему времени в путевых листах и показателях тахографа, с учетом вышеуказанных норм отклоняется.
При этом, приведение в соответствии этих данных означает согласованность данных о рабочем времени в путевых листах, сведений тахографа отраженным сведениям о рабочем времени этого водителя в табеле учета рабочего времени, то есть о их не противоречии друг другу.
При таких обстоятельствах пункт 6 оспариваемого предписания является правомерным.
Пункты 7 и 8 предписания содержат указание на необходимость организации проведения обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров перед началом рабочего дня (смены, рейса) и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров по окончании рабочего дня (смены, рейса) водительского состава, то есть в зависимости от видов перевозок, видов графика (распорядка) трудовой деятельности водителей.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном проведении медицинских осмотров водителей транспортных средств.
В соответствии со статьей 46 Закона N 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Видами медицинских осмотров, в числе прочих являются: предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (пункт 4 части 2 статьи 46), и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пункт 5 части 2 статьи 46).
В соответствии с пунктами 9, 14 Порядок N 835н организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно.
Согласно пункту 15 Особенностей рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя в том числе время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.
Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, а также в зависимости от видов перевозок, видов графика (распорядка) трудовой деятельности следует, что понятия "предсменный медицинский осмотр" и "предрейсовый медицинский осмотр", а также "послесменный медицинский осмотр" и "послерейсовый медицинский осмотр" не являются тождественными и используются в значении "или".
В связи с чем, пунктами 7, 8 предписания заявителю было предложено организовать проведение предсменных либо предрейсовых медицинских осмотров, а также послесменных либо послерейсовых медицинских осмотров.
Утверждение заявителя жалобы об обратном отклоняется.
Пункт 10 предписания содержит указание на необходимость устранить факты нарушений в учете пробегов транспортных средств и привести в соответствие сведения о пробеге в путевых листах фактическому пробегу транспортных средств.
Проанализировав указанный пункт предписания, суд верно счел, что пункт 10 оспариваемого предписания принят уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, содержит все необходимые сведения, мероприятие пункта 10, указанное в нем, соответствует характеру выявленного нарушения.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" лицензиат обязан заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Устава.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 2 Устава автомобильного транспорта путевой лист является документом, служащим для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1, подпунктом 3 пункта 4, пунктом 8 Приказа Минтранса России N 368 одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее - парковка), а также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня). Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем.
Факты эксплуатации транспортных средств подтверждается путевыми листами, имеющимися в материалах проверки.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 8 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" лицензиат обязан осуществлять техническое обслуживание автобусов лицензиата в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств.
Периодичность технического обслуживания находится в прямой зависимости от учета пробега транспортного средства. Техническое обслуживание выполняется через определенный пробег.
Кроме того, пунктом 9 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 15.01.2021 N 9, предусмотрено, что субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств (далее - журнал) должен содержать следующие реквизиты:
1) наименование марки, модели транспортного средства;
2) государственный регистрационный номер транспортного средства;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, проводившего контроль;
4) дату, время проведения контроля;
5) показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);
7) подпись лица, проводившего контроль.
Из анализа указанных норм права следует, что для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, своевременного проведения технического обслуживания необходимо вести учет пробегов транспортных средств.
Следовательно, совокупность указанных выше норм права опровергает повторно заявленный довод общества о том, что сведения о пробеге не являются обязательным реквизитом заполнения путевых листов, а требования об учете пробегов действующим законодательством не установлено.
Принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, их наличие обществом не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у административного органа имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание в части пунктов 3, 6, 7, 8, 10 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержит фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта в обжалуемой части.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции в обжалуемой части законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для изменения обжалуемой части решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.04.2022 по делу N А51-17334/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17334/2021
Истец: ООО "ВАСИЛЬЕВ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ