г. Вологда |
|
11 августа 2022 г. |
Дело N А13-2013/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Колтаковой Н.А. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя Маловой Ю.С. по доверенности от 25.10.2021 N 301, от специализированного автономного учреждения лесного хозяйства Вологодской области "Вологодское лесохозяйственное объединение" представителей Антонова А.Н. по доверенности от 30.03.2022 N 02-юр/56-2022, Даниловой Т.А. по доверенности от 28.07.2022 N 02-юр/102-2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу специализированного автономного учреждения лесного хозяйства Вологодской области "Вологодское лесохозяйственное объединение" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 мая 2022 года по делу N А13-2013/2022,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ИНН 3525151968, ОГРН 1053500056136; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к специализированному автономному учреждению лесного хозяйства Вологодской области "Вологодское лесохозяйственное объединение" (адрес: 160019, город Вологда, переулок Кривой, дом 2, ИНН 3525090553, ОГРН 1023500869237; далее - Учреждение) о взыскании 1 642 255 руб. ущерба, причиненного лесному фонду в результате незаконной рубки лесных насаждений, расположенных в квартале 27 выделе 49 Бабаевского участкового лесничества акционерного общества "Тороповское" Бабаевского государственного лесничества.
Решением суда от 20.05.2022 иск удовлетворен.
Учреждение с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В соответствии с пунктом 11 Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993 N 155 (далее - Наставления), Бабаевский лесхоз проанализировал материалы лесоустройства и выявил расхождения с данными лесоустройства, а именно завышение возраста, неправильное установление преобладающей пород. Совместно с Бабаевским территориальным отделом - государственного лесничества Департамент составил акт несоответствия данных государственного лесного реестра натуральному обследованию данного участка, учтены возраст, класс, породы лесных насаждений, акт подписан, изменения также получили положительное заключение. Отвод произведен в выделах 50, 51 на основании материалов лесоустройства, утвержденные Департаментом, на которые нанесены границы делянки, определены направления промеров и расстояния между деляночными столбами: границы делянки определены в пределах эксплуатационной площади выдела. Границы делянки на местности соответствовали данным на планшете, также отражена Водоохранная зона реки Вешарка, но за ее границы при отводе Учреждение не вышло. Информационных знаков о границах водоохраной зоны вдоль реки Вешарка в месте примыкания с эксплуатационными выделами не имеется. При выполнении отвода и рубки делянки в квартале 27 выделах 50, 51 Бабаевский лесхоз руководствовался согласованным проектом освоения лесов, которым учтены нормы Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), планшетом N 14 (устройство 1986 года, разрешение СЛП от 12.06.1986 N 11). Таким образом, согласованы контуры выделов 50, 51. При осмотре лесосеки, приемке лесовосстановительных работ по вышеуказанным выделам подписаны все акты без разногласий с выездом на место, проведением фотосъемки и замером длин и румбов линии делянки в выделах 50, 51. Межмуниципальный отдел МВД России "Бабаевский" и СУ СК России по Вологодской области Устюженским межрайонным следственным отделом не выявил состав преступления в действиях работников Бабаевского лесхоза.
Представителя Учреждения в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить.
Департамент в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей Учреждения, Департамента, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Департамент (арендодатель) и Учреждение (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 01.12.2009 N 02-02-16/998-2009.
В соответствии с пунктами 1, 2 договора арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок площадью 10 225 га, находящицся в государственной собственности, в целях заготовки древесины, в том числе лесной участок имеющий местоположение: Вологодская область, Бабаевский муниципальный район, Бабаевский районный отдел, Бабаевское участковое лесничество, акционерного общества "Тороповское", кварталы N 26 ч, 27 ч, 28 ч (целевое назначение - защитные леса), кварталы N 4, 6, 7, 8, 14, 16, 26 ч, 27 ч, 28 ч (целевое назначение - эксплуатационные леса).
Согласно подпункту "а" пункта 12 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором, в том числе соблюдать лесохозяйственные требования при заготовке древесины, предусмотренные действующими Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, не допускать причинения вреда лесам вследствие нарушений требований лесного законодательства.
В пункте 24 установлен срок действия договора: с 01.01.2010 по 01.12.2058.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Учреждение подало лесную декларацию на заготовку древесины в квартале 27 выделах 50, 51 Бабаевского участкового лесничества акционерного общества "Тороповское" Бабаевского государственного лесничества.
Согласно проекту освоения лесов по лесному участку, предоставленному Учреждению, получившему положительное заключение государственной экспертизы от 12.12.2019, лесной участок в квартале 27 Бабаевского участкового лесничества акционерного общества "Тороповское" отнесен к эксплуатационным лесам; на территории лесного участка находятся водные объекты, в том числе: река Вешарка протяженностью 35 км, ширина водоохранной зоны - 100 м.
В таблице 2.4.5 проекта освоения лесов - Перечень выделов, отнесенных к защитным участкам, квартал 27 выдел 49 Бабаевского участкового лесничества акционерного общества "Тороповское" указан как берегозащитный участок.
В тематической лесной карте распределения лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса по арендному участку Учреждения (масштаб 1:25000) выдел 49 выделен условным обозначением - особо защитный участок.
В ходе проведения проверки данных дистанционного мониторинга 2021 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" "Севлеспроект", Департамент 09.08.2021 выявили незаконную рубку лесных насаждений, расположенных в квартале 27 выделе 49 Бабаевского участкового лесничества акционерного общества "Тороповское" Бабаевского государственного лесничества. Факт незаконной рубки зафиксирован на снимке от 12.05.2021; установили, что на указанном лесном участке, находится лесосека N 1, разработанная ответчиком на основании лесной декларации от 10.08.2020 N 13, согласно которой заготовка древесины запланирована в выделах 50, 51 квартала 27 Бабаевского участкового лесничества акционерного общества "Тороповское". Согласно данным государственного лесного реестра квартал 27 является эксплуатационным, выдел 49 квартала 27 Бабаевского участкового лесничества акционерного общества "Тороповское" относиться к особо защитным участкам - "берегозащитные участки" реки Вешарка с шириной водоохранной зоны 100 м. Привязка лесосеки произведена от квартального столба по видимой квартальной просеке. Углы и длины сторон соответствуют данным абриса отвода делянки. Согласно абрису отвода делянки примыкающий выдел 49 выделен неэксплуатационной площадью 0,1 га. Завизирной рубки при осмотре места не обнаружено. Вдоль сторон 3-4-5-12-6 абриса отвода лесосеки находится лесная дорога. Выделенная по абрису отвода не эксплуатационная площадь не тронута рубкой. Поскольку в ходе промера водоохранной зоны ширина от края среза воды реки Вешарка до границы отвода лесосеки составляет от 60 м до 70 м, Учреждение осуществило заготовку древесины в особо защитном участке.
По результатам проверки составлен протокол о лесонарушении от 09.08.2021 N 7, в котором отражен факт выявленной незаконной рубки в квартале 27 выделе 49 Бабаевского участкового лесничества акционерного общества "Тороповское" Бабаевского государственного лесничества. Объем незаконно срубленных деревьев составил 55,18 куб.м, в том числе: 27,5 куб.м - сосны, 19,01 куб.м - березы, 8,18 куб.м - ели, 0,49 куб.м - осины, ольхи серой, на сумму 1 642 255 руб. Размер ущерба определен по Методике определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".
Департамент 18.10.2021 направил Учреждению претензионное письмо с требованием возместить ущерб, причиненный лесному фонду в результате незаконной рубки лесных насаждений, расположенных в квартале 27 выделе 49 Бабаевского участкового лесничества акционерного общества "Тороповское" Бабаевского государственного лесничества.
Претензия оставлена Учреждением без ответа.
По расчету истца, размер ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие заготовки древесины в лесах водоохранной зоны, составляет 1 642 255 руб.
Поскольку ущерб, причиненный лесам в результате незаконной рубки в добровольном порядке, ответчик не возместил, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из общих принципов деликтной ответственности лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность следующих условий: наличие и размер убытков, противоправность поведения ответчика, причинную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Статьей 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено возмещение причиненных убытков.
В силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что незаконной является рубка лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
В части 2 статьи 29 ЛК РФ предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
При этом в силу части 2 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями
Леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам.
В силу статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В соответствии с пунктом 10 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Правила N 474), действовавших в спорный период (заготовка древесины производилась осенью 2020 года), заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами. В эксплуатационных лесах с целью заготовки древесины, осуществляются сплошные и выборочные рубки. Сплошные рубки в защитных лесах осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 ЛК РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.
В силу подпункта "е" пункта 12 Правил N 474 запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.
На основании пунктов 17 и 18 Правил N 474 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Отвод и таксация лесосек осуществляются: гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно пункту 9, 11 Наставлений перед началом работ по отводу лесосек лесхозами проводятся подготовительные работы, в том числе, анализируются и при необходимости уточняются лесоустроительные материалы.
Намечаемые к отводу участки леса предварительно обследуются в натуре. Если при этом выявляются существенные расхождения с данными лесоустройства (завышение возраста, неправильное установление преобладающей породы), в результате чего насаждения не могут быть отведены в рубку, эти участки закрываются для рубки и взамен их отводят другие. Одновременно на такие участки составляется акт об обнаруженных ошибках в материалах лесоустройства.
Как правомерно указал суд первой инстанции, арендатор при отводе и таксации лесосеки, установив, что материалы лесоустройства не отражают фактической ситуации, обязан принять меры для разрешения возникшей ситуации и не допустить нарушения Правил заготовки древесины. При проведении натурного отвода ответчик должен удостовериться, что расстояние до края воды соответствует требования ВК РФ, закрыть для рубки участок леса, находящийся в водоохранной зоне, и внести соответствующие изменения в материалы лесоустройства, однако Учреждение этого не сделало. Согласно Проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы, лесной участок в квартале 27 выделы 50, 51, отнесен к эксплуатационным лесам, а выделу 49 присвоен статус особо защитного участка. Материалы лесоустройства, на основании которых Учреждение произвело отвод делянки, содержат сведения о наличии водного объекта и его охранной зоне. Из лесной декларации также усматривается, что арендатор знал о наличии реки Вешарка, в связи с этим выдел 49 указан как не эксплуатационный и обозначен на абрисе условным обозначением "НЭП".
Поскольку в нарушение статьи 65 ВК РФ Учреждение произвело рубку лесных насаждений в водоохранной зоне, отсутствие на момент разработки делянки информационных знаков на протяжении водоохранной зоны не освобождает его от соблюдения требований природоохранного законодательства и не позволяет использовать водоохранную зону водного объекта с нарушением законодательно установленных ограничений хозяйственной деятельности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что неверный натурный отвод делянки, в результате которого произошла вырубка деревьев в водоохранной зоне, произошел по вине Учреждения, оно обязано возместить причиненный ущерб.
Расчет ущерба суд первой инстанции проверил, признал его правильным.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 мая 2022 года по делу N А13-2013/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу специализированного автономного учреждения лесного хозяйства Вологодской области "Вологодское лесохозяйственное объединение" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2013/2022
Истец: Департамент лесного комплекса Вологодской области
Ответчик: САУ лесного хозяйства ВО "Вологдалесхоз"