г. Тула |
|
15 августа 2022 г. |
Дело N А62-2627/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.06.2022 по делу N А62-2627/2022 (судья Пудов А.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" (г. Москва, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) к управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796) об оспаривании постановления от 25.03.2022 N 067/04/9.21-97/2022 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
при участии в заседании:
от заявителя: Агельяров А.В. (доверенность от 26.07.2022 N Д-СМ/119), Антипов М.А. (доверенность от 26.07.2022 N Д-СМ/120);
представители иных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2022 N 067/04/9.21-97/2022 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.06.2022 заявление общество удовлетворено.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что процедура возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества, его рассмотрение и принятие по нему решения проведена в соответствии с нормами КоАП РФ; полагает, что введение в 2022 году ограничений государственного и муниципального контроля не имеет правового значения для обстоятельств настоящего дела.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, общество (прежнее название ПАО "МРСК Центра") приказом Федеральной службы по тарифам от 31.03.2008 N 86-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", регистрационный N 77.1.25.
Между обществом и Сидоренковым С.М. был заключен договор от 25.03.2021 N 42077226 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в ходе исполнения которого между сторонами возникли и не были урегулированы разногласия относительно того, кто - сетевая организация или гражданин - выполняет мероприятия по обеспечению учета электрической энергии (установке прибора учета), что послужило причиной обращения Сидоренкова С.М. с заявлением от 24.11.2021 (вх. N 428ф) в управление.
По результатам изучения дополнительно собранных документов, в том числе ответа сетевой организации (письмо от 14.12.2021 N МР1-СМ/31-1/7592), главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы управления Шкредова Е.А. пришла к выводу о наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, и составила в отношении общества протокол от 22.03.2022 N 067/04/9.21-97/2022, на основании которого руководителем управления было вынесено постановление от 25.03.2022 N 067/04/9.21-97/2022 о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что постановлением управления нарушены права и законные интересы общества, последнее обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением.
Рассматривая заявление общества и удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Пунктами 1, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.52 КоАП РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 4 указанной статьи дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных указанной статьей, состоит в нарушении правил: технологического присоединения к электрическим сетям; подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения; подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.
Субъектами административного правонарушения выступают субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Повторное совершение аналогичного правонарушения влечет наказание, предусмотренное ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
В соответствии с п. 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимаюших устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 6 Правил N 861 такое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
Пунктом 25(5) Правил N 861 установлено, что при выполнении сторонами мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, мероприятия по обеспечению учета электрической энергии, за исключением обеспечения учета в отношении многоквартирного дома, подлежат исполнению сетевой организацией.
В силу п. 19 Правил N 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами N 861.
Таким образом, принимая во внимание, что причиной обращения Сидоренкова С.М. в управление явились неурегулированные с обществом разногласия относительно того, кто - сетевая организация или гражданин - выполняет мероприятия по обеспечению учета электрической энергии, обществом, действительно, допущено нарушение п. 19, 25(5) Правил N 861.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, проверок.
Постановление N 336 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 10.03.2022, и вступило в силу со дня указанного опубликования.
Согласно письму Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году", должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
Ограничения, установленные п. 9 Постановления N 336, распространяются, в том числе, на случаи получения сведений о совершении административного правонарушения от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, с 10.03.2022 не допускается возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола) должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. В рассматриваемом дела протокол об административном правонарушении составлен 22.03.2022 (N 067/04/9.21-97/2022).
С учетом изложенного, постановление управления от 25.03.2022 N 067/04/9.21-97/2022 о назначении обществу административного наказания по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ правомерно отменено судом первой инстанции, как противоречащее правовому регулированию, введенному в Российской Федерации с 10.03.2022.
Выводы суда области основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.06.2022 по делу N А62-2627/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2627/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР", ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТРА" ФИЛИАЛ "РОССЕТИ ЦЕНТР" - "СМОЛЕНСКЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5182/2022
25.04.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1379/2023
24.01.2023 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2627/2022
06.12.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5182/2022
15.08.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4895/2022
09.06.2022 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2627/2022