г. Ессентуки |
|
17 августа 2022 г. |
Дело N А63-15117/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.08.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ставропольскому краю - Лябуховой Е.В. (по доверенности от 21.12.2021 N 02-19/014494), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгоградская неотложка" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2022 по делу N А63-15117/2021, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Волгоградская неотложка", г. Михайловск Ставропольского края, ОГРН 1133443012141, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ставропольскому краю, г. Михайловск Ставропольского края, ОГРН 1042600649992, о признании недействительным решения от 28.06.2021 N 441,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгоградская неотложка" (далее - ООО "Волгоградская неотложка", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к Межрайонной ИФНС N 5 по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения от 28.06.2021 N 441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - заявление).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2022 по делу N А63-15117/2021 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Волгоградская неотложка" о признании недействительным проверенного на соответствие Налогового кодекса Российской Федерации решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ставропольскому краю от 28.06.2021 N 441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказано полностью.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2022 по делу N А63-15117/2021 общество с ограниченной ответственностью "Волгоградская неотложка" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС N 5 по Ставропольскому краю, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ставропольскому краю, поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2022 по делу N А63-15117/2021 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2022 по делу N А63-15117/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах по налогу на добавленную стоимость (далее также - НДС) за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 23.04.2021 N 2488.
Рассмотрев указанный акт налоговой проверки от 23.04.2021 N 2488, материалы налоговой проверки и письменные возражения общества, налоговый орган принял решение от 28.06.2021 N 441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен НДС в размере 27 544 749 руб. и пени в размере 11 378 699,05 руб., всего по решению от 28.06.2021 N 441 доначислено 38 927 448,05 руб.
Основанием для доначисления суммы НДС послужили выводы налогового органа о неправомерном применении обществом предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ льготы по НДС, по контрактам от 21.03.2016 N 86.2К и NБН/55-ГК, заключенным с ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" и ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи", поскольку оказываемые обществом услуги не являются медицинскими с точки зрения применения положений указанной нормы.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Ставропольскому краю от 10.09.2021 N 08- 19/021413@ апелляционная жалоба общества на решение инспекции от 28.06.2021 N 441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции от 28.06.2021 N 441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из следующего.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах по налогу на добавленную стоимость (далее также - НДС) за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 23.04.2021 N 2488.
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией вынесено Решение от 28.06.2021 N 441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислены суммы НДС в размере 27 544 749 руб. и пени в размере 11 378 699,05 руб., всего по Решению - 38 923 448,05 рублей.
Основанием для доначисления сумм НДС послужили выводы инспекции о неправомерном применении ООО "Волгоградская неотложка" льготы по НДС, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ по контрактам от 21.03.2016 N 86.2К и N БН/55-ГК, заключенным с ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" и ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи", поскольку оказываемые Обществом услуги не являются медицинскими.
Не согласившись с решением инспекции, Общество обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Ставропольскому краю от 10.09.2021 N 08-19/021413@ апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции от 28.06.2021 N 441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 2 ст. 146 НК РФ, а также п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрены перечни операций, не признаваемых объектами налогообложения, а также не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
В целях гл. 21 НК РФ к медицинским услугам относятся, в том числе, услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению.
В соответствии с п. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Положения ст. 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Налогоплательщиком в налоговый орган представлены налоговые декларации по НДС за 1-4 кварталы 2017 года, в которых в графе 2 "Стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) без налога" раздела 7 налоговой декларации "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" отражена по коду 1010211 "Реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, финансируемых из бюджета" следующая реализация: 1 квартал 2017 года сумма в размере 89 562 998,00 рублей; 2 квартал 2017 года сумма в размере 88 641 725,00 рублей; 3 квартал 2017 года сумма в размере 93 628 589,00 рублей; 4 квартал 2017 года сумма в размере 79 675 754,00 рублей.
При этом в ходе проверки налоговым органом установлено, что предметом контрактов от 21.03.2016 N 86.2К и N БН/55-ГК, заключенных с ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" и ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи", является оказание исполнителем автотранспортных услуг для оказания скорой медицинской помощи в 2016-2020 гг., а именно услуги по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации.
Согласно данным контрактам Исполнитель - ООО "Волгоградская неотложка" оказывает услуги с учетом соблюдения, в том числе, следующих требований к предоставлению комплекса оказываемых услуг по обеспечению деятельности выездных бригад медицинской помощи:
- обеспечение соответствия услуг требованиям качества безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности, установленным действующим законодательством Российской Федерации;
- обеспечение выполнения установленных нормативными актами обязательных требований Правил дорожного движения, медицинским осмотрам водителей-санитаров и допуску автомобилей скорой медицинской помощи к эксплуатации;
- обеспечение деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи на автотранспорте, соответствующем ГОСТу 52567-2006, с учетом формирования выездной бригады скорой медицинской помощи согласно приказу Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи";
- обеспечение бесперебойной, круглосуточной комплексной деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи", Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию";
- обеспечение деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи при медицинской эвакуации, в рамках транспортировки пациента в целях спасения жизни и сохранения здоровья;
- организация обеспечения основной цели деятельности выездной бригады, а именно обеспечение деятельности выездной бригады с целью оказания круглосуточной скорой медицинской помощи населению на месте вызова, в пути следования, по вызову и направлению заказчика;
- комплектование выездных бригад скорой медицинской помощи согласно приказу Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи";
- предоставление автотранспорта для обслуживания выездных бригад скорой медицинской помощи в соответствии с условиями контракта, которые предусмотрены с учетом необходимости обеспечения круглосуточной посменной работы, численности населения, средним радиусом территории обслуживания, средней нагрузки на одну бригаду скорой медицинской помощи в сутки;
- обеспечение работы выездных бригад скорой медицинской помощи по утвержденному заказчиком графику;
- предоставление водительского состава, входящего в состав выездных бригад скорой медицинской помощи, соответствующего требованиям, определенным в п. 4.3 Контрактов и Приложении N 2 к Контрактам.
В соответствии с п. 4.3 Контрактов услуги должны оказываться квалифицированным водительским составом, соответствующим должности "санитар-водитель" и требованиям действующего законодательства, в том числе согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
При этом цена контракта определяется на весь срок исполнения контракта, включает в себя все необходимые расходы на оказание услуг, в том числе расходы на автомобильное топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, запасные части, техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт, ремонт автомобильной резины, ежегодный технический осмотр, оплату труда членов экипажей, медосмотры водителей-санитаров, проезд к месту оказания услуг и обратно, все виды страхования, уплагу таможенных пошлин и др. расходы, связанные с оказанием услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи, а также уплату налогов (в т.ч. НДС, если исполнитель является плательщиком НДС), подлежащих выплате, и иных обязательных платежей, которые могут возникнуть при исполнении контракта (п. 6.4 контрактов).
Согласно п. 6.5 контрактов Заказчик производит оплату Исполнителю за фактически оказанные услуги в соответствии с количеством предоставленного транспорта исходя из потребности Заказчика. Для целей оплаты и учета оказанных услуг определяется стоимость одного часа работы выездной бригады, которая рассчитывается как частное от деления цены контракта (на соответствующий год) на предусмотренное в контракте количество часов работы выездной бригады (в соответствующем году). Потребность в автотранспорте доводится Заказчиком до Исполнителя перед началом исполнения контракта и не может превышать значения, указанного в Спецификации (графике исполнения контракта) (Приложение N 1 к контракту).
Акты оказанных услуг предусматривают указание на количество автомобилей, стоимость 1-го машино-часа, общее фактическое время работы всех автомобилей, стоимость оказанных услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Закон N323-ФЗ) законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона N323-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Закона N 323-ФЗ под медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п. 10 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п. 3 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 32 Закона Ж323-ФЗ скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская, помощь является видом медицинской помощи.
Согласно п. 4 ст. 2 Закона N 323-ФЗ под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно п. 15 ст. 2 Закона N 323-ФЗ под медицинским вмешательством понимается выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Порядок лицензирования медицинской деятельности, а также перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, на осуществление которой необходимо получение лицензии (далее - Перечень), применяемые с 01.05.2012 г. по 01.09.2021 г., утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291. В указанный Перечень включены работы (услуги) по скорой медицинской помощи.
В подраздел 044 "Скорая медицинская помощь" раздела 01 "Медицинская услуга лечебно-диагностическая" класса "В" Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, действующей до 01.01.2018 г., включены следующие медицинские услуги:
- по коду ВО 1.044.001 "Осмотр врачом скорой медицинской помощи";
- по коду ВО 1.044.002 "Осмотр фельдшером скорой медицинской помощи".
Согласно п. 3 Номенклатуры медицинских услуг перечень медицинских услуг разделен на два класса: "А" и "В", построенные по иерархическому принципу.
Класс "А" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
Класс "В" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Из положений п. 2 Номенклатуры медицинских услуг и кода услуги А23.30.042.002 Санитарная эвакуация наземным транспортом следует, что указанная услуга относится к классу "А"; к разделу (типу медицинских услуг) 23 -диагностика и лечение, не обозначенные в других рубриках; к подразделу класса "А" (обозначают анатомо-функциональную область) - 30 Прочие. Подраздел "Прочие" включает в себя медицинские услуги, которые не могут быть классифицированы в соответствующем анатомо-функциональном подразделе (например, выполняемые во время беременности, в родах, новорожденному, лапароскопия диагностическая, обзорный снимок органов брюшной полости и др.).
На основании вышеизложенного, медицинская услуга по санитарной эвакуации наземным транспортом относится к медицинским услугам, заключающимся в диагностике и лечении.
Согласно п. 1 ст. 35 Закона N 323-ФЗ скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях (п. 2 ст. 35 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 35 Закона N 323-ФЗ при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация включает в себя, в том числе, санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта (пп. 2 п. 5 ст. 35 Закона N 323-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 35 Закона N 323-ФЗ медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
В соответствии с пп. "а" п. 4 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н (далее - Порядок), скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь может оказываться вне медицинской организации - по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации.
Согласно п. 6 Порядка скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи.
В соответствии с п. 7 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, являющихся Приложением N 2 к Порядку (в ред. Приказа Минздрава России от 22.01.2016 N ЗЗн, вступившего в силу с 01.07.2016 г.), действующих в 2017 году (далее - Правила), общепрофильная фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и водителя, либо фельдшера скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя.
Для организации деятельности общепрофильной фельдшерской выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса "А" или "В".
В соответствии с п. 8 Правил общепрофильная врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя.
Для организации деятельности общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса "В".
Согласно п. 16 Правил в обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи входит следующее:
а) подчиняться врачу или фельдшеру скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи и выполнять его распоряжения;
б) знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция (отделение) скорой медицинской помощи и местоположение медицинских организаций;
в) обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой медицинской помощи на вызов и движение автомобиля скорой медицинской помощи по кратчайшему маршруту;
г) выполнять правила внутреннего распорядка станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи;
д) отслеживать техническое состояние автомобиля скорой медицинской помощи, осуществлять своевременную заправку его горюче-смазочными материалами, выполнять влажную уборку салона автомобиля скорой медицинской помощи по мере необходимости, поддерживать в нем порядок и чистоту;
е) содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации (сирену, проблесковый фонарь), прожектор поисковый, фонарь- прожектор переносной, аварийное освещение салона, шанцевый инструмент, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное);
ж) обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" санитар-водитель выполняет следующие обязанности: выполняет вместе с фельдшером переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывает помощь врачу и фельдшеру при выполнении ими диагностических и лечебных манипуляций, переносит медицинскую аппаратуру; оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении больных; управляет автомобилем скорой медицинской помощи, отнесенным к одной из категорий "В" или "С"; заправляет автомобиль топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью; оформляет путевые документы; проверяет техническое состояние и прием автомобиля перед выездом на линию; сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы; устраняет возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности подвижного состава, не требующие разборки механизмов; осуществляет санитарно-гигиеническую обработку салона автомобиля после каждого больного (пострадавшего); сообщает о неисправностях автомобиля.
Санитар-водитель должен знать правила эксплуатации используемого медицинского инструментария и оборудования; правила техники безопасности при работе с медицинскими инструментами и оборудованием; психологию профессионального общения; основы медицины катастроф; санитарно-гигиеническое содержание медицинского салона; правила санитарии и гигиены труда; назначение моющих средств и правила обращения с ними; правила дорожного движения; основы безопасности движения; правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям); основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда; признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения; порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов; правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; приемы оказания первой помощи при несчастных случаях; правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Указанным квалификационным справочником установлены следующие требования к квалификации санитара-водителя: среднее (полное) общее образование; специальная подготовка по программам оказания первой помощи: право на управление автомобилем категории "В"; стаж работы водителем автомобиля не менее 3 лет.
Согласно п. 13 ст. 2 Закона N 323-ФЗ медицинским работником является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
При этом согласно п. 1 ст. 69 Закона N 323-ФЗ право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. В соответствии с п. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Таким образом, медицинские услуги, в том числе скорую медицинскую помощь, имеют право оказывать медицинские работники либо иные работники, имеющие право на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Законом N 323-ФЗ.
Согласно пп. 4.1.11 вышеуказанных контрактов Исполнитель оказывает услуги с учетом соблюдения следующего требования к предоставлению комплекса оказываемых услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи - предоставление водительского состава, входящего в состав выездных бригад скорой медицинской помощи, соответствующего требованиям, определенным в п. 4.3 контрактов и Приложении N 2 к контрактам.
В соответствии с п. 4.3 указанных контрактов водительский состав, входящий в состав выездных бригад скорой медицинской помощи, должен соответствовать, в том числе, требованиям, установленным в отношении должности "санитар-водитель" Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
Заявитель в качестве обоснования своих требований в апелляционной жалобе ссылается на п. 1.5 Номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, согласно которому должность санитара-водителя отнесена к должностям медицинских работников (младший медицинский персонал).
Однако судом первой инстанции с учетом перечня обязанностей, выполняемых водителями по условиям вышеуказанных контрактов, а также обязанностей водителя и санитара-водителя автомобиля скорой медицинской помощи, утвержденных Приказами Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 N 388н и Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н, верно установлено, что водитель автомобиля скорой помощи Общества входит в состав бригады скорой медицинской помощи, однако медицинским работником не является и медицинскую деятельность не осуществляет.
Медицинскую деятельность осуществляют медицинские работники соответствующих учреждений здравоохранения в соответствии с лицензией на осуществление работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Водитель ООО "Волгоградская неотложка", предоставляемый городским станциям скорой медицинской помощи со специализированным автомобилем, не оказывает услуг скорой медицинской помощи, является сотрудником Общества, а не работником соответствующих станций скорой медицинской помощи.
Как верно установлено судом первой инстанции, Общество в рамках взаимоотношений по контрактам от 21.03.2016 N БН/55-ГК и N 86.2К оказывает услуги медицинским учреждениям, предоставляя для их нужд специализированный транспорт, на возмездной основе (контрактами установлена цена услуг).
При этом бесплатные услуги по оказанию скорой медицинской помощи населению в рамках обязательного медицинского страхования оказывает не общество, а медицинские учреждения станции скорой медицинской помощи, на которые и распространяется льгота, предусмотренная пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Должностной инструкцией санитара-водителя автомобиля скорой медицинской помощи Общества, определены, в том числе, следующие квалификационные требования: образование - не ниже среднего (полного) общего; умение оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Иные квалификационные требования, предусмотренные должностной инструкцией, связаны со знаниями и умениями в области управления транспортными средствами.
Согласно должностной инструкции санитар-водитель в своей деятельности руководствуется и должен знать правила эксплуатации используемого медицинского инструментария и оборудования и правила техники безопасности при работе с ними; правила оказания первой помощи при несчастных случаях; основы медицины катастроф; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях (пп. 4.1.15,4.1.17-4.1.19).
Согласно должностной инструкции санитар-водитель обязан во время выполнения вызова совместно с медицинским персоналом участвовать в транспортировке пациентов, предпринять все возможные, необходимые и счерпывающие меры по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП (пп. 4.2.2, 4.2.5.6).
Иные обязанности санитара-водителя, предусмотренные должностной инструкцией, связаны действиями по управлению транспортным средством, его ремонту, обеспечению исправного технического состояния.
Требования к квалификации и должностные обязанности санитаров-водителей ООО "Волгоградская неотложка" не предусматривали наличие медицинского образования и оказание медицинских услуг скорой медицинской помощи.
Мотивируя свою позицию содержанием Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников", Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", также Постановления Правительства РФ от 15.12.2007 N 876 "О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов", Общество указывает, что его работники, замещающие должности "санитаров-водителей" в составе бригад скорой медицинской помощи, являются медицинскими работниками и относятся к категории младшего медицинского персонала.
Однако из вышеуказанных норм законодательства в сфере охраны здоровья следует, что медицинские услуги, в том числе скорую медицинскую помощь, имеют право оказывать медицинские работники либо иные работники, имеющие право на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Законом N 323-ФЗ. Водители-санитары Общества не имеют высшего либо среднего медицинского образования и сертификат специалиста.
Указанное обстоятельство подтверждается протоколами допросов санитаров-водителей (Адров В.И. (протокол допроса N 65 от 16.02.2021 г.), Ефимов В.А. (протокол допроса б/н от 05.02.2021 г.), Королев СМ. (протокол допроса б/н от 09.02.2021 г.), Панченко А.В. (протокол допроса б/н от 12.02.2021 г.), Манжиков В.З. (протокол допроса б/н от 18.02.2021 г.), Ковалев В.Г. (протокол допроса N 72 от 18.02.2021 г.), Андрющенко СВ. (протокол допроса N 43 от 04.02.2021 г.), согласно штатной расстановки являющихся работниками Общества в 2017 году.
Из содержания протоколов допросов следует, что водители автомобилей скорой помощи при осуществлении своих функций, медицинское вмешательство при эвакуации больных не осуществляли, поскольку медицинского образования не имеют, медицинское оборудование и препараты не применяли, медицинскую помощь не оказывали.
Прохождение санитарами-водителями Общества аттестации по программе "Оказание первой помощи" не является получением ими высшего или среднего медицинского образования и сертификата специалиста.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N273-ФЗ) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование -подготовка кадров высшей квалификации.
Согласно ч. 7 ст. 60 Закона N 273-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.09.2021 г.) документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);
2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);
5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры- стажировки).
Таким образом, сертификаты о прохождении аттестации по программе "Оказание первой помощи" не являются документами об образовании и квалификации, предусмотренными Законом 273-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы налогоплательщика о том, что санитары-водители ООО "Волгоградская неотложка" совместно с другими медицинскими работниками в составе бригад скорой медицинской помощи, в соответствии с профильным законодательством, принимают участие в оказании медицинской помощи пациентам, обеспечивают медицинскую эвакуацию, то есть принимают участие в оказании медицинских услуг, несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2.5 Положения о водителе бригады скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. N 100 (далее - Положение о водителе бригады скорой медицинской помощи), утратившего силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 26.01.2022 N 23, согласно которому водитель бригады скорой медицинской помощи обеспечивает, вместе с фельдшером (фельдшерами), переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке; оказывает помощь врачу и фельдшеру при иммобилизации конечностей пострадавших и наложении жгутов и повязок, переносит и подключает медицинскую аппаратуру; оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении психически больных.
При этом, согласно Перечню мероприятий по оказанию первой помощи, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" перемещение пострадавшего является мероприятием по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи; наложение жгута является мероприятием по временной остановке наружного кровотечения.
Таким образом, выполнение санитаром-водителем действий, указанных в п. 2.5 Положения о водителе бригады скорой медицинской помощи, является осуществлением мероприятий по оказанию первой помощи, т.е. не является медицинской услугой.
Из содержания ст. ст. 2, 35, п. 1 ст. 69 Закона N 323-ФЗ, п. 16 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, являющихся Приложением N 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н, а также Номенклатуры медицинских услуг следует, что услуги по оказанию скорой медицинской помощи оказываются медицинскими работниками - врачом, фельдшером, а не санитаром-водителем.
В письме от 24.04.2020 N 30-2/И/2-5446 "Об услуге по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи и водительского персонала для выездных бригад скорой медицинской помощи" Министерство здравоохранения Российской Федерации указало, что в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Услуга по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи и водительского персонала для выездных бригад скорой медицинской помощи не является медицинским вмешательством или комплексом медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, а значит, данная услуга не может считаться медицинской услугой, в частности услугой скорой медицинской помощи. В этой связи организация, оказывающая только услугу по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи и водительского персонала для выездных бригад скорой медицинской помощи, не может считаться медицинской организацией.
По вопросу лицензирования услуги по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи и водительского персонала для выездных бригад скорой медицинской помощи Министерство здравоохранения указало, что данная услуга не может подлежать лицензированию в соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", поскольку данная услуга не может быть отнесена к медицинской деятельности.
В письме от 30.10.2020 N ЗГ-2-3/1882@ФНС России разъяснила, что от обложения НДС освобождаются услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению медицинскими организациями, при наличии лицензии на соответствующую медицинскую деятельность. Операции по оказанию услуг по предоставлению медицинским организациям автомобилей скорой помощи с водителем облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Учитывая закрытый перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС, данная норма не может толковаться расширительно и распространяется на иные операции, которые в статье 149 НК РФ не указаны.
С учетом правовых позиций Верховного суда Российской Федерации, приведенных в Определениях от 23.05.2019 N 306-ЭС19-6555 по делу N А72-7030/2018, 04.04.2022 г. N307-ЭС22-2970 по делу NА56-5182/2021 г, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что между обществом и учреждениями здравоохранения сложились взаимоотношения по аренде транспортных средств с экипажем в целях оказания скорой медицинской помощи населению, которые не подпадают по действие положений пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ и подлежат обложению НДС. Водитель, предоставляемый Обществом городским станциям скорой медицинской помощи, не оказывает услуг скорой медицинской помощи со специализированным автомобилем, не оказывает услуг скорой медицинской помощи, является сотрудником Общества.
В рамках заключенных контрактов ООО "Волгоградская неотложка" оказывало услуги учреждениям здравоохранения, предоставляя для их нужд в аренду специализированный транспорт с экипажем, на возмездной основе.
Заявитель оказывает именно услуги транспорта для нужд учреждений здравоохранения, поскольку самостоятельно (отдельно от врачей и фельдшеров) не может оказывать услуги населению по эвакуации больных граждан.
Спорные контракты предусматривали передачу функций по обеспечению деятельности медицинских учреждений при формировании выездных бригад скорой медицинской помощи по предоставлению специализированных транспортных средств и их водителей. Заявитель в данном случае оказывает узкоспециализированный вид транспортных услуг с использованием автомобилей скорой помощи.
Общество полагает, что при вынесении оспариваемого решения инспекция пришла к выводу, что ООО "Волгоградская неотложка" согласно п. 3 ст. 111 НК РФ не подлежит привлечению к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) налога по ст. 122 НК РФ ввиду исполнения выполнения налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в соответствии с письмом от 28.11.2016 г. N 08-15/032078 Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю.
Как полагает налогоплательщик, начисление пени в данном случае, противоречит п. 8 ст. 75 НК РФ, не согласуется с п. 3 ст. 111 НК РФ, а также противоречит выводу самой инспекции при вынесении решения об отказе в привлечении Общества к ответственности.
Судом первой инстанции данный довод общества отклонен с учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела по существу.
В силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ.
На момент вынесения оспариваемого решения налогового органа сроки привлечения Общества к ответственности истекли, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания для взыскания штрафа в соответствии со ст. 122 НК РФ.
Согласно п. 8 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налоговою органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
Положение, предусмотренное п. 8 ст. 75 НК РФ, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
Согласно Письму МИФНС России N 12 по Ставропольскому краю от 28.11.2016 г. N 08-15/032078 Заявитель обратился в указанный налоговый орган по вопросу применения освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых учреждением транспортных услуг, связанных с предоставлением автомашин скорой медицинской помощи.
При этом в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию(в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения но вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
В соответствии с пп. 4 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Указанная обязанность также закреплена в Положении о Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю, утверждённом 25.02.2015 г. (п. 6.8 Положения).
Согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В свою очередь, Положение о Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю, утвержденное 25.02.2015 г., не содержит указание на полномочие инспекции по направлению инспекцией разъяснений налогоплательщику по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В письме Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 "О формировании единой правоприменительной практики", доведенном до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097, указано, что письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети "Интернет" либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
В соответствии со ст. 30 НК РФ, ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы составляют единую централизованную систему, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Письмом от 28.11.2016 г. N 08-15/032078 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю дан ответ на обращение ООО "Волгоградская неотложка" (N 329 от 28.10.2016 г.).
В Письме Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю N 08-15/032078 от 28.11.2016 г. разъяснения налогоплательщику даны с учетом:
1) правовой позиции Минфина России, содержащейся в письмах от 27.06.2013 N 03-07-07/24502 "О налогообложении НДС оказываемых учреждением транспортных услуг, связанных с предоставлением автомашин скорой медицинской помощи", от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 ("Разъяснения положений налогового законодательства в части статьи 34.2 Налогового кодекса РФ");
2) правовой позиции ФНС России, содержащейся в письме от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@ "О порядке применения разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах";
3) правовых позиций в судебной практике, актуальной на дату рассмотрения обращения налогоплательщика (Постановление ФАС Поволожского округа от 09.03.2006 по делу N А55-10062/05-3, Постановление ФАС Поволожского округа от 17.01.2006 по делу N А55-4733/05-43 и др.);
4) документов, представленных ООО "Волгоградская неотложка".
Так, письмом Минфина России от 27.06.2013 N 03-07-07/24502 на вопрос о налогообложении НДС оказываемых учреждением транспортных услуг, связанных с предоставлением автомашин скорой медицинской помощи дан следующий ответ.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагается налогом на добавленную стоимость реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе услуг скорой медицинской помощи, оказываемых населению.
Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н утверждены, в частности, требования к организации и перечень выполняемых работ (услуг) при оказании скорой (в том числе скорой специализированной) помощи. При этом транспортные услуги, связанные с предоставлением автомашин скорой медицинской помощи, в данный перечень не включены.
Таким образом, норма пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ в отношении транспортных услуг, связанных с предоставлением автомашин скорой медицинской помощи, не применяется.
Суд первой инстанции не нашел оснований для применения п. 8 ст. 75 НК РФ, допускающего исключение начисления пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений, в связи со следующим.
Как следует из данных, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Общество с момента его регистрации в качестве юридического лица, т.е., с 24.04.2013 г. находилось на учете в Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области (код налогового органа 3461), с 18.08.2016 - в
Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю (код налогового органа 2635), с 24.05.2017 г. по настоящее время - в Межрайонной ИФНС России N 5 по Ставропольскому краю (код налогового органа 2645).
Обращение Заявителя в Межрайонную ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю состоялось 28 октября 2016 года, т.е. в момент нахождения Общества на учете в данном налоговом органе.
При этом в материалы дела не представлено непосредственно обращение заявителя в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 но Ставропольскому краю от 28.10.2016 N 329, в котором был сформирован вопрос, требующий пояснений, а также не предоставлены объяснения причины обращения в инспекцию уже в процессе осуществления хозяйственной деятельности с применением льготы. В связи с чем, и с учетом отсутствия в спорном письме однозначного указания и (или) разъяснения и прямого толкования норм права относительно запрашиваемой проблематики отсутствуют основания полагать, что пени по налогу на добавленную стоимость за спорный период могли образоваться в результате выполнения письменных указаний налогового органа.
Исходя из доводов заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество продолжало руководствоваться указанными разъяснениями в 2017 году, т.е. после смены адреса юридического лица и постановки на учет в Межрайонной ИФНС России N 5 по Ставропольскому краю. За соответствующими разъяснениями в Межрайонную ИФНС России N 5 по Ставропольскому краю Заявитель не обращался. Доказательства иного в материалы дела не представлены.
При этом заключение Обществом спорных контрактов с учреждениями здравоохранения состоялось 21 марта 2016 года.
В то же время согласно ответа Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю N 08-15/032078 от 28.11.2016 г., подготовленного в том числе с учетом документов, представленных Заявителем, предприятие ООО "Волгоградская неотложка" планирует оказывать муниципальным учреждениям здравоохранения транспортные услуги в виде предоставления в аренду специальных автомобилей с водителем для перевозки экстренных больных.
Однако согласно п. 2.5.2 спорных контрактов от 21.03.2016 г. N БН/55-ГК и N 86.2К основной этап оказания услуг начинается с 01.05.2016 г., заканчивается 31.12.2020 г. Основной этап делится на следующие периоды: первый период оказания услуг: с 01.05.2016 г. по 31.12.2016 г., второй период оказания услуг: с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г., третий период оказания услуг: с 01.01.2018 г. по 31.12.2017 г.; четвертый период оказания услуг: с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г., пятый период оказания услуг: с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г.
Таким образом, датой начала оказания обществом услуг, являющихся предметом спорных контрактов, является 1 мая 2016 года.
На основании вышеизложенного, Общество направило обращение в Межрайонную ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю уже после начала оказания учреждениям здравоохранения автотранспортных услуг для оказания скорой медицинской помощи.
Согласно абз. 2 п. 8 ст. 75 НК РФ положение, предусмотренное п. 8 ст. 75 НК РФ, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
Из доказательств, имеющихся в материалах дела, в их связи и совокупности суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ответ Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю дан на основании недостоверной информации, представленной налогоплательщиком, в связи с чем положения п. 8 ст. 75 НК РФ применению не подлежат.
Кроме того, судом первой инстанции учтен факт проведения Межрайонной ИФНС России N 5 по Ставропольскому краю рабочей встречи в рамках реализации отраслевого (пилотного) проекта в целях добровольного уточнения налоговых обязательств налогоплательщиком в добровольном порядке, что подтверждается протоколом от 16 декабря 2020 года.
В рамках указанной рабочей встречи до руководителя Общества Криковцева СЮ. доведена информация о том, что в ходе мероприятий налогового контроля, проведенных в отношении ООО "Волгоградская неотложка" за период 2017-2020 гг., выявлены факты и обстоятельства, которые могут свидетельствовать о нарушении ООО "Волгоградская неотложка" налогового законодательства.
Также налоговый орган довел до сведения налогоплательщика, что услуга по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи и водительского персонала для выездных бригад скорой медицинской помощи не является медицинским вмешательством или комплексом медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, а значит, данная услуга не может считаться медицинской услугой, в частности услугой скорой медицинской помощи, операции по оказанию услуг по предоставлению медицинским организациям автомобилей скорой помощи с водителем облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
По результатам рабочей встречи налогоплательщику предложено самостоятельно провести оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, с учетом сложившейся судебной практики, а также позиции Министерства финансов Российской Федерации, а также рекомендовано уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для исключения налоговых правонарушений, или уточнения налоговых обязательств за 2017-2020 гг. в срок до 18.12.2020 года.
Однако в ходе выездной налоговой проверки уточненные налоговые декларации за проверяемый период Обществом не представлялись.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2022 по делу N А63-15117/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-15117/2021
Истец: ООО "ВОЛГОГРАДСКАЯ НЕОТЛОЖКА"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 5 ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Мальцев Алексей Александрович
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2498/2022
06.06.2023 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-15117/2021
31.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11529/2022
17.08.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2498/2022
06.06.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-15117/2021