18 августа 2022 г. |
Дело N А43-40748/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2022.
Полный текст постановления изготовлен 18.08.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.03.2022 по делу N А43-40748/2021,
принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия о взыскании с акционерного общества "Выксунский металлургический завод" (ОГРН 1025201632610, ИНН 5247004695) задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 63 287 614 руб. 91 коп., пени на 13.12.2021 в размере 21 865 870 руб. 95 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Выксунский металлургический завод" - Макарова И.А. по доверенности от 27.07.2022 N 2000-Д-28/22/1 сроком действия до 28.07.2023; Доморацкий А.В. по доверенности от 29.10.2021 сроком действия до 27.12.2022;
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - Новиков И.П. по доверенности от 28.02.2022 N 184 сроком действия до 30.12.2022.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление) 18.05.2021 направило в адрес акционерного общества "Выксунский металлургический завод" (далее - Общество) требование N 01-15/5016 об оплате имеющейся задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2017 год в размере 63 287 614 руб. 91 коп., пени по состоянию на 13.12.2021 в размере 21 865 870 руб. 95 коп. в тридцатидневный срок со дня получения данного требования.
В установленный срок задолженность не оплачена Обществом.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 63 287 614 руб. 91 коп., пени на 13.12.2021 в размере 21 865 870 руб. 95 коп.
Решением от 21.03.2022 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Управление считает, что оно обратилось в суд с заявлением о взыскании платы на НВОС за 2017 год к Обществу в рамках трехлетнего срока исковой давности.
Управление утверждает, что срок давности следует исчислять с 01.07.2019 с учетом представления Обществом уточненной декларации 01.10.2018, регламентированного времени проверки этой декларации (9 месяцев).
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнительных пояснений к ней.
Представитель Управления просил приобщить к материалам дела новые документы:
1) копию сопроводительной записки от 25.09.2018 N 200423-И-220/18 акционерного общества "Выксунский металлургический завод" к уточненной декларации о плате за НВОС за 2017 год;
2) копю уточненной декларации о плате за НВОС за 2017 год;
3) таблицу "Движение отходов" акционерного общества "Выксунский металлургический завод" за 2017 год;
4) договор с индивидуальным предпринимателем Зуевым А.Г. от 23.11.2016 N 20-16-6857;
5) договор с индивидуальным предпринимателем Зуевым А.Г. от 19.06.2017 N 20-17-2785;
6) договор с обществом с ограниченной ответственностью "АГЖО-Сергач" от 21.11.2016 N 103/16, от 03.02.2015 N 11-15-0113;
7) копию журнала учета отходов за 2017 год, что судом расценивается как ходатайство о приобщении к материалам дела данных документов.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований.
В судебном заседании 05.07.2022 представители Управления поддержали заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела первичной декларации о плате за НВОС Общества за 2017 год, копии журнала учета отходов за 2017 год основной площадки, письма Управления от 24.08.2018 N 01-15/7022 л.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции его удовлетворил и приобщил к материалам дела указанные документы в электронном виде.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему.
В судебном заседании представители Общества поддержали заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела статистической отчетности 2-ТП (отход) за 2017 год и письма от 18.09.2018 N 200010-И-120/18.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции его удовлетворил и приобщил к материалам дела указанные документы в электронном виде.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнительных пояснениях к ней, отзыве на апелляционную жалобу, дополнениях к нему, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Управление - правопреемник Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу и является территориальным органом федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, а именно: Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора).
Управление осуществляет свои полномочия на территории в Нижегородской области и в Республике Мордовия в соответствии со своим положением. Положение утверждено приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 507.
Пунктом 4.62 Положения определено, что для осуществления своих полномочий уполномоченные должностные лица Управления имеют право заявлять в установленном порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.
На основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Пунктом 2 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ).
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ).
Пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.1992 N 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Внесение экологических платежей - в силу того, что оно связано с необходимостью возмещения вреда окружающей среде, - обязательно, по общему правилу, для всех лиц, деятельность которых оказывает на окружающую среду негативное воздействие.
В соответствии с пунктом 161 Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказ Росприроднадзора от 23.10.2015 N 849 (далее - Методические рекомендации), при выявлении задолженности по плате территориальным органом Росприроднадзора выставляется требование о добровольном погашении недоимки по плате, а в случае отказа плательщика погасить задолженность добровольно, подаются иски в судебные инстанции.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Обществом в 2017 году осуществлялась хозяйственная деятельность, влекущая негативное воздействие на окружающую среду.
Управлением выявлено наличие у Общества задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 63 287 614 руб. 91 коп., пени на 13.12.2021 в размере 21 865 870 руб. 95 коп.
Не оспаривая эту задолженность, Общество заявило о пропуске Управлением срока для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
При взыскании данного платежа применяется предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности в три года.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Применительно к положениям пункта 3 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год должна быть внесена не позднее 01.03.2018.
Первоначальная декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год была представлен Обществом своевременно, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Уточненная декларация за спорный период представлена Обществом 01.10.2018. В названной уточненной декларации Обществом отражены все образующиеся отходы, но в отношении части отходов плата за негативное воздействие (отходы пыли) не исчислена ввиду отражения информации об утилизации и обезвреживании этой части отходов. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, также не оспариваются.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Управление не было лишено возможности выявить наличие у Общества задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период, рассчитать ее размер и обратиться в суд в установленный законом трехгодичный срок с момента предоставления Обществом уточненной декларации, в которой отражены спорные отходы.
Об этом свидетельствует и письмо Управления от 24.08.2018, направленное в адрес Общества относительно искажения информации об отходах пыли.
Между тем, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год только 20.12.2021 года, то есть с пропуском срока исковой давности.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что Управление пропустило срок исковой давности по требованию о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
Доказательств приостановления или перерыва течения этого срока не установлено.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Позиция Управления об исчислении срока давности с 01.07.2019 не основана на действующем законодательстве.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.03.2022 по делу N А43-40748/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-40748/2021
Истец: Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и республике Мордовия
Ответчик: АО "Выксунский металлургический завод"
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8685/2023
22.09.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3301/2022
25.07.2023 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-40748/2021
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7006/2022
18.08.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3301/2022
21.03.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-40748/2021