город Томск |
|
18 августа 2022 г. |
Дело N А27-2068/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Зайцевой О.О., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (N 07АП-6517/22), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.06.2022 по делу N А27-2068/2022 (судья Гатауллина Н.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Инская", деревня Осиновка, Беловский район, Кемеровская областьКузбасс (ОГРН 1024200552628, ИНН 4202020053) к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, город Кемерово (ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) об оспаривании решения от 20.01.2022 N55-КН
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Меренкова Е.В., представитель по доверенности от 01.07.2022, паспорт;
от заинтересованного лица: Федина А.В., представитель по доверенности от 03.09.2021, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Инская" (далее - заявитель, ООО "Птицефабрика Инская", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора) о проведении внеплановой документарной проверки N 55-КН от 20.01.2022.
Решением суда от 08.06.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратился с апелляционной жалобой в апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Общество в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержала, по основаниям, изложенным в жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что 20.01.2022 ООО "Птицефабрика Инская" получено уведомление исх. N Т-55 от 20.01.2022 "О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица", которое направлено в адрес Общества на основании решения N 55-КН от 20.01.2022 "О проведении внеплановой документарной проверки", вынесенного исполняющим обязанности заместителя руководителя Управления Росприроднадзора Левковской Д.А. В соответствии с вышеуказанным решением, предметом проверки является выполнение Обществом пункта 3, пункта 7 Предписания N АТЗВ-469 "Об устранении выявленных нарушений обязательных требований" от 07.06.2021 г., вынесенного Управлением Росприроднадзора.
Не согласившись с решением о проведении внеплановой документарной проверки N 55-КН от 20.01.2022, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Принимая обжалуемое решение, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" обязательный досудебный порядок урегулирования спора для субъектов экономической деятельности, оспаривающих ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) наделенных публичными полномочиями органов и их должностных лиц, состоит в исчерпании такими лицами административных средств защиты - в обжаловании в установленном порядке оспариваемого акта, решения, действий (бездействия), если в соответствии с федеральным законом реализация права на обжалование является условием для последующего обращения в суд. Пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" установлено, что в силу абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, по следующим категориям дел: об обжаловании подсудных арбитражным судам решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", положения которого вступают в силу с учетом особенностей, установленных статьей 98 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование: - решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; - актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений; - действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий. В силу части 1 статьи 39 Федерального закона N 248-ФЗ правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона. Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона N 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
На основании части 3 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ указанная норма вступает в силу с 01.01.2023. Вместе с тем частью 13 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 01.07.2021. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N 663 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб (далее - Перечень).
Таким образом, с 01.07.2021 для обжалования в арбитражном суде решений (действий, бездействий) контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц, принятых при осуществлении видов контроля в области федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), от заявителя требуется соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 19 Федерального закона N 248-ФЗ в целях, в том числе, учета информации о жалобах контролируемых лиц создается единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
Указанными правилами предусмотрено, что сведения, содержащиеся в едином реестре, размещаются на официальном сайте единого реестра. Срок размещения сведений составляет одни сутки (п. 20 Правил). Адрес официального сайта единого реестра определяется оператором единого реестра. Контрольный орган, составляя документы для занесения в реестр, наносит на них QR-код. При использовании для просмотра информации QR-кода сведения отображаются без ограничений доступа к ним. Органы прокуратуры, Минэкономразвития, а также уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей имеют неограниченный доступ к сведениям, содержащимся в едином реестре. Контролируемые лица получают доступ к сведениям, содержащимся в едином реестре относительно контролируемых лиц, посредством авторизованного доступа на единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) в личный кабинет контролируемого лица в ведомственных информационных системах.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи (если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну). При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра (часть 2 статьи 64 Закона N 248-ФЗ). В соответствии с пунктом 10 (2) Правил информация о контрольном (надзорном) мероприятии считается внесенной в единый реестр для целей части 4 статьи 19 Федерального закона после утверждения электронного паспорта соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия путем наложения электронной цифровой подписи и при необходимости его согласования с органами прокуратуры.
Как следует из материалов дела, информация о проводимой в отношении Общества проверке не внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в установленный Правилами срок, что подтверждается скриншотами страниц сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации на 21.01.2022 и на 03.02.2022, скриншотами личного кабинета портала государственных услуг, а также электронной перепиской со службой технической поддержки указанных сайтов.
Согласно сведениям ЕРКНМ опубликованным на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации https://proverki.gov.ru/portal/public-knm/11637156 (вкладка "Общая информация" -> действия -> экспорт в PDF) электронный паспорт контрольного (надзорного) мероприятия подписан электронной цифровой подписью 03.02.2022. Указанное подтверждается также сведениями о КНМ, предоставленными заинтересованным лицом (стр. 5 отчета), перепиской с технической поддержкой (представлена заявителем). Доказательств обратного Управлением Росприроднадзора в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
С учетом изложенного проверка проведена заинтересованным лицом в отсутствие законных оснований, с грубым нарушением порядка ее организации и проведения (пункт 11 части 2 статьи 91 Закона N 248-ФЗ).
Довод заинтересованного лица о том, что заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, судом рассмотрен и отклонен, поскольку как указывалось ранее, информация о проводимой проверке не размещена в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, данная проверка не отображалась на сайте "Госуслуги" в личном кабинете Общества и, соответственно указанное решение через единственный предусмотренный законом способ, не могло быть обжаловано в досудебном порядке. Заинтересованное лицо, заявляя довод о несоблюдении обществом досудебного порядка обжалования, в свою очередь, не опровергло доводы заявителя об отсутствии в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий сведений о спорной проверке, и, соответственно, о возможности соблюсти досудебный порядок, как и не опровергло тот довод, что в сведения о КНМ были внесены лишь 03.02.2022.
Доводы Управления о том, что в его компетенцию не входит программное обеспечение единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, выводы суда первой инстанции не опровергают, поскольку в действиях общества отсутствует вина, решение через единственный предусмотренный законом способ, не могло быть обжаловано в досудебном порядке.
С учетом изложенного, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.06.2022 по делу N А27-2068/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2068/2022
Истец: ООО "Птицефабрика Инская"
Ответчик: Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области