город Омск |
|
18 августа 2022 г. |
Дело N А70-25073/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6501/2022) Департамента недропользования и экологии Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.04.2022 по делу N А70-25073/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" (ОГРН 1187232003331, ИНН 7203442021, адрес: 625048, город Тюмень, улица Республики, дом 90, квартира 138) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (ОГРН 1057200722061, ИНН 7202137635, адрес: 625000, город Тюмень, улица Советская, дом 61) о признании недействительным приказа N 1245-ОД от 30.09.2021 "Об отказе ООО "Карьерстрой" в согласовании изменений технического проекта" "Разработка участка недр местного значения "Падунский-7" в Заводоуковском городском округе Тюменской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - Филимонова Елена Андреевна, по доверенности от 10.01.2022 N 1 сроком действия 31.12.2022;
от общества с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" - Бакирова Ирина Владимировна, по доверенности от 10.01.2022 N 13 сроком действия 31.12.2024;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" (далее - заявитель, Общество, ООО "Карьерстрой") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент, административный орган) о признании недействительным приказа от 30.09.2021 N 1245-ОД "Об отказе ООО "Карьерстрой" в согласовании изменений технического проекта".
В качестве способа восстановления права заявитель просил обязать Департамент утвердить изменения технического проекта "Разработки участка недр местного значения "Падунский-7" в Заводоуковском городском округе Тюменской области.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.04.2022 по делу N А70-25073/2021 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным приказ от 30.09.2021 N 1245-ОД "Об отказе ООО "Карьерстрой" в согласовании изменений технического проекта". Суд обязал Департамент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить изменения технического проекта "Разработки участка недр местного значения "Падунский-7" в Заводоуковском городском округе Тюменской области согласно обращению ООО "Карьерстрой" от 24.08.2021 N 118.
Этим же судебным актом с Департамента в пользу ООО "Карьерстрой" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Департамент, ссылаясь на положения постановления Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее - Положение), указывает на то, что охрана растительного и животного мира входит в обязательном порядке в состав проектной документации на разработку месторождений. В рамках поступившего обращения граждан о вырубке леса и наличии краснокнижных видов растений, сотрудниками Департамента проведен осмотр (30.08.2021) участка недр "Падунский-7", в ходе которого выявлены нарушения положений действующего законодательства Российской Федерации по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. В ходе осмотра установлено произрастание видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Тюменской области, липы сердцевидной, башмачка крапчатого. Информация о наличии краснокнижных организмов на участке недр отсутствует в ранее предоставленном Обществом отчете о научно-исследовательских работах (далее - отчет о НИР).
Кроме того, в ходе осмотра участка недр "Падунский-7" установлено, что в северной части участка недр имеются многочисленные места жизнедеятельности косули, информация об этом в отчете о НИР также не была учтена; западная сторона участка "Падунский-7" представлена лиственным березовым лесом, преимущественно спелого возраста, что также не соответствуют отчету о НИР; на участке обнаружены вырубки леса прошлых лет, соответственно, закладка учетных площадок проводилась без учета изменившихся растительных условий.
Департамент считает, что выявленное свидетельствует о нарушении условий лицензии (пункта 4.1), нарушении пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ N 2395-1, Закон о недрах). Изменения технического проекта не могут быть согласованы в связи с несоответствием проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации.
В подтверждение своей позиции Департамент просит приобщить к материалам дела постановление о возбуждении уголовного дела от 23.04.2022, ссылаясь на то, что таковое не могло быть представлено суду первой инстанции, так как вынесено после даты проведения судебного заседания, которое состоялось 24.03.2022. Документ приобщен к материалам дела.
ООО "Карьерстрой" представило отзыв на жалобу.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 11.08.2022.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Карьерстрой" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей Департамента и Общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Приказом Департамента от 22.07.2020 N 0723-ОД Обществу предоставлено право пользования участком недр местного значения "Падунский-7" для разведки и добычи песка по факту открытия Обществом месторождения "Падунский-7".
Обществу выдана лицензия ТЮМ 86158 ТЭ от 24.07.2020 на право пользования недрами, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песка на участке недр местного значения "Падунский-7", расположенном в квартале 100 (выделы 1, 11,1, 14, 15- 21, 23, 24) Падунского участкового лесничества Заводоуковского лесничества в Заводоуковском городском округе Тюменской области. Срок действия лицензии - 24.07.2030.
23.08.2021 в Департамент поступило обращение о недопущении вырубки леса и уничтожении редких видов растений.
30.08.2021 специалистом Департамента проведен осмотр участка недр "Падунский-7", в ходе которого установлено: произрастание видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Тюменской области, - липы сердцевидной, башмачка крапчатого; в северной части участка недр имеются многочисленные места жизнедеятельности косули; западная сторона участка "Падунский-7" представлена лиственным березовым лесом, преимущественно спелого возраста; на участке обнаружены вырубки леса прошлых лет, соответственно, закладка учетных площадок проводилась без учета изменившихся растительных условий.
Отсутствие вышеуказанных сведений, а именно, отсутствие произрастающих краснокнижных растений в отчете о НИР, отсутствие информации о местах жизнедеятельности косули, противоречия отчета о НИР явились основанием для выводов Департамента о некачественной подготовке отчета о НИР, нарушениях законодательства об охране окружающей среды, а также пункта 4.1 ранее выданной лицензии.
27.04.2021 Общество обратилось в Департамент с просьбой рассмотреть и согласовать изменения в технический проект "Разработка участка недр местного значения "Падунский-7" в Заводоуковском городском округе Тюменской области".
26.05.2021 Департаментом издан приказ N 644-ОД "Об отказе ООО "Карьерстрой" в согласовании изменений в технический проект".
20.09.2021 Департаментом принято решение в виде приказа N 1201-ОД "О досрочном прекращении лицензии ТЮМ 86158 ТЭ.
27.08.2021 Общество повторно направило в Департамент для рассмотрения и согласования изменения в технический проект "Разработка участка недр местного значения "Падунский-7".
Рассмотрев данное обращение Департаментом издан приказ от 30.09.2021 N 1245-ОД, которым отказал в согласовании изменений технического проекта. В качестве оснований для отказа Департамент указал на обстоятельства, выявленные в ходе проведенного 30.08.2021 осмотра, а также на то, что ввиду прекращения действия лицензии ТЮМ 86158 ТЭ, изменения в технический проект "Разработка участка недр местного значения "Падунский-7" не могут быть согласованы.
Полагая приказ от 30.09.2021 N 1245-ОД "Об отказе ООО "Карьерстрой" в согласовании изменений технического проекта" недействительным, нарушающим его права и законные интересы Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
19.04.2022 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр регулируются Законом о недрах.
В силу статьи 11, пунктов 1, 2, 10 части второй статьи 22 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрам; пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Статьей 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, действовавшим в спорный период, утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N 118)
Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья утверждены приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218 (далее - Требования N 218).
Согласно пункту 3 Правил N 118 подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Исходя из пунктов 3, 5 Положения N 118 подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации является, в том числе несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 названного Положения (подпункт "в" пункта 21 Положения N 118).
Пунктом 12 Положения N 118 установлено, что в проектную документацию включаются: а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр; в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
Проектная документация разрабатывается на весь период отработки месторождения и может изменяться в случае необходимости изменения технических и/или технологических решений. При этом изменения, дополнения, корректировка проектной документации должны содержать только те разделы, которые подвергаются переработке в процессе разработки изменений. В изменении (дополнении, корректировке) к проектной документации допускается делать ссылки на неизмененные разделы технического проекта либо помещать их в кратком изложении (пункт 3 раздела IV Требований N 218).
В соответствии с пунктами 1.1, 2.2.22 Положения о Департаменте недропользования и экологии Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 N 73-п, Департамент является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, к полномочиям которого отнесено согласование проектной документации по участкам недр местного значения (технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых).
Как следует из оспариваемого приказа Департамента, основанием для отказа Обществу в согласовании изменений в технический проект разработки участка недр послужили обстоятельства выявления в ходе осмотра 30.08.2021 специалистом Департамента на территории участка недр "Падунский-7" произрастания видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Тюменской области (липы сердцевидной, башмачка крапчатого), обнаружения в северной части участка недр многочисленных мест жизнедеятельности косули, а также установлением обстоятельств того, что западная сторона участка "Падунский-7" представлена лиственным березовым лесом, преимущественно спелого возраста; на участке обнаружены вырубки леса прошлых лет.
Отсутствие произрастающих краснокнижных растений в отчете о НИР, отсутствие информации о местах жизнедеятельности косули, противоречия отчета о НИР явились основанием для выводов Департамента о некачественной подготовке отчета о НИР, нарушениях законодательства об охране окружающей среды, а также пункта 4.1 ранее выданной лицензии.
Кроме того, Департамент указал на то, что на основании приказа от 20.09.2021 N 1201-ОД действие лицензии ТЮМ 86158 ТЭ на право пользование недрами с целью разведки и добычи песка на участке недр "Падунский-7" досрочно прекращено. Основание для отказа в согласовании изменений технического проекта нормативно обоснованно подпунктом "а" пункта 21 Положения N 118.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о недействительности оспариваемого приказа, исходя из того, что Обществом подавалась заявка на внесение изменений в технический проект в части сроков и порядка отработки участка недр "Падунский-7", что следует из представленной в материалы дела корректировки технического проекта (приложена к заявлению Общества от 22.12.2021 - электронные страницы 42-46), доступен для ознакомления в электронном виде посредством системы "Мой арбитр"), а также на что указано самим Департаментом в приложении к Приказу от 30.09.2021 N 1245-0Д, в то время как фактически Департамент отказал в согласовании изменений в технический проект по иным мотивам, а именно, выйдя за пределы корректируемых положений проектной документации.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что Департаментом в рамках рассмотрения заявки на внесение изменений в технический проект в части порядка отработки участка недр не могут быть оценены иные ранее согласованные и утвержденные Департаментом положения технического проекта.
Ссылки Департамента на досрочное прекращение действия лицензии ТЮМ 86158 ТЭ также не могут быть признаны обоснованными, так как указанное не предусмотрено в качестве основания для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации в пункте 21 Положения N 118.
Доводы Департамента о наличии выявленных в ходе осмотра 30.08.2021 нарушениях, судом апелляционной инстанции приняты быть не могут, так как указанное может являться основанием для приостановления либо прекращения деятельности по добыче полезных ископаемых, однако в рамках иной процедуры.
Кроме того, из пояснений представителя Департамента, данных в судебном заседании апелляционной инстанции, следует, что уполномоченным органом уже предприняты соответствующие меры.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ не распределяются по причине освобождения подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента недропользования и экологии Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.04.2022 по делу N А70-25073/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-25073/2021
Истец: ООО "Карьерстрой"
Ответчик: Департамент недропользования и экологии Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5214/2023
14.12.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6095/2022
18.08.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6501/2022
19.04.2022 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-25073/2021