г. Ессентуки |
|
19 августа 2022 г. |
Дело N А63-9687/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Жукова Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием представителей: от Федерального агентства по недропользованию - Хаджаева М.М. (доверенность от 08.09.2022), от Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу - Дибижевой Н.Л. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югстройпроект" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.05.2022 по делу N А63-9687/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Югстройпроект" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент) о признании недействительными решения и приказа от 24.03.2021 N 42 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами НАЛ 00796 БП и взыскании 53 тыс. рублей судебных расходов, из них 50 тыс. рублей на оплату услуг представителя и 3 тыс. рублей на оплату государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство), Федеральное агентство по недропользованию (далее - агентство), государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Кабардино-Балкарской Республики".
Решением от 06.05.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило принятый судебный акт отменить. Податель жалобы указал, что письмом от 02.03.2021 обществу было предложено исключить из лицензии участок площади, попадающий на территорию природного заказника регионального значения. Однако указанное письмо обществом было получено лишь при рассмотрении дела. Геологические исследования на территории природного заказника не проводились, после установления границ особо охраняемой природной территории обществом будет подана заявка на внесение изменений в лицензию. Со стороны общества не было допущено каких-либо нарушений.
В отзыве агентство и департамент просили решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители департамента и агентства отклонили доводы жалобы. Иные участники спора, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем разбирательство по жалобе проведено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество обратилось в департамент с заявкой от 27.12.2018 вх. N 32-18 на получение права пользования участком недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов и ресурсов категории Р1 и Р2. Участок расположен на отрезке реки Черек-Хуламский в 1 км западнее с.п. Бабугент Черекского района Кабардино-Балкарской Республики.
Заявка и прилагаемые к ней документы направлены для принятия решения в комиссию, созданную департаментом для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
По итогам рассмотрения представленных документов и сведений комиссией принято решение об удовлетворении заявки общества, которое оформлено протоколом от 24.06.2019 N 47-19.
На основании приказа департамента от 24.06.2019 N 118 обществу выдана лицензия НАЛ 00796 БП с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку полезных ископаемых на участке недр, расположенном в 1 км западнее с.п. Бабугент Черекского района Кабардино-Балкарской Республики.
Федеральным агентством по недропользованию в период с 19.10.2020 по 30.10.2020 в отношении департамента проводилась проверка, по результатам которой составлен акт от 12.11.2020.
В акте отражены следующие нарушения, допущенные департаментом:
- необходимые согласования по участку недр были получены в период с 19.02.2019 по 12.04.2020, согласно которым участок Черек-Хуламский не соответствовал требованиям абзаца 2, 4 и 5 подпункта 14 пункта 4.1 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.11.2016 N 583 (далее - Порядок N 583);
- в нарушение пункта 4.6 Порядка N 583 заседание комиссии, на котором принято решение о предоставлении права пользования участком недр (протокол от 24.06.2019 N 47-19), проведено с превышением срока по рассмотрению заявочных материалов на 75 календарных дней;
- допущено нарушение статьи 8 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), поскольку на территории заказника запрещаются геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением подземных вод (пункт 3.10 Положения о государственном природном заказнике Кабардино-Балкарской Республики "Кара Су", утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.10.2007 N 277-ПП).
В целях устранения нарушений, выявленных в ходе проведения комплексной проверки деятельности департамента, приказом от 24.12.2020 N 178 утвержден план мероприятий, в том числе направить письма в министерство о ходе реализации работы по уточнению границ природного заказника "Кара-Су"; обществу с предложением о возможном исключении из лицензионного участка площади, попадающей на территорию природного заказника регионального значения "Кара-Су" и памятника природы регионального значения "Черек-Безенгийская теснина" (пункт 1.1 Плана).
24 марта 2021 года департаментом издан приказ N 42 "О прекращении прав пользования недрами по лицензии НАЛ 00796 БП", выданной обществу.
Общество, посчитав решение комиссии и приказ от 24.03.2021 N 42 незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд, отказывая в удовлетворении требований общества, обоснованно руководствовался следующим.
Основы комплексного рационального использования и охраны недр установлены в Законе Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В силу статьи 36 Закона о недрах государственное управление отношениями недропользования осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр, которым является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктом 2 статьи 6 Закона о недрах предусмотрено, что одним из способов распоряжения недрами является предоставление их в пользование для геологического изучения. Геологическое изучение включает поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, в том числе в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения (пункт 3 статьи 10.1 Закона о недрах).
Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения) утвержден приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 (далее - Порядок N 583). Данный порядок регламентирует процедуру рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения.
Подпункт 14 пункта 4.1 Порядка N 583 предусматривает необходимость получения сведений в отношении участка недр, по которому подана заявка на получение права пользования недрами, в том числе об отсутствии в границах участка недр особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения.
При этом в силу пункта 4.5 Порядка N 583 федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган, в который была направлена заявка (далее - уполномоченный орган) в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, проверяет содержание представленной заявки на предмет соответствия описи входящих в ее состав документов и сведений.
Согласно абзацу 3 пункта 4.5 Порядка N 583 установлено, что федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляет направление запросов в государственные органы и подведомственные государственным органам организации, в распоряжении которых находятся документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 14 пункта 4.1 Порядка N 583.
Восьмым абзацем пункта 4.5 указанного Порядка предусмотрено, что компетентный орган, в который была направлена заявка, для получения сведений о соответствии участка недр требованиям Порядка N 583 направляет запрос в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения, а также отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование.
Согласно пункту 4.6 Порядка N 583 в срок, не превышающий восьми рабочих дней с даты получения всех документов и сведений, запрошенных в соответствии с абзацем третьим пункта 4.5, или в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты поступления документов и сведений, свидетельствующих о несоответствии представленной заявки, прилагаемых к ней документов и сведений, или участка недр, предполагаемого для получения права пользования, требованиям настоящего Порядка, уполномоченный орган рассматривает поступившие материалы и направляет заявку и прилагаемые к ней документы и сведения для принятия решения в Комиссию.
В срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки, документов и сведений, представленных в Комиссию в соответствии с абзацем первым данного пункта, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 4.7 данного порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе, в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр.
Из материалов дела видно, что в департамент поступила заявка общества от 27.12.2018 за вх. N 32-18 на получение права пользования участком недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов и ресурсов категории Р1 и Р2. Участок расположен на отрезке реки Черек-Хуламский в 1 км западнее с.п. Бабугент Черекского района Кабардино-Балкарской Республики. Заявка и прилагаемые к ней документы и сведения направлены для принятия решения в комиссию, созданную департаментом для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
По итогам рассмотрения представленных документов и сведений комиссией принято решение об удовлетворении заявки общества, которое было оформлено протоколом от 24.06.2019 N 47-19. Обществу выдана лицензия НАЛ 00796 БП.
Вместе с тем департаментом не были направлены запросы в ФБУ "ТФГИ по ЮФО" о предоставлении сведений о запасах и прогнозных ресурсов категории Р1 и Р2 ТПИ и УВС, об участках недр, предоставленных или предполагаемых для предоставления в пользование, при рассмотрении заявки не направлялись.
Кроме того, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерство природных ресурсов Кабардино-Балкарской Республики в письме от 22.01.2019 N 27-01-21/200 в письме сообщило о том, что в испрашиваемом обществе участке недр расположены особо охраняемые природные территории: государственный заказник регионального значения "Кара-Су" и памятник природы регионального значения "Черек-Бузунгийская теснина".
В соответствии с частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 17 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 23.10.2000 N 37-РЗ "Об особо охраняемых природных территориях Кабардино-Балкарской Республики" на территориях государственных природных заказников и памятников природы регионального значения постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Согласно пункту 13.10 Положения о государственном природном заказнике Кабардино-Балкарской Республики "Кара-Су", утвержденном постановлением Правительства КБР от 25.10.2007 N 277-ПП, на территории заказника "Кара-Су" запрещается геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением подземных вод.
Также судом установлено, что заседание комиссии департамента, на котором принято решение об удовлетворении заявки общества, состоялось с превышением сроков по рассмотрению заявочных материалов на 75 календарных дней, что противоречило вышеуказанным нормам Порядка N 583.
Пунктом 1 статьи 14 Закона о недрах и подпунктом 1 пункта 4.7 Порядка N 538 установлено, что в приеме заявки на предоставление лицензии может быть отказано в случае, если она подана с нарушением установленных требований.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае заявка общества от 27.12.2018 за вх. N 32-18 на получение права пользования испрашиваемого участка участком недр, подана с нарушением установленных действующим законодательством требований, соответственно, предоставление департаментом права пользования недрами по лицензии НАЛ 00796 БП осуществлено в нарушение законодательства о недрах, суд сделал верный вывод о наличии у департамента правовых оснований для прекращения права пользования недрами, предоставленное по лицензии НАЛ 00796 БП.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что департаментом принято законное и обоснованное решение о прекращении права пользования недрам общества по лицензии НАЛ 00796 БП. Следовательно, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, оснований для отнесения на департамент предъявленных обществом к взысканию судебных расходов по делу также не имеется.
Доводы подателя жалобы приведены без учета того, что возникновение права пользования недрами возможно только по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В случае если предоставление недр осуществлено при отсутствии предусмотренного действующим законодательством права, такое пользование, а также выданная лицензия, признаются незаконными, не влекущими правовые последствия.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В случае нарушения требований указанной статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Таким образом, законодательство о недрах прямо устанавливает право уполномоченного органа прекращать право пользования недрами в случае его незаконного предоставления.
Позиция заявителя со ссылкой на статью 20 Закона о недрах несостоятельна, поскольку предусмотренные статьей 20 Закона о недрах основания досрочного прекращения права пользования недрами относятся к случаям законного предоставления права пользования недрами и касаются допущенных недропользователем нарушений условий пользования недрами, поэтому к рассматриваемой ситуации данная норма не применяется.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.05.2022 по делу N А63-9687/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9687/2021
Истец: ООО "Югстройпроект"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ", Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Кабардино-Балкарской Республики, Управление по недропользованию по Республике Северная Осетия-Алания, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ, Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ