г. Киров |
|
22 августа 2022 г. |
Дело N А31-313/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычихиной С.А.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.05.2022 по делу N А31-313/2022
по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница"
(ОГРН: 1024401437015; ИНН: 4403001283)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Костромской области (ОГРН: 1024400519330; ИНН: 4401017094)
о признании недействительным акта проверки,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Галичская окружная больница" (далее -Учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительным акта внеплановой тематической проверки от 30.09.2021. Учреждение просит признать недействительным решение Фонда в части нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 46080 руб. и штрафа 4608 руб., а также требования от 24.11.2021 N 52 в части нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 46080 руб. и штрафа 4608 руб.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.05.2022 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Как указывает заявитель жалобы, у страховой медицинской организации прекращаются все обязательства после смерти застрахованного лица. Следовательно, услуга по перевозке умерших пациентов не может быть оплачена за счет средств ОМС.
По мнению Фонда, отсутствие со стороны Учреждения действий по надлежащему формированию штатного расписания патолого-анатомического подразделения и, соответственно, отсутствие денежных средств из областного бюджета на оплату труда сотрудникам, осуществляющим доставку умерших пациентов в патолого-анатомического подразделение, не может автоматически накладывать на Фонд обязанности по оплате за счет средств ОМС услуг, не входящих в территориальную программу ОМС и не предусмотренных тарифом.
Учреждение представило пояснения по порядку организации деятельности по перевозке умерших в здание морга, а также соответствующие документы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам внеплановой тематической проверки правильности формирования фонда оплаты труда и расходования средств, выделенных на заработную плату в 2021 за период с 01.01.2021 по 31.08.2021 Фонд установил, что ОГБУЗ "Галичская окружная больница" использовала средства ОМС в сумме 46080 руб. на выплату за интенсивность труда по перевозке тел умерших пациентов в патологоанатомическое отделение. В этой связи составлен акт от 30.09.2021 и выставлено требование N 52 об уплате 46080 руб. нецелевого использования средств ОМС и штрафа в размере 4608 руб.
По мнению Фонда, стимулирующие выплаты за интенсивность по перевозке тел умерших не могут быть оплачены за счет средств ОМС и являются нецелевым использованием средств ОМС.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и пояснения Учреждения, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в рамках реализации базовой программы в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 35, часть 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 8 статьи 3, части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования названных норм, Учреждение вправе использовать средства ОМС, полученные за оказанную застрахованному лицу в рамках государственных гарантий бесплатную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Как следует из пункта 6 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан транспортировка трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
В пункте 3.3 Тарифного соглашения от 29.12.2020 о реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Костромской области на 2021 также предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты (л.д.27-34).
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Администрации Костромской области от 14.11.2015 N 405-а утверждено "Положение об оплате труда работников государственных медицинских организаций Костромской области" (далее - Положение), в пункте 7 которого предусмотрено, что система оплаты труда таких работников устанавливается с учетом утвержденных перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера
Заработная плата работника медицинской организации зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и предельными размерами не ограничивается (пункт 8 Положения).
Пункт 9 Положения рекомендует медицинским организациям в целях сохранения кадрового потенциала внедрять в системы оплаты труда работников новые подходы к формированию гарантированной части заработной платы.
На основании пункта 12 Положения работникам медицинских организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера согласно Перечню выплат (Приложение N 3 к Положению).
Размер и условия выплат стимулирующего характера работникам медицинских организаций устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и в соответствии с настоящим Положением.
В Учреждении действует Положение об оплате труда работников ОГБУЗ "Галичская окружная больница", в Приложении N 3 к которому установлен перечень выплат стимулирующего характера, в том числе, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункт 1 Приложения N 3), которые устанавливаются приказом по Учреждению и производятся за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, таких, например, как выполнение работ различной квалификации, увеличение объема работы.
Приказами Учреждения от 28.01.2021 N 46-о, от 29.01.2021 N 56-о, 01.03.2021 N 107-о, от 01.04.2021 N 150-о, от 30.04.2021 N 189-о, от 31.05.2021 N 217-о, от 30.06.2021 N 250-о, от 30.07.2021 N 279-о, от 31.08.2021 N 307-о установлены выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, которые производятся работникам согласно приложениям к данным приказам.
Таким образом, применительно к пункту 3.3 Тарифного соглашения о реализации территориальной программы ОМС Костромской области на 2021 год, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, произведенные Учреждением в размере 46080 руб. должны оплачиваться за счет средств ОМС, что предусмотрено действующим законодательством.
На основании изложенного, приведенные Фондом в апелляционной жалобе доводы признаются судом второй инстанции несостоятельными.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 26.05.2022 принято с учетом фактических обстоятельств дела, правовых оснований для его отмены не имеется.
Апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.05.2022 по делу N А31-313/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Председательствующий |
С.А. Бычихина |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-313/2022
Истец: ОГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГАЛИЧСКАЯ ОКРУЖНАЯ БОЛЬНИЦА"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ