г. Санкт-Петербург |
|
24 августа 2022 г. |
Дело N А56-25426/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А., Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Бабенко С.А. по доверенности от 06.10.2020 (до и после перерыва)
от заинтересованного лица: Чернышева А.В. по доверенности от 29.12.2021 (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18153/2022) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2022 по делу N А56-25426/2022 (судья Петрова Т.Ю.), принятое
по заявлению акционерного общества "Биотранс СП"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления от 24.02.2022 по делу об административном правонарушении N 0201/021221/06215
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Биотранс СП" (далее - Общество, АО "Биотранс СП") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) от 24.02.2022 по делу об административном правонарушении N 0201/021221/06215, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
Решением суда от 05.05.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены, постановление Управления от 24.02.2022 по делу об административном правонарушении N 0201/021221/06215 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 05.05.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы полагает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения не соответствует обстоятельствам дела. Как указывает податель жалобы, оспариваемым постановлением от 24.02.2022 N 0201/021221/06215 Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ по трем эпизодам: 03.12.2021 в 15 час. 30 мин. Общество при сливе (отгрузке) заводу получателю этилового спирта внесло недостоверные данные в систему Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) в части объема фактически доставленного этилового спирта, 07.12.2021 в 00 час. 00 мин. Общество повторно зафиксировало в системе ЕГАИС отгрузку этилового спирта; 02.12.2021 в 00 час. 01 мин. Общество не зафиксировало в системе ЕГАИС прием этилового спирта от завода производителя в срок, установленный пунктом 15.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397.
В судебном заседании 28.07.2022 представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании 28.07.2022 объявлен перерыв до 11 час. 05 мин. 04.08.2022, после перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании письма МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному округу от 02.12.2021 N у1-22593/2 Управлением установлены признаки того, что сведения ЕГАИС об объеме отгруженного этилового спирта ООО "Русский Стандарт Водка" филиал "Буинский спиртозавод" в адрес ООО "Русский Стандарт Водка" и перевозимого АО "Биотранс СП" посредством грузового седельного тягача Freightliner ST г.р.н. В770ВО98RUS и цистерной-полуприцепом Margaritelli с г.р.н. ВА482478RUS не соответствуют фактическому объему перевозимого этилового спирта, что послужило основанием для возбуждения Управлением в отношении Общества дела об административном правонарушении от 02.12.2021 N0201/021221/06215 и проведения административного расследования.
В ходе административного расследования 03.12.2021 Управлением был проведен осмотр транспортного средства - грузового седельного тягача Freightliner ST г.р.н. В770ВО98RUS и цистерной-полуприцепом Margaritelli г.р.н. ВА482478RUS, посредством которого АО "Биотранс СП" осуществило перевозку с последующей отгрузкой этилового спирта в адрес ООО "Русский Стандарт Водка" по адресу: г.Санкт-Петербург, ш. Пулковское, д. 46, корп. 2 по товарно-транспортной накладной от 30.11.2021 N 421611.
В ходе осмотра установлено, что АО "Биотранс СП" имеет подключение к ЕГАИС по адресу осуществления деятельности (г. Санкт-Петербург, Железноводская ул., д. 17/5, литер Д) седельный грузовой тягач Freightliner ST г.р.н. В770ВО98RUS, цистерна-полуприцеп Margaritelli г.р.н. ВА482478RUS.
В ходе проведения осмотра 03.12.2021 осуществлена приемка спирта этилового ООО "Русский Стандарт Водка" от перевозчика АО "Биотранс СП".
Управлением установлено, что согласно данным ЕГАИС ООО "Русский Стандарт Водка" филиал "Буинский спиртозавод" 30.11.2021 в адрес АО "Биотранс" отгружен этиловый спирт "Люкс" 96,45% в количестве 2951 дал безводного спирта, АО Биотранс СП" осуществлен прием этилового спирта "Люкс" 96,45% от ООО "Русский Стандарт Водка" филиал "Буинский спиртозавод" 2959,48 дал безводного спирта.
Однако по окончании отгрузки этилового спирта из автоцистерны в спиртоприемное отделение ООО "Русский Стандарт Водка" установлено следующее:
- по данным универсального счетчика передачи данных БАКУС-ЛР заводской N 129 (далее - УСПД) объем фактически принятого ООО "Русский Стандарт Водка" этилового спирта составил 2627,60 дал безводного спирта;
- по данным акта об отгрузке и приемке этилового спирта, в том числе денатурата (формы N П-24) объем принятого ООО "Русский Стандарт Водка" этилового спирта составил 2643,30 дал безводного спирта.
Таким образом, установлено расхождение между данными ЕГАИС об объеме отгруженного этилового спирта ООО "Русский Стандарт Водка" филиал "Буинский спиртозавод" в адрес ООО "Русский Стандарт Водка" и фактически доставленным объемом АО "Биотранс СП" этилового спирта
- по данным УСПД ООО "Русский Стандарт Водка" - 324,4 дал;
- по данным акта формы П24 ООО "Русский Стандарт Водка" - 316,7 дал.
Кроме того, установлено, что объем этилового спирта по вышеуказанной перевозке, зафиксированный в ЕГАИС АО "Биотранс СП" при сливе (отгрузке) 03.12.2021 в количестве 2877,64 дал безводного спирта не соответствует фактическому объему этилового спирта в количестве 2634,3 дал безводного спирта, полученного ООО "Русский Стандарт Водка" при приемке 03.12.2021 в спиртохранилище.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС за период с 30.11.2021 по 03.12.2021, АО "Биотранс СП" зафиксировало прием/отгрузку этилового спирта по вышеуказанной перевозке в количестве:
1) прием этилового спирта в количестве 2959,48 дал безводного спирта; дата измерений - 30.11.2021, дата фиксации файла - 07.12.2021,
2) отгрузка этилового спирта в количестве 2877,64 дал безводного спирта; дата измерений - 03.12.2021, дата фиксации файла - 03.12.2021, при этом АО "Биотранс" повторно зафиксировало в ЕГАИС данную отгрузку этилового спирта 07.12.2021.
Уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 28.01.2022 N 0201/021221/06215 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ, в котором отражены вышеуказанные обстоятельства, а также в качестве правовых оснований приведены нормы пункта 16 статьи 2, пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), подпункта 1 пункта 4, подпункта 12 пункта 8, пунктов 48, 63 Правил ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 (далее - Правила N2466), пункта 15.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Приказ N 397).
Постановлением Управления от 24.02.2022 по делу об административном правонарушении N 0201/021221/06215 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ с назначение наказания в виде штрафа в размере 150000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества события вмененного административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление Управления от 24.02.2022 по делу об административном правонарушении N 0201/021221/06215.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, а также нефиксация информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке
Закон N 171-ФЗ устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
В силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного Закона.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, осуществляется посредством внесения в единую государственную автоматизированную информационную систему информации:
передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) с использованием технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате);
передаваемой оборудованием для учета объема перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
передаваемой специальными техническими средствами регистрации.
Учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 указанного Закона.
Фиксация информации в единой государственной автоматизированной информационной системе осуществляется на основании заявок о фиксации информации, которые представляются в федеральный орган по контролю и надзору в электронном виде лицами, осуществляющими в соответствии с настоящим пунктом внесение информации в единую государственную автоматизированную информационную систему. Формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе утверждаются федеральным органом по контролю и надзору.
Порядок ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ - основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом, втором и восемнадцатом указанного пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, превышающем 200 декалитров в год, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием указанного оборудования (абзац 13 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 4 Правил N 2466 к участникам ЕГАИС относятся организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 8 Правил N 2466 ЕГАИС содержит, в том числе следующую информацию: объем (в декалитрах) произведенных, закупаемых, используемых для собственных нужд, поставляемых, хранимых, перевозимых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования.
В силу пункта 48 Правил N 2466 учет объема оборота этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий) продукции осуществляется организациями, осуществляющими оборот такой продукции.
Учет объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением продукции, указанной в пункте 48 настоящих Правил) организациями, осуществляющими оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, ведется с применением технических средств фиксации (пункт 63 Правил N 2466).
Приказом N 397 утверждены формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 15.2 Приказа N 397 (на который ссылается Управление в оспариваемом постановлении) установлен порядок заполнения и сроки представления заявки о фиксации в ЕГАИС сведений, передаваемых автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за отчетные сутки.
Согласно пункту 15 2 Приказа N 397 заявка о фиксации в ЕГАИС сведений, передаваемых автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за отчетные сутки предоставляется в ЕГАИС не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля.
В рассматриваемом случае Общество является не производителем, а перевозчиком этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в связи с чем необоснованной является ссылка Управления на пункт 15.2 Правил N 397 (при том, что пунктом 19.2 Правил N 397 установлена форма, порядок заполнения и срок представления заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о перевозке транспортных средств, осуществляющих перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции).
Из текста оспариваемого постановления не представляется однозначно установить существо вмененного Обществу правонарушения по эпизодам со ссылками на конкретные правовые нормы.
Расхождение между данными ЕГАИС об объеме отгруженного этилового спирта ООО "Русский Стандарт Водка" филиал "Буинский спиртозавод" в адрес ООО "Русский Стандарт Водка" и фактически доставленным объемом АО "Биотранс СП" этилового спирта не образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ
Нефиксация информации в ЕГАИС относительно спорной перевозки по товарно-транспортной накладной от 30.11.2021 N 421611 Обществу не вменяется и Управлением не установлена.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции Управлением не установлено, должным образом не описано и не доказано наличие в действиях Общества события вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления от 24.02.2022 по делу об административном правонарушении N 0201/021221/06215.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 05.05.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 мая 2022 года по делу N А56-25426/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25426/2022
Истец: АО "БИОТРАНС СП"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ