г. Самара |
|
24 августа 2022 г. |
Дело N А55-720/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Деминой Е.Г., Колодиной Т.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
с участием:
от уполномоченного органа - Ремесленникова А.А., представитель (доверенность N 0018/19-15 от 19.01.2022);
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2022 года в зале N 3 помещения суда апелляционную жалобу Тихонова Владимира Алексеевича на определение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2022 года (судья Рябихина И.А.),
вынесенное по результатам рассмотрения заявления Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
о включении требования в размере 143852064 руб. 94 коп.
в реестр требований кредиторов должника по делу N А55-720/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВолгаВторМет" (ОГРН 1106324008779, ИНН 6324014660), Самарская область, г. Тольятти,
к обществу с ограниченной ответственностью "ВторМетГрупп" (ОГРН 1156324003120, ИНН 6324060145), Самарская область, г. Тольятти,
о признании несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника,
конкурсный управляющий Гридчина Марина Николаевна,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2021 общество с ограниченной ответственностью "ВторМетГрупп" (далее - ООО "ВторМетГрупп", должник) признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждена Гридчина Марина Николаевна (далее - конкурсный управляющий).
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - ФНС, Межрайонная ИФНС N 2 по Самарской области, налоговый орган, уполномоченный орган) 26.07.2021 обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о включении требования в размере 143852064 руб. 94 коп., в том числе: 90390587 руб. - основной долг, 34591098 руб. 94 коп. - пени, 18870379 руб. - штрафы в третью очередь реестра требований кредиторов должника (с учетом принятого судом уточнения требования).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2022 требование ФНС России в размере 143852064 руб. 94 коп., в том числе: 90390587 руб. - основной долг, 34591098 руб. 94 коп. - пени, 18870379 руб. - штрафы признано обоснованным и включено в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ВторМетГрупп".
Не согласившись с принятым судебным актом, единственный участник ООО "ВторМетГрупп" - Тихонов Владимир Алексеевич (далее - единственный участник) обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить как незаконное и отказать во включении требований налогового органа в реестр требований кредиторов должника в полном объеме, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Считает, что налоговым органом не доказаны событие и состав налогового правонарушения, вменяемого должнику на основании решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 03.09.2021 N 07-38/23 о привлечении ООО "ВторМетГрупп" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Единственный участник в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о приостановлении рассмотрения апелляционной жалобы, мотивированное тем, что рассмотрение апелляционной жалобы Тихонова В.А. на определение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2022 невозможно до вступления в законную силу судебного акта, принятого в рамках дела N А55-17570/2022, находящегося в производстве Арбитражного суда Самарской области, возбуждённого по заявлению единственного участника ООО "ВторМетГрупп" Тихонова В.А. об оспаривании решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 03.09.2021 N 07-38/23 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого требования Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области в размере 143852064 руб. 94 коп. были включены обжалуемым определением в реестр требований кредиторов ООО "ВторМетГрупп".
Уполномоченный орган отзыве на апелляционную жалобу не представил. В судебном заседании представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое определение оставить без изменения, а апелляционную жалобу единственного участника - без удовлетворения.
Представитель уполномоченного органа заявил возражения против удовлетворения ходатайства единственного участника о приостановлении рассмотрения апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверяется в соответствии со статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайство единственного участника о приостановлении рассмотрения апелляционной жалобы на определение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2022 до вступления в законную силу судебного акта, принятого в рамках дела N А55-17570/2022 по заявлению единственного участника ООО "ВторМетГрупп" Тихонова В.А. об оспаривании решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 03.09.2021 N 07-38/23 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставлено судом апелляционной инстанции без удовлетворения в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьями 143, 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе единственного участника, заслушав выступление присутствующего в судебном заседании представителя уполномоченного органа, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно пунктам 3 - 5 статьи 71 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность требований. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов.
Последствием нарушения установленных статьей 71 Закона о банкротстве сроков является невозможность рассмотрения судом требования кредитора до окончания процедуры наблюдения, данные требования подлежат рассмотрению в следующей процедуре банкротства, при этом повторного направления кредитором требования закон не предусматривает.
Требование уполномоченного органа предъявлено с соблюдением срока, установленного статьей 71 Закона о банкротстве.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 35 от 22.06.2012 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35), в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В силу пункта 4 статьи 100 Закона о банкротстве при наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов и доказательства уведомления других кредиторов о предъявлении таких требований. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
В силу положений статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы, пени, штрафы, иные санкции, уплачиваемые, в том числе, в государственные внебюджетные фонды относятся к обязательным платежам, требования об уплате которых в рамках процесса по делу о несостоятельности (банкротстве) представляются уполномоченными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (далее - Постановление N 57) таким уполномоченным органом определена (с момента ее образования) Федеральная налоговая служба (пункт 2 Постановления N 257).
Таким образом, требование о включении требования обоснованно предъявлено ФНС в лице ее территориального органа - Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области. Территориальный налоговый орган является структурной единицей единой системы органов Федеральной налоговой службы.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанных с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "ВторМетГрупп" Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области проведена выездная налоговая проверка - акт от 15.05.2019 N 07-33/18, в связи с подачей заявления-уведомления о начале процедуры ликвидации от 22.05.2018.
По результатам проверки Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области вынесено решение о привлечении ООО "ВторМетГрупп" к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.09.2021 N 07-38/23.
Согласно ответу Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области от 19.10.2021 N 03-15/36668@ апелляционная жалоба ООО "ВторМетГрупп" на решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 03.09.2021 N07-38/23 о привлечении к ответственности ООО "ВторМетГрупп" за совершение налогового правонарушения оставлена без рассмотрения.
Из отзыва конкурсного управляющего ООО "ВторМетГрупп" Гридчиной М.Н. усматривается, что меры по оспариванию конкурсным управляющим должником решения от 03.09.2021 N 07-38/23 о привлечении должника к ответственности за совершение налогового правонарушения, не предпринимались.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации вступило в законную силу с момента принятия Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области решения по апелляционной жалобе, то есть 19.10.2021.
Согласно решению от 03.09.2021 N 07-38/23 сумма доначислений составляет 143852064 руб. 94 коп., в том числе: 90390587 руб. - основного долга, 34591098 руб. 94 коп. - пени, 18870379 руб. - штрафов.
Указанная сумма доначислена за 2017-2018 года по НДС, налогу на прибыль за 2018 год.
Заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) принято к производству 21.01.2021.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанных с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Таким образом, указанная задолженность не является текущим платежом по смыслу статьи 5 Закона о банкротстве.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования уполномоченного органа - ФНС в лице Межрайонной ИФНС N 2 по Самарской области о включении в реестр требований кредиторов должника - ООО "ВторМетГрупп" в общем размере 143852064 руб. 94 коп. следует признать обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Требование уполномоченного органа о включении в реестр соответствующих финансовых санкций (штрафов, наложенных по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, и пеней, начисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации) отражается в реестре требований кредиторов исходя из общих правил об очередности удовлетворения обязательных платежей: эти финансовые санкции подлежат удовлетворению в составе третьей очереди после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункт 3 статьи 137 Закона о банкротстве) (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в деле о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2016).
Отклоняя доводы единственного участника о том, что уполномоченным органом пропущен срок на включение в реестр требований кредиторов, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Абзацем 1 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве установлено, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Действительно, сведения о признании должника несостоятельным (банкротом) опубликованы в газете "КоммерсантЪ" 10.04.2021 N 63 (7025).
Требование уполномоченного органа поступило в Арбитражный суд Самарской области 26.07.2021.
Вместе с тем, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Согласно пункту 1 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
Таким образом, задолженность, предъявленная уполномоченным органом, возникла по результатам проведения налоговым органом мероприятий налогового контроля, а именно - выездной налоговой проверки, по итогам проведения которой было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 03.09.2021 N 07-38/23.
При этом выездная налоговая проверка была начата 19.07.2018, то есть еще до обращения заявителя по делу в суд о признании должника банкротом, а итоговое решение по проверке вынесено 03.09.2021.
Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 03.09.2021 конкурсным управляющим (как руководителем должника) не обжаловалось и вступило в силу 19.10.2021.
В соответствии с абзацем 9 пункта 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Необходимо также учитывать, что Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования.
Для таких случаев данной нормой Закона о банкротстве в ее новой редакции предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что срок предъявления требования о включении в реестр требований кредиторов должника на основании решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 03.09.2021 N 07-38/23 не истек, в связи с чем требования уполномоченного органа подлежат включения в третью очередь реестра кредиторов должника.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое единственным участников определение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на определение, вынесенное по результатам рассмотрения заявления о включении в реестр требований кредиторов должника, государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2022 года по делу N А55-720/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тихонова Владимира Алексеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-720/2021
Должник: ООО "ВторМетГрупп"
Кредитор: ООО Конкурсный управляющий "ВолгаВторМет" Сидоров Андрей Владимирович
Третье лицо: а/у Гридчина Марина Николаевна, к/у Гридчина М.Н., ООО "Реверс-Импэкс"ку Елистратов Д.С., ООО ВТОРМЕТГРУПП, ООО к/у ВторМетГрупп, Сро Содействие, Тихонов В.А., Тихонов Владимир Алексеевич, Управление Федеральной Налоговой Службы по Самарской Области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ФССП Автозаводского района N1 г.Тольятти, Гридчина Марина Николаевна
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9628/2024
20.09.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6401/2024
21.09.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7860/2023
18.08.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6458/2023
17.08.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6458/2023
17.07.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10507/2023
08.06.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7283/2023
23.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5630/2023
19.01.2023 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-720/2021
17.11.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25084/2022
24.08.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9725/2022
14.10.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8717/2021
14.07.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6576/2021
29.03.2021 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-720/2021