город Омск |
|
26 августа 2022 г. |
Дело N А70-2420/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шнайдер Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8586/2022) Северо-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2022 по делу N А70-2420/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СЛАВНЕФТЬ-НИЖНЕВАРТОВСК" (ОГРН 1038603650612, ИНН 8620012762) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) о признании недействительными пунктов 1, 3, 4, 9-12 предписания от 08.11.2021 N 133, подлежащими исключению из предписания и возмещении уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "СЛАВНЕФТЬ-НИЖНЕВАРТОВСК" - Селезневой Натальи Ивановны (по доверенности от 11.04.2022 N 71 сроком действия 11.04.2023), Барановской Анны Юрьевны (по доверенности от 11.04.2022 N 72 сроком действия 11.04.2023), Сиволаповой Екатерины Николаевны (по доверенности от 08.02.2022 N 43 сроком действия 08.02.2023),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СЛАВНЕФТЬ-НИЖНЕВАРТОВСК" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительными пунктов 1, 3, 4, 9-12 предписания от 08.11.2021 N 133 и подлежащими исключению из предписания.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2022 по делу N А70-2420/2022 (далее - обжалуемое решение) заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты 1, 3, 4, 9, 10, 11, 12 предписания управления от 08.11.2021 N 133. Взысканы с управления в пользу общества судебные расходы в размере 3 000 руб.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось управление, просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что:
- обществом предоставлены недостоверные сведения об объекте, эксплуатируемым и используемым обществом для осуществления хозяйственной деятельности, а именно: обществом внесен в объект НВОС иной объект - ЛПДС "Каркатеевы" (земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020101:23).
В предписании обществу не предписывалось актуализировать сведения об объекте НВОС ЛПДС "Каркатеевы" (земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020101:23, имеющий иной код объекта НВОС: 71-0186-000104-П), принадлежащий иному юридическому лицу, а предлагается актуализировать сведения о собственном объекте НВОС - объект добычи нефти и газа Западно-Усть-Балыкского лицензионного участка, код объекта - 71-0186-000263-П;
- объекты введены обществом в эксплуатацию в 2019 году и эксплуатировались на момент проведения плановой выездной проверки; являются объектами капитального строительства, объединенными единым назначением и неразрывно связанными физически и технологически, расположенными в пределах одного объекта НВОС (код объекта 71-0186-000263-П (I категория), и подлежат федеральному государственному экологическому надзору;
- право собственности на добытые из недр полезных ископаемых и иных ресурсов (отходы бурения) принадлежит ООО "Славнефть-Нижневартовск", соответственно, образованные отходы недропользования при добыче из недр полезных ископаемых принадлежат ООО "Славнефть-Нижневартовск".
ООО "Славнефть-Нижневартовск" разработан проект нормативов образования отходов, имеется документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утвержден приказом от 13.12.2017 N 2167), срок действия которого с 13.12.2017 по 12.12.2022. Согласно данному проекту ООО "Славнефть-Нижневартовск" образуются отходы: растворы буровые при бурении нефтяных скважин отработанные малоопасные, код по ФККО 29111001394; шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные, код по ФККО 29112001394.
Таким образом, образованные в процессе бурения отходы принадлежат ООО "Славнефть-Нижневартовск";
- ООО "Славнефть-Нижневартовск", не исполнена обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, с учетом образующего отхода - воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные, код по ФККО 29113001324. Данный отход отнесен к IV классу опасности;
- ООО "Славнефть-Нижневартовск" предоставлены данные учета в области обращения с отходами за 1 квартал 2021 года, таблица 3 приложения 3 Порядка: в столбце 11 не указаны идентификационные номера налогоплательщиков (ООО "Сибпромсервис", ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз"); в столбце 13 не указаны данные о договоре с ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз"; в столбце 14 указана дата выдачи лицензии ООО "Сибпромсервис", не указан номер лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-IV классов опасности (далее - лицензия), лица, которому переданы отходы. Кроме того, лицензия, выданная ООО "Сибпромсервис" от 22.01.2016 86 N 00272, была переоформлена 19.04.2021, выдана лицензия с номером (72)-860137-СТОУБ; в столбце 14 не указаны номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности ООО "Славнефть-Мегионнефтегаз";
- ООО "Славнефть-Нижневартовск" не ведется учет в области обращения с отходами - воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные, кол по ФККО 29113001324, который отнесен к IV классу опасности;
- судом не дана оценка паспорту на отход "Растворы буровые при бурении нефтяных скважин отработанные малоопасные", который содержит влагу в данном отходе - 87 %, содержание нефтепродуктов - 3 %, который согласно банку данных об отходах по агрегатному состоянию представляет собой прочие дисперсные системы.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по её рассмотрению.
От общества 12.08.2022 поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании 19.08.2022 представители общества просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения руководителя управления от 27.09.2021 N 173-ршв отношении общества была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 08.11.2021 N 180 (далее - акт проверки) и вынесено предписание от 08.11.2021 N 133.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось с жалобой в Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, в соответствии с решением указанного административного органа жалоба общества удовлетворена частично, внесены изменения в акт проверки и предписание.
Полагая предписание от 08.11.2021 N 133 в части пунктов 1, 3, 4, 9, 10, 11, 12 не соответствующими закону, общество обратилось в суд с заявлением о его оспаривании.
По результатам рассмотрения заявления принято решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2022 по делу N А70-2420/2022, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его изменения, исходя из следующего.
Предписание от 08.11.2021 N 133 содержит следующие оспариваемые обществом пункты:
1) ООО "Славнефть-Нижневартовск" предоставлены недостоверные сведения об объекте, эксплуатируемом и используемом обществом для осуществления хозяйственной деятельности, а именно: внесены в реестр: ЛПДС "Каркатеевы" (земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020101:23); фактическую деятельность на объекте осуществляет общество;
3) не приложены к декларации о плате за HBOC ООО "Славнефть-Нижневартовск" за 2020 год копии журналов учета движения отходов за отчетный период. При анализе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год выявлены недостоверные сведения, а именно: в разделе 1 не исчислена плата за выбросы загрязняющего вещества, относящегося к углеводородам предельным, а именно: Гексан; в разделе 1.1. не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ, относящихся к углеводородам предельным, а именно: Этан, Бутан, Пентан. Предоставлены декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 - 2020 годы, данные декларации не содержат сведений о внесении платы за отходы - воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные, код по ФККО 29113001324, который отнесен к IV классу опасности. Количество образованных отходов - 19 375 тонн;
4) в отсутствие федерального экологического надзора осуществляется эксплуатация объектов (перечислены в предписании);
9) у ООО "Славнефть-Нижневартовск" отсутствует паспорт на отход - воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные, код по ФККО 29113001324;
10) ООО "Славнефть-Нижневартовск" не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом образующегося отхода - воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные, код по ФККО29113001324, который отнесен к IV классу опасности;
11) ООО "Славнефть-Нижневартовск" не ведется учет в области обращения с отходами - воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные, код по ФККО 29113001324, который отнесен к IV классу опасности;
12) ООО "Славнефть-Нижневартовск" предоставлен отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год, данный отчет не содержит сведений в области обращения с отходами за таким отходом - воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные, код по ФККО 29113001324, который отнесен к IV классу опасности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в проверяемый период регулировались Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ)
В соответствии частью 1 со статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны, помимо прочего, выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда.
Таким образом, предписание, как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Предписание не должно сводиться к формальному предъявлению определенных требований. Исполнимость предписания в таком случае является важным требованием к этому виду правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
В силу пункта 30 части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в частности, государственного экологического надзора.
Как установлено частью 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется:
при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;
при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляется государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Ранее аналогичные требования содержались в части 7 статьи 54 ГрК РФ, определяющей иные виды государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Так, Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 7 статьи 54 ГрК РФ дополнена указанием на осуществление государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2018.
Согласно абзацу 2 преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (то есть деятельности, связанной с любым воздействием, независимо от того, является это воздействие негативным или нет).
В соответствии с положениями статей 1 и 4 Федерального закона N 7-ФЗ природной средой и объектами охраны являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно статье 3 Федерального закона N 7-ФЗ в Российской Федерации действуют, в том числе следующие принципы охраны окружающей среды:
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 7-ФЗ ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 названной статьи запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с названным Федеральным законом.
Аналогичные требования содержались в указанной норме в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений, внесенных с 01.01.2020 Федеральным законом от 27.12.2019 N 453-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды".
Согласно статье 65 Федерального закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо, в том числе, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса (пункт 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов (пункт 3 статьи 69 Федерального закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Порядок создания и ведения государственного учета установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 (далее - Правила N 572).
Основанием для включения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в государственный реестр является заявка, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 17 Правил N 572). По результатам рассмотрения заявки о постановке на государственный учет объектов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет или направляется уведомление с указанием причин отказа в постановке (пункты 20, 25 Правил N 572).
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, включения (исключения) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях (пункты 29, 32 Правил N 572).
Объекты НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия, подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1 статьи 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2 статьи 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398
Из обстоятельств дела следует, что объект ЛПДС "Каркатеевы" (земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020101:23) расположен на территории поселка Каркатеева и входит в границы Западно-Усть-Балыкского лицензионного участка.
ЛПДС "Каркатеевы" является объектом юридического лица АО "Транснефть-Сибирь" и в соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ поставлен на государственный учёт, как объект НВОС - АО "Транснефть-Сибирь" (реестровый номер 71-1718-000104-П).
Информация по ЛПДС "Каркатеевы" (земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020101:23) для внесения в реестр не была предоставлена обществом, поскольку ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" не является владельцем объекта ЛПДС "Каркатеевы" (земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020101:23).
ОАО "СН-МНГ" осуществляет деятельность на объекте Западно-Усть-Балыкского л/у в рамках операторского договора N 03 ИТ от 01.01.2016 от имени владельца лицензии общества.
В соответствии с условиями операторского договора общество обязуется: разрабатывать и согласовывать с государственными органами контроля (надзора) всю необходимо проектную и разрешительную документацию в соответствии с действующим законодательством и в рамках выполнения лицензионного соглашения (пункт 6.1 договора); вести отчётную документацию по экологическим вопросам, в том числе по формам государственного статистического наблюдения с предоставлением её в соответствующие инстанции в установленные сроки и прочее (пункты 1.1 и 1.2 доп. соглашение N 6 к операторскому договору N 03 ИТ от 01.01.2016).
В соответствии с условиями договора N 03ИТ от 01.01.2016 для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух общества, расположенных в границах Западно-Усть-Балыкского л/у установлены предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха, в соответствии с законодательством.
Актуализировать сведения относительно объекта НВОС ЛПДС "Каркатеевы: 71-0186-000104-П общество не имеет возможности, в связи с чем пункт 1 предписания незаконен.
При этом, вопреки доводам жалобы, обществу пунктом 1 оспариваемого предписания не предлагалось актуализировать сведения о собственном объекте НВОС - объект добычи нефти и газа Западно-Усть-Балыкского лицензионного участка, код объекта - 71-0186-000263-П, а указано, что обществом предоставлены недостоверные сведения об объекте, эксплуатируемом и используемом обществом для осуществления хозяйственной деятельности, а именно: внесены в реестр: ЛПДС "Каркатеевы" (земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020101:23).
Пунктом 3 оспариваемого предписания в редакции решения Росприроднадзора N 2021121500001742 обществу вменено нарушение части 1 статьи 16.1, части 1,2 статьи 16.2, частей 1,2,5 статьи 16.3, части 2 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ, в частности, что обществом не приложены к декларации о плате за НВОС за 2020 год копии журналов учёта движения отходов за отчетный период.
При направлении в территориальное управление Росприроднадзора декларации для внесения платы за НВОС за 2020 год обществом были приложены журналы учета движения отходов за отчетный период 2020 год в соответствии с приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899" (письмо Общества исх. N 01-276 от 02.03.2021 "О направлении платы за НВОС за 2020 г.").
Росприроднадзор, принимая во внимание доводы общества, исключил из пункта 3 акта нарушение в части ненаправления журналов учета движения отходов за 2020 год, направление копий журналов учета движения отходов за отчетный период подтверждается письмом общества N 01-276 от 02.03.2021 (вх. N 12422 от 11.03.2021).
Вместе с тем в пункте 3 предписания идентичное нарушение отражено.
Факт данного нарушения решением Росприроднадзора исключен из акта проверки и предписания N 133 от 08.11.2021.
В пункте 4 предписания обществу вменено в нарушение отсутствие заключений федерального органа государственного экологического надзора осуществляется эксплуатация объектов, отнесенных к объектам I категории, по результатам которого согласно пункту 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ выдается заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.
ГрК РФ не предусмотрено осуществление административным органом федерального государственного экологического надзора в отношении объектов I категории, уже введенных в эксплуатацию.
В период строительства объектов, перечисленных в пункте 4 предписания, административный орган не имел полномочий по проведению федерального государственного экологического надзора на объектах I категории в области охраны окружающей среды.
Изложенное заявителем жалобы не оспорено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управлением в нарушение положений статей 9, 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что спорные объекты НВОС, расположенные в границах Западно-Усть-Балыкского лицензионного участка, относятся к объектам I категории применительно к критериям, установленным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу также указывает на то, что спорные объекты НВОС не относятся к I категории.
При таких обстоятельствах управлением не доказана необходимость получения обществом заключений федерального государственного экологического надзора в отношении проверяемых объектов, и, как следствие, не доказано нарушение обществом статей 54, 55 ГрК РФ при эксплуатации объектов капитального строительства в отсутствие заключений органа федерального государственного экологического надзора.
Относительно пунктов 3, 9, 10, 11, 12 оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" осуществляет деятельность по добыче нефти и газа на Западно-Усть-Балыкском лицензионном участке на основании операторского договора N 03 ИТ от 01.01.2016, заключенного с ООО "Славнефть-Нижневартовск". Согласно условиям операторского договора - разделу "1. Определения" буровые отходы - буровой шлам и (или) отработанный буровой раствор, образовавшийся в процессе бурения скважин, к которым не относятся буровые сточные воды.
Доводы заявителя сводятся к тому, что согласно типовым групповым рабочим проектам на строительство скважин обществом планируется к образованию 3 вида отходов (страницы 11-13 апелляционной жалобы).
Обстоятельства процесса бурения с указанием на вовлечение обществом сточных вод в систему оборотного водоснабжения не оспариваются.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 5.2. операторского договора, право собственности на отходы производства и потребления (за исключением отходов бурения), образующихся в процессе оказания операторских услуг/работ, принадлежит оператору.
Таким образом, общество является собственником отходов: бурового шлама и отработанного бурового раствора, а следовательно, не является субъектом вменяемых нарушений.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьёй 3 Закона N 89-ФЗ основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.
Согласно пункту 3.1.26 ГОСТ Р 53692-2009 удаление отходов - последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I - IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды. Минприроды России неоднократно разъяснялось (письма от 10.01.2013 года N 12- 47/94, от 01.07.2013 года N 12-47/12199), что юридические лица самостоятельно определяют, какие вещества и материалы, образующиеся в результате их производственной деятельности, попадают под определение "отходы производства и потребления".
Юридические лица согласно технологической и иной документации самостоятельно определяют относятся ли образующиеся в процессе их хозяйственной деятельности вещества (материалы) к отходам производства и потребления или сбросам (сточным водам).
Во время строительства скважин, при необходимости, выполняются работы по промывке оборудования и резервуаров при замене бурового раствора, в результате чего образуются производственные буровые сточные воды. Образующиеся буровые сточные воды (БСВ) не является отходом, поскольку не предназначены для удаления и не подлежат удалению, а используются при приготовлении бурового раствора.
Образующиеся БСВ направляются на четырехступенчатую систему очистки и затем вовлекаются в систему оборотного водоснабжения буровой с целью их использования для технических нужд бурения, для приготовления бурового раствора, согласно Программам промывки, разрабатываемым сервисным подрядчиком по буровым растворам, и Технологическому регламенту "Основные требования по буровым растворам" ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", утвержденному приказом N 1135 от 22.12.2014.
Данная технология использования буровых сточных вод определена согласно "Информационно-техническому справочнику по наилучшим доступным технологиям", N ИТС 28-2017.
Переход на замкнутый цикл водоснабжения, при котором буровые сточные воды многократно используются для различных технических нужд, позволяет снизить негативное воздействие на окружающую среду, а также применять ресурсо- и энергосберегающие методы.
Согласно ГОСТ 17.1.3.12-86 "Охрана природы. Гидросфера. Общие правила охраны вод от загрязнений при бурении и добыче нефти и газа на суше" производственные, хозяйственно-бытовые, сточные воды от промывки технологического оборудования, а также сточные воды с производственных площадок буровых установок после соответствующей очистки и обработки следует использовать повторно.
Согласно РД 39-133-94 "Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" БСВ могут использоваться в системе замкнутого (оборотного) водоснабжения при условии, что они очищены до параметров, отвечающих требованиям, предъявляемым к оборотной воде согласно ОСТ 51-01-03-84.
В экспертном заключении по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды N 533 от 28.10.2021 компонентный состав отобранных проб до конца не определен, так как проба по агрегатному состоянию представляла собой суспензию (твердое в жидком).
Согласно Протоколу испытаний (измерений отходов N 756-0 от 27.10.2021, показатель нефтепродуктов - 1,42 %, показатель влаги - 71,8 %. Оставшиеся 26,78 % компонентного состава управлением не определены.
На основании полученных данных государственным инспектором сделан вывод, что данное вещество является водами сточными буровыми при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные. Код по ФККО 29113001324.
Сопоставление отобранной пробы с банком данных об отходах и отнесение к отходу - воды сточные буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные, Код по ФККО 29113001324, который отнесен к IV классу опасности является некорректным (достоверно не определен компонентный состав), не доказывает отнесение вещества к данному виду отходов.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ вид отхода определяется на основании данных о составе отходов и оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно утвержденному паспорту на отход "Растворы буровые при бурении нефтяных скважин отработанные малоопасные", содержание влаги в данном отходе - 87 %, содержание нефтепродуктов - 3 %.
В процессе бурения скважин образуется отработанный буровой раствор, представляющий собой водную суспензию состоящей из выбуренной породы, глинистого порошка и химических реагентов, применяемых для приготовления бурового раствора.
При сопоставлении полученных проб с паспортом отхода "Растворы буровые при бурении нефтяных скважин отработанные малоопасные", учитывая больший процент влаги в растворах буровых, чем в БСВ, по компонентному составу в больше мере отработанные пробы относятся не к буровым сточным водам, а к отработанному буровому раствору.
В экспертном заключении по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды N 533 от 28.10.2021 место (точка) отбора - буллит, указано некорректно, поскольку буллит не является емкостью для хранения воды сточной при бурении, связанном с добычей сырой нефти. Буллит - это накопительная емкость, предназначенная для сбора и хранения продуктов, образующихся при бурении и ремонте скважин.
Судом первой инстанции правомерно заключено, что данный пункт предписания также является неисполнимым, так как у заявителя наличие реальной возможности устранить в указанный срок выявленное нарушение отсутствует.
Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что предписание в оспариваемой части не отвечает критериям законности, в связи с чем правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Северо-Уральское управление Росприроднадзора освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2022 по делу N А70-2420/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.