г. Владимир |
|
24 августа 2022 г. |
Дело N А43-9742/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.08.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СОРДИС" (ИНН 5263043395, ОГРН 1045207892620) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2022 по делу N А43-9742/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОРДИС" о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Нижегородской области от 24.11.2021 N 5333, от 29.11.2021 N 5485.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "СОРДИС" - Миловидов Д.И. по доверенности от 13.05.2022 N 01-57 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Нижегородской области - Третьяков А.В. по доверенности от 28.12.2020 N 10-26/000589 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании), Андреева О.В, по доверенности от 16.08.2022 N 10-23/009692 (специалист);
Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области - Третьяков А.В. по доверенности от 11.025.2021 N 08-13/03056 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 21 по Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) проведена камеральная налоговая проверка представленных обществом с ограниченной ответственностью "СОРДИС" (далее - Общество) налоговых деклараций по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию за март и апрель 2021 года.
По результатам проверки налоговой декларации за март 2021 года составлен акт от 09.08.2021 N 4084 и принято решение от 24.11.2021 N 5333 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 13 851 рублей. Данным решением Обществу предложено уплатить недоимку по акцизам в сумме 1 519 421 рубль и пени в сумме 124 592 рубля 52 копейки.
По результатам проверки налоговой декларации за апрель 2021 составлен акт от 03.09.2021 N 4623 и вынесено решение от 29.11.2021 N 5485 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 134 536 рублей. Данным решением Обществу предложено уплатить недоимку по акцизам в сумме 1 448 959 рублей и пени в сумме 107 981 рубль 73 копейки.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 24.01.2022 N 09-12-01\01294@ и N 09-12-01\01293@ жалобы Общества оставлены без удовлетворения.
Решением Федеральной налоговой службы России от 28.02.2022 N КЧ-4-9\2392@ жалоба Общества также оставлена без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решениями Инспекции, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что действующая редакция Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определение понятия "одинаковое значение единицы измерения налоговой базы".
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представители Инспекции в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считают решение законным и обоснованным, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления в судебном заседании считает решение законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании подпунктов 3 и 3.2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации признаются подакцизными товарами, в том числе: алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации; виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло.
Статья 187 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения налоговой базы по акцизам при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров.
Пункт 2 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает правила определения налоговой базы при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.
Так, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по акцизам определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения).
Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по налоговым ставкам, установленным статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 10 и 11 пункта 1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение подакцизных товаров с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно осуществлялось по следующим ставкам: виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло - по ставке 32 руб. за 1 литр; алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов) - 566 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Согласно пункту 1 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 200 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, за исключением вычетов, указанных в пункте 27 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, и объекты, находящиеся под ее юрисдикцией, приобретших статус товаров Евразийского экономического союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, если иное не установлено пунктом 2 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении акциза на реализованную алкогольную продукцию вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при приобретении или при ввозе в Российскую Федерацию виноматериалов, виноградного сусла, плодового сусла, плодовых сброженных материалов, использованных для производства указанной продукции, при представлении документов, предусмотренных пунктом 19 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок отнесения сумм акциза, предъявленных налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, установлен статьей 199 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации указанные вычеты применяются, если ставки на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.
Таким образом, суммы акциза учитываются у покупателя либо в стоимости приобретенных товаров, либо принимаются к вычету в порядке, предусмотренном главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество состоит на налоговом учете в Инспекции с 11.02.2004 и осуществляет деятельность по производству дистиллированных питьевых алкогольных напитков: водки, виски, бренди, джина, ликеров и тому подобное.
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка 26.03.2021 Обществу выдана лицензия N 52ПСН0010110 на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции сроком действия по 07.06.2026.
На основании статьи 179 Налогового кодекса Российской Федерации Общество признается плательщиком акциза.
Судом установлено, что Обществом в приложениях N 1 "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара" к Декларациям за март и апрель 2021 года указан код вида подакцизного товара - 225 (алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов). Согласно данным приложениям содержание спирта в реализованной в марте и апреле 2021 года алкогольной продукции составляло 18, 21, 35, 38, 40, 41, 42 процента.
Обществом в указанных Декларациях заявлены налоговые вычеты по акцизам в размерах 1 519 421 рублей (март 2021 года) и 1 448 959 рублей (апрель 2021 года), уплаченным при приобретении виноматериалов, виноградного сусла, фруктового сусла, использованных для производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов.
Между тем, подпунктами 10 и 11 пункта 1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации определены единицы измерения налоговой базы: для виноматериалов - один литр подакцизного товара; для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов - один литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
При этом литр подакцизного товара и литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, нельзя признать одинаковыми единицами измерения налоговой базы, не смотря на использование в приведенных определениях такой единицы объёма, как "литр".
Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации единицы измерения налоговой базы не являются одинаковыми, то суммы акциза, уплаченные Обществом при приобретении виноматериалов, виноградного сусла, фруктового сусла, использованных при производстве алкогольной продукции, вычету не подлежат.
Ссылка Общества на письма ФНС России судом апелляционной инстанции отклонена, поскольку письма ФНС России к законодательству о налогах и сборах не относятся.
Ссылки Общества на судебную практику судом правомерно не приняты, поскольку фактические обстоятельства спора и объем доказательств оцениваются судами в каждом конкретном деле в совокупности и взаимосвязи, что не исключает их различной правовой оценки в зависимости от характера конкретного спора и представленных доказательств.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые решения Инспекции соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают прав Общества, в связи с чем правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Инспекцию. При этом излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2022 по делу N А43-9742/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СОРДИС" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СОРДИС" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 30.06.2022 N 3666.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9742/2022
Истец: ООО "СОРДИС"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N21 по Нижегородской области
Третье лицо: УФНС России по Нижегородской области