г. Москва |
|
25 августа 2022 г. |
Дело N А40-265681/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Департамента образования и науки города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2022 по делу N А40-265681/21
по заявлению Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации
"Академическая гимназия - Сокольники" (ОГРН: 1187700015810, ИНН: 9718112187)
к Департаменту образования и науки города Москвы (ОГРН: 1027700386625)
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Зорина А.Н. по дов. от 18.08.2022; |
от ответчика: |
Ряскин В.В. по дов. от 21.04.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация "Академическая гимназия - Сокольники" (далее - АН ДОО "АГ - Сокольники", Заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании незаконным бездействия Департамента образования и науки города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии Решения о предоставлении АН ДОО "АГ - Сокольники" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 31 августа 2022 года (Заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 г.) в полном (заявленном) объеме, о возложении обязанности Департамента принять Решение о предоставлении АН ДОО "АГ - Сокольники" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 4 131 666,00 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 8 263 334,00 руб. (Заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 г.) на общую сумму 12 395 000,00 руб.
Решением суда Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя возражал по доводам апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, считает, что отсутствуют основания для отмены решения (изменения) суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Заявитель обратился в Департамент образования и науки города Москвы, посредством УАИС "Бюджетный учет" с Заявками на предоставление субсидии, в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 31 августа 2022 года.
Из Приказа ДОНМ N 571 от 14.10.2021 "О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" заявителю стало известно, что денежные средства предоставлены не в полном (заявленном) объеме. Департамент не принял о решение о предоставлении субсидии АН ДОО "АГ - Сокольники" в общей сумме на 12 395 000,00 руб. а именно, по Заявке за период с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 4 131 666,00 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 8 263 334,00 руб.
В Приказе разъяснено, что субсидии предоставлены на основании решения Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидий из бюджета города Москвы (Протокол 9 от 22 сентября 2021 г.).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АН ДОО "АГ - Сокольники" с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных АН ДОО "АГ - Сокольники" требований.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.
Постановлением Правительства города Москвы от 18 сентября 2012 г. N 489-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования" (далее - Порядок) установлен порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам дошкольного образования.
Субсидии предоставляются организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам, имеющим место жительства в городе Москве (далее - воспитанники), дошкольного образования. Субсидии предоставляются Департаментом образования города Москвы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год или плановый период на указанные цели (пункты 1.3, 1.4 Порядка).
Приказом Департамента образования города Москвы от 15 марта 2019 г. N 87 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее - Приказ N 87) определен порядок рассмотрения заявок на получение субсидии из бюджета города Москвы (приложение N 3).
Из пункта 2 Приложения N 3 к Приказу N 87 следует, что организация, претендующая на получение субсидии (далее - претендент), оформляет заявку на получение субсидии по форме, утвержденной Департаментом образования города Москвы, и направляет ее в Государственное казенное учреждение города Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования города Москвы.
При этом в заявке указывается численность контингента, внесенного претендентом в Комплексную информационную систему "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде".
Пунктом 3 Приложения N 3 к Приказу N 87 предусмотрено, что одновременно с заявкой на получение субсидии из бюджета города Москвы претендент направляет необходимые для получения субсидии документы.
Заявка может быть направлена посредством универсальной автоматизированной системы бюджетного учета (далее - УАИС Бюджетный чет) с приложением документов в цветном отсканированном виде в формате PDF и подписанных электронной подписью (пункт 4 Приложения N 3 к Приказу N 87).
В соответствии с пунктами 5, 6.3 Приложения N 3 к Приказу N 87 Департамент в срок не позднее десяти календарных дней со дня регистрации заявок с приложенными документами проводит анализ заявок с приложенными документами, претендентов, подавших заявки, на соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства Москвы от 18 сентября 2012 г. N 489-ПП. В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению в срок не позднее десяти календарных дней со дня регистрации заявки с приложенными документами направляет претенденту, подавшему заявку, письменное уведомление (приложение 2) об отказе в приеме заявки на получение субсидии к рассмотрению с указанием причин такого отказа; осуществляет анализ заявок, принятых к рассмотрению; готовит представление по форме, определяемой Департаментом образования города Москвы; осуществляет расчет размера субсидии; направляет пакет документов на рассмотрение Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок на получение субсидии из бюджета города Москвы частными образовательными организациями (далее - Отраслевая комиссия).
Согласно пункту 2.2 Постановления Правительства города Москвы от 18 сентября 2012 г. N 489-ПП одновременно с заявкой претендент представляет в Департамент копии учредительных документов организации, копию документа, подтверждающего назначение на должность руководителя организации, или доверенность, подтверждающую полномочия физического лица на подписание договоров от лица этой организации, копии приказов о зачислении воспитанников в организацию для получения дошкольного образования в текущем учебном году, копии приказов о переводе воспитанников в другую возрастную группу, копию годовой бухгалтерской отчетности за последний отчетный год (с приложениями) или документ, заменяющий ее в соответствии с законодательством Российской Федерации, за последний отчетный период (с отметкой налогового органа или с квитанцией о приеме в электронном виде).
Основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям (в том числе наличие неполного комплекта документов, представляемых претендентом) и (или) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.2 настоящего Порядка (пункт 2.5 Порядка).
Для рассмотрения заявок претендентов и прилагаемых к ним документов, а также определения размера субсидий Департаментом создается отраслевая комиссия по рассмотрению заявок на получение субсидии (далее - Отраслевая комиссия) (пункт 2.6 Порядка). Судом установлено, что приказом N 571 от 14 октября 2021 г. заявителю предоставлены денежные средства не в полном объеме.
Из материалов дела следует, что отказ от принятия Заявок к рассмотрению Заявитель не получал. Заявка соответствовала требованиями, установленными Порядком, а именно, все Заявки направлены с соответствующим комплектом документов (в Описи документов отражен весь перечень заявленных документов). Все дети были внесены в информационную систему КИС "Государственные услуги в сфере образования". У Заявителя отсутствовали признаки приостановления деятельности, ликвидации или банкротства (Копия Выписки из ЕГРЮЛ прилагалась к пакету документов) в связи с чем, оснований для отказа в принятии Заявок не имелось.
Таким образом, у Департамента отсутствовали правовые основания для непринятия решения о предоставлении субсидии заявителю на указанную сумму.
Довод апелляционной жалобы о том, что часть детей, включенная в заявки на момент рассмотрения Отраслевой комиссией по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы, не была надлежащим образом внесена в Комплексную информационную систему "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде", отклоняется, как документально не подтвержденный.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности бездействия Департамента.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем деле достаточных оснований для удовлетворения заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2022 по делу N А40-265681/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-265681/2021
Истец: АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ - СОКОЛЬНИКИ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ