город Томск |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А67-9409/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.02.2024.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Смеречинской Я.А.,
Чикашовой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-79/2024) общества с ограниченной ответственностью "Компания "Управа" на решение от 01.12.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9409/2023 (судья Токарев Е.А.)
по иску администрации Октябрьского района города Томска (634003, Томская область, Томск город, Пушкина улица, 17, ОГРН 1057002654532, ИНН 7017131766)
к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Управа"" (634063, Томская область, Томск город, Ивана Черных улица, 83, ИНН 7017067380, ОГРН 1037000112841)
об обязании организовать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия,
от ответчика: Семенов Е.В., исполнительный директор, Иваненко О.А., доверенность от 02.10.2023.
УСТАНОВИЛ:
администрация Октябрьского района города Томска (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Томской области с иском, уточнённым в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Управа" (далее - ответчик, ООО "Компания "Управа") с требованием обязать ответчика организовать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Томске по адресам: ул. Айвазовского, 31, ул. Беринга, 6, ул. Ивана Черных, 28, ул. Ивана Черных, 83, ул. Ивана Черных, 97/2, Иркутский тракт, 27/1, Иркутский тракт, 27/2, Иркутский тракт, 37, Иркутский тракт, 53, Иркутский тракт, 92, Иркутский тракт, 100, Иркутский тракт, 116, ул. Новосибирская, 37, ул. Репина, 12, ул. Сергея Лазо, 16/1, ул. Сергея Лазо, 28, ул. Суворова, 14, Иркутский тракт, 81/1, Иркутский тракт, 110, ул. Иртышская, 23, пер. Карский, 31, ул. Сергея Лазо, 4, ул. Сергея Лазо, 32, пер. Сергея Лазо, 10/1, пер. Сергея Лазо, 10/2, ул. Междугородная, 20, ул. Мичурина, 39, ул. Сергея Лазо, 19, ул. Сергея Лазо, 30, ул. Сергея Лазо, 20, пер. Музыкальный, 10, ул. Беринга, 13/3, ул. Водопроводная, 11, Иркутский тракт, 33, пер. Карский, 13, ул. Клюева, 4, ул. Междугородная, 22, ул. Междугородная, 24, ул. Мичурина, 41, ул. Мичурина, 43, ул. Мичурина, 79, ул. Рабочая, 45, ул. 3-я Рабочая, 9, ул. Циолковского, 24, ул. Ивана Черных, 83/1, Иркутский тракт, 194а, ул. Клюева, 2, ул. Партизанская, 25/1, ул. Сергея Лазо, 34, ул. Мичурина, 43/1, ул. Беринга, 13/1, ул. Щетинкина, 35, Иркутский тракт, 106, ул. Сергея Лазо, 27/3, пер. Паровозный, 13, ул. Ивана Черных, 93, ул. Сергея Лазо, 18, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением от 01.12.2023 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись решением, ООО "Компания "Управа" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Доводы заявителя жалобы сводятся к следующему: суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что в силу пункта 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; собственники многоквартирных домов, у которых земельный участок не сформирован, в представленных в деле решений общего собрания собственников помещений по многоквартирным домам, по адресу: г. Томск, ул. Айвазовского, д.31, ул. Мичурина, д.39, ул. Мичурин, д.41, ул. Мичурина, д.43, ул. Водопроводная, д.11, ул. Клюева, д.4, ул. Рабочая, д.45, проголосовали против организации и содержании контейнерной площадки за счет дома; суд не учел отсутствие дворовой территории у многоквартирных домов, в связи, с чем обязал управляющую компанию организовать контейнерные площадки, что само собой принуждает к заключению договора с органами местного самоуправления, не принимая во внимание мнения собственников многоквартирных домов.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, не согласившись с доводами ответчика, истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Истец явку представителя в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании представители ответчика поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО "Компания "Управа" осуществляет функции управляющей организации в городе Томске в отношении МКД, расположенных по адресам: ул. Айвазовского, 31, ул. Беринга, 6, ул. Ивана Черных, 28, ул. Ивана Черных, 83, ул. Ивана Черных, 97/2, Иркутский тракт, 27/1, Иркутский тракт, 27/2, Иркутский тракт, 37, Иркутский тракт, 53, Иркутский тракт, 92, Иркутский тракт, 100, Иркутский тракт, 116, ул. Мичурина, 6а, ул. Новосибирская, 37, ул. Репина, 12, ул. Сергея Лазо, 16/1, ул. Сергея Лазо, 28, ул. Суворова, 14, Иркутский тракт, 81/1, Иркутский тракт, 110, ул. Иртышская, 23, пер. Карский, 31, ул. Сергея Лазо, 4, ул. Сергея Лазо, 32, пер. Сергея Лазо, 10/1, пер. Сергея Лазо, 10/2, ул. Междугородная, 20, ул. Мичурина, 39, ул. Сергея Лазо, 19, ул. Сергея Лазо, 30, ул. Сергея Лазо, 20, пер. Музыкальный, 10, ул. Беринга, 13/3, ул. Водопроводная, 11, Иркутский тракт, 33, пер. Карский, 13, ул. Клюева, 4, ул. Междугородная, 22, ул. Междугородная, 24, ул. Мичурина, 41, ул. Мичурина, 43, ул. Мичурина, 79, ул. Рабочая, 45, ул. 3-я Рабочая, 9, ул. Циолковского, 24, ул. Ивана Черных, 83/1, Иркутский тракт, 194а, ул. Клюева, 2, ул. Партизанская, 25/1, ул. Сергея Лазо, 34, ул. Мичурина, 43/1, ул. Беринга, 13/1, ул. Щетинкина, 35, Иркутский тракт, 106, ул. Сергея Лазо, 27/3, пер. Паровозный, 13, ул. Ивана Черных, 93, ул. Сергея Лазо, 18 (т. 1, л.д. 13-22).
Письмом исх. N 4739 от 01.08.2023 Администрация обратилась к ООО "Компания "Управа" с заявлением (т. 1, л.д. 38-39) о необходимости в срок до 31.08.2023 произвести следующие действия:
- провести общие собрания собственников помещений в МКД по адресам: ул. Айвазовского, 31, ул. Беринга, 6, ул. Ивана Черных, 28, ул. Ивана Черных, 83, ул. Ивана Черных, 97/2, Иркутский тракт, 27/1, Иркутский тракт, 27/2, Иркутский тракт, 37, Иркутский тракт, 53, Иркутский тракт, 92, Иркутский тракт, 100, Иркутский тракт, 116, ул. Мичурина, 6а, ул. Новосибирская, 37, ул. Репина, 12, ул. Сергея Лазо, 16/1, ул. Сергея Лазо, 28, ул. Суворова, 14, Иркутский тракт, 81/1, Иркутский тракт, 110, ул. Иртышская, 23, пер. Карский, 31, ул. Сергея Лазо, 4, ул. Сергея Лазо, 32, пер. Сергея Лазо, 10/1, пер. Сергея Лазо, 10/2, ул. Междугородная, 20, ул. Мичурина, 39, ул. Сергея Лазо, 19, ул. Сергея Лазо, 30, ул. Сергея Лазо, 20, ул. Сергея Лазо, 24/2, пер. Музыкальный, 10, ул. Беринга, 13/3, ул. Водопроводная, 11, Иркутский тракт, 33, пер. Карский, 13, ул. Клюева, 4, ул. Междугородная, 22, ул. Междугородная, 24, ул. Мичурина, 41, ул. Мичурина, 43, ул. Мичурина, 79, ул. Рабочая, 45, ул. 3-я Рабочая, 9, ул. Циолковского, 24, ул. Ивана Черных, 83/1, Иркутский тракт, 194а, ул. Клюева, 2, ул. Партизанская, 25/1, ул. Сергея Лазо, 34, ул. Мичурина, 43/1, ул. Беринга, 13/1, ул. Щетинкина, 35, Иркутский тракт, 106, ул. Сергея Лазо, 27/3, пер. Паровозный, 13, Иркутский тракт, 185/1, ул. Ивана Черных, 93, ул. Сергея Лазо, 18, ул. Любы Шевцовой, 5;
- определить места (площадки) накопления ТКО для указанных домов;
- обратиться в Администрацию Октябрьского района города Томска с заявками о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО для указанных домов;
- организовать и содержать места (площадки) накопления ТКО для указанных домов.
Ввиду того, что до настоящего времени обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для упомянутых МКД ответчиком не исполнена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ООО "Компания "Управа" обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
При принятии решения судом первой инстанции не учтено следующее.
Частью 2 статьи 13 Закон N 89-ФЗ установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в п. 2 Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее - Правила N 1039).
При отсутствии внутридомовой инженерной системы, позволяющей размещать контейнеры в мусороприемных камерах, при складировании ТКО в контейнеры или бункеры, таковые располагаются на контейнерных площадках (подпункты "а", "б" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170), пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (уменьшение этих расстояний допускается не более чем на 25% по результатам оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО).
Как обоснованно указал ответчик, большая часть земельных участков многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "Компания "Управа", не позволяет разместить контейнерную площадку с соблюдением вышеуказанных норм СанПиН 2.1.3684-21.
Действующее законодательство предусматривает возможность размещения мест (площадок) накопления ТКО не только на территории земельного участка, сформированного под МКД, но и на иных территориях, в том числе территориях общего пользования без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относятся к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такие обязанности лежат на других лицах (пункты 1, 2, 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 3 Правил N 1039).
Из системного толкования указанных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2023 N 301-ЭС23-14328, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2023 N 301-ЭС23-14417).
Согласно пункту 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023), создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу МКД.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил N 1039).
В то же время согласно частям 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 16, 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), обязанности по организации и содержанию места (площадки) накопления ТКО для МКД, включая обслуживание и очистку мусороприемных камер и контейнерных площадок, возложена на собственников помещений в МКД и производно от них - на организацию, осуществляющую управление данным домом.
Подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 к общему имуществу МКД отнесен земельный участок, на котором расположен МКД, в границах, определенных на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. По подпункту "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются и иные объекты, предназначенные для благоустройства МКД, к которым относятся и места (площадки) накопления ТКО.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
При этом в работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО не входит уборка мест погрузки ТКО, то есть действия по подбору ТКО, оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке и перемещению их в мусоровоз, которые относятся к обязанностям регионального оператора и осуществляются им в рамках оказания услуг по обращению с ТКО (пункт 2 Правил N 1156, пункт 90 Основ ценообразования N 484, пункт 26(1) Минимального перечня, подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491).
Таким образом, обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО на муниципальных землях, а также на земельных участках, расположенных на территории муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, лежат на органах местного самоуправления.
Если соответствующее место (площадка) накопления ТКО предназначено для МКД, но находится на указанных землях (например, иначе невозможно соблюсти требования пункта 3.7.6 Правил N 170 и пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21), обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на органе местного самоуправления, но обязанность по его содержанию - на собственниках помещений в МКД и производно от них - на организации, осуществляющей управление МКД.
Вышеуказанная правовая позиция изложена в п. 4.1 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Западно-Сибирского округа "Вопросы применения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами" (утв. на заседании Президиума Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 18.08.2023 (с учетом изменений, утвержденных Президиумом суда округа 13.10.2023, 12.01.2024).
По смыслу указанной позиции условиями для возложения обязанности по организации площадки накопления ТКО на организацию, осуществляющую управлением домом, и, следовательно, на собственников помещений в МКД, являются следующие обстоятельства:
оформленное право общей долевой собственности собственников помещений в МКД на придомовый земельный участок;
решение общего собрания собственников помещений в МКД о создании на придомовом земельном участке контейнерной площадки;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.
Исходя из пункта 2.1. части 2 статьи 44 ЖК РФ следует, что вменить управляющей организации в обязанность организовать места (площадки) накопления ТКО возможно только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме.
Наличие данных обстоятельств (доказанность их органом местного самоуправления или региональным оператором) необходимо для возложения подобного бремени на организацию, осуществляющую управлением домом, и, следовательно, на собственников помещений в МКД.
В противном случае обязанность по организации площадки накопления ТКО для МКД возлагается на орган местного самоуправления. При этом обязанность по ее содержанию лежит на организации, осуществляющей управление домом, и, следовательно, на собственниках помещений в МКД, а если площадка организована для нескольких МКД, то на организациях, осуществляющих управление этими МКД, и, следовательно, на собственниках помещений во всех эти МКД пропорционально их площадям.
Как обоснованно указал ответчик, собственники многоквартирных домов у которых земельный участок не сформирован, по адресам: г. Томск, ул. Айвазовского, д.31, ул. Мичурина, д.39, ул. Мичурин, д.41, ул. Мичурина, д.43, ул. Водопроводная, д.11, ул. Клюева, д.4, ул. Рабочая, д.45, проголосовали против организации и содержании контейнерной площадки за счет дома.
Согласно представленной в материалы дела информации из реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов Октябрьского района г. Томска по состоянию на 27.09.2023 (л.д. 24-37 т.1) собственником мест (накопления) ТКО многоквартирных домов под управлением ответчика, является Администрация г. Томска.
Также истец в возражениях на апелляционную жалобу указал, что существующие контейнерные площадки, которые в настоящее время используются жителями МКД для накопления ТКО, находятся на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Принимая во внимание факт того, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия решения общего собрания собственников помещений в МКД о создании контейнерной площадки, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требования об обязании ООО "Компания "Управа" в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать места (площадки) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации спорных МКД не подлежали удовлетворению, поскольку обязав ООО "Компания "Управа" совершить указанные действия без учета решения общего собрания, суд фактически не учел волеизъявления собственников помещений.
В рассматриваемом деле по существу требования об организации места (площадки) накопления ТКО и их содержания являются взаимосвязанными. Истец заявил требование сначала создать места (площадки) накопления ТКО с последующим их содержанием.
Как следует из материалов дела и не оспаривается (указывается) самим истцом, указанные администрацией площадки находятся на земельных участках, государственная собственность которых не разграничена, что, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в МКД и их нахождение вне пределов общедомовой территории, опосредует отказ в возложении на ООО "Компания "Управа" обязанности их содержания, как и отказ в содержании отсутствующих (еще не созданных органом местного управления) мест (площадок) накопления ТКО.
Нарушение норм материального права является основанием для отмены обжалуемого решения суда с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требованием, с отнесением на истца государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.12.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9409/2023 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с администрации Октябрьского района города Томска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Управа" 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Я.А. Смеречинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-9409/2023
Истец: Администрация Октябрьского района Города Томска
Ответчик: ООО "Компания "Управа"