г. Челябинск |
|
30 августа 2022 г. |
Дело N А07-31320/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Республиканская коммунальная компания" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2022 по делу N А07-31320/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан - Мусина Л.Б. (служебное удостоверение, доверенность от 29.12.2021, диплом);
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан - Мусина Л.Б. (служебное удостоверение, доверенность от 14.12.2021, диплом).
Акционерное общество "Республиканская коммунальная компания" (ИНН 0274926001, ОГРН 1170280025222) (далее - АО "РКК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан (ИНН 0278008355, ОГРН 1040209030036) (далее - МИФНС N 1по РБ):
- об отмене полностью решения от 02.08.2021 N 7, вынесенного МИФНС N 1 по РБ об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2020 года в сумме 6 666 667, 00 руб.,
- о признании частично незаконным решения от 02.08.2021 N 1821, вынесенного МИФНС N 1по РБ, в части признания необоснованным применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2020 года в сумме 6 666 667, 00 руб.; внесения исправлений в бухгалтерский и налоговый учет; уменьшения суммы налога, заявленного к возмещению в размере 6 666 667,00 руб.,
- о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, УФНС по РБ.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 06.06.2022 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что налоговым органом не доказано, что условия рассматриваемого договора о предоставлении бюджетных инвестиций от 21.12.2018 N 182 не включены в список исключений, предусмотренных пунктом 2.1. ст. 170 НК РФ. Апеллянт ссылается на позицию, изложенную в письме Минфина России от 24.02.2021 N 03-03-06/1/12530, согласно которой если в субсидию (бюджетные инвестиции) не заложен НДС, сумму предъявленного НДС можно принять к вычету в общем порядке, так как бюджетные инвестиции не компенсирует его сумму и общество оплачивает налог за счет собственных средств. В редакции Налогового кодекса РФ от 01.01.2019 п. 2.1. ст. 170 НК РФ, предусмотрена норма явно улучшающая положение налогоплательщика, которая по мнению заявителя жалобы должна распространяться на возникшие отношения, поскольку приобретение основных средств было осуществлено в период действия этой редакции. Само по себе получение бюджетных инвестиций, которые были переданы в уставный капитал общества через механизм купли-продажи акций АО "РКК" в период действия старой редакции Налогового кодекса РФ не может свидетельствовать о необходимости его применения. Необходимо применять редакцию Налогового кодекса РФ, действующую на момент приобретения имущества, на основании которого возникли правоотношения, позволяющие предъявить НДС к вычету. АО "РКК" не может согласиться с доводом о том, что бюджетные инвестиции являются безвозмездно полученными денежными средствами, поскольку в обмен на взнос в уставный капитал обществом было передано акционеру эквивалентное количество акций. Кроме того, трактовка пункта 2.1. статьи 170 НК РФ, о том, что бюджетные инвестиции являются безвозмездно полученными денежными средствами и поэтому расходы общества, произведенные за счет этих бюджетных инвестиций, подлежат отказу в возмещении НДС, нарушает Федеральный закон "О защите конкуренции", поскольку предприятия с участием в уставном капитале Российской Федерации или субъектов РФ ставятся в менее выгодную экономическую ситуацию, чем предприятия с участием иных юридических и физических лиц.
В адрес суда от УФНС по РБ, МИФНС N 1 по РБ поступили отзывы на апелляционную жалобу. Судом в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы приобщены к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МИФНС N 1 по РБ проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 квартал 2020 года, представленной АО "РКК" 23.10.2020 в налоговый орган.
По результатам проверки составлены акт от 08.02.2021 N 1033, дополнение к акту налоговой проверки от 18.06.2021 N 5 и вынесено решение от 02.08.2021 N 1821 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику отказано в применении налогового вычета по НДС за 3 квартал 2020 года в сумме 6 666 667,00 руб., решением от 02.08.2021 N7 АО "РКК" отказано в возмещении НДС в сумме 6 666 667,00 рублей.
Основанием для доначисления НДС явилось неправомерное предъявление налогоплательщиком к вычету суммы НДС в размере 6 666 667 руб. по основным средствам (объектам инженерных сетей и сооружений в микрорайоне "Кузнецовский затон" городского округа город Уфа Республики Башкортостан), приобретенным за счет бюджетных инвестиций. Обществу вменяется нарушение ст. ст. 88.169, 170, 171, 172 и 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Общество, полагая, что данное решение принято с нарушением норм НК РФ и нарушает его права и законные интересы, обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - Управление).
Решением Управления от 22.10.2021 N 240/17 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
АО "РКК" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными решений налогового органа об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость.
Арбитражный суд, не установив совокупности условий необходимых для признания оспариваемых решений налогового органа незаконными, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из анализа взаимосвязанных положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании незаконным ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, при приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, являющихся объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, и наличии счетов-фактур надлежащим образом оформленных первичных документов, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) налогоплательщик считается правомерно реализовавшим право на налоговый вычет по НДС.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 170 НК РФ предусмотрены ситуации, при которых налогоплательщик, правомерно воспользовавшийся налоговым вычетом, обязан восстановить сумму налога, заявленную к вычету.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога.
С 29.12.2017 в данную статью внесены изменения. Так в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ (начало действия редакции 29.12.2017) суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Положения данного абзаца применяются независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
При частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле.
Указанная доля определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий и (или) бюджетных инвестиций.
Как следует из материалов проверки, в проверяемом периоде согласно договору купли-продажи от 09.12.2019 N И5/2019 АО "РКК" приобретены у Некоммерческой организации Фонд Развития жилищного строительства Республики Башкортостан инженерные сети и сооружения в микрорайоне "Кузнецовский затон" городского округа город Уфа Республики Башкортостан за 89 700 000,00 руб. (в т.ч. НДС 14 950 000,00 руб.), а именно:
- магистральная сеть водоотведения микрорайона "Кузнецовский Затон" в Кировском районе ГО г. Уфа РБ (кадастровый номер 02:55:000000:43040, адрес: РБ, г. Уфа, Кировский район, протяженность: 2191 м);
- канализационная насосная станция (кадастровый номер 02:55:011106:1227, адрес: РБ, г. Уфа, р-н Кировский, ул. Солнечногорская, д. 7, глубина: 5.8 м);
- сети бытовой канализации объекта: "Улицы и инженерные сети кварталов NN 54, 55, 56, микрорайон "Кузнецовский Затон" Кировского района ГО г. Уфа, РБ" (кадастровый номер: 02:55:011106:1793, адрес: РБ, г. Уфа, Кировский р-н, протяженность: 1772 м), а также иное оборудование согласно описанию и характеристике, указанной в приложении N 1 "Перечень имущества", является неотъемлемой частью договора.
Оплата за приобретенные объекты произведена платежными поручениями:
- от 15.01.2020 N 3 на сумму 40 000 000,00 руб., назначение платежа "Оплата за магтстр. сеть водоотвед. мкрн "Кузнецовский Затон" в Кировском р-не ГО г. Уфа РБ, КНС, сети быт. канализ. по дог-ру N И5/2019 от 09.12.2019, в т.ч. НДС 20.00% - 6 666 666,67 руб." за счет бюджетных средств;
- платежное поручение от 15.01.2020 N 1 на сумму 49 700 000,00 руб., назначение платежа: "Оплата за магтстр. сеть водоотвед. мкрн "Кузнецовский Затон" в Кировском р- не ГО г. Уфа РБ, КНС, сети быт. канализ. по дог-ру N И5/2019 от 09.12.2019, в т.ч. НДС 20.00% - 8 283 333,33 руб." за счет кредитных средств.
Указанные объекты приняты АО "РКК" к бухгалтерскому учету 16.12.2019 по акту приема передачи имущества к договору от 09.12.2019 N И5/2019.
Исходя из данных Единого государственного реестра юридических лиц учредителем АО "РКК" является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ИНН 0274045532 с долей участия 100%, размер уставного капитала с 05.04.2017 - 200 000 000,00 руб., с 06.11.2019 - 990 000 000,00 рублей.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.09.2018 N 432 "О предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями Республики Башкортостан и государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, на реализацию инвестиционного проекта по приобретению объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне "Кузнецовский затон" городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан", Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 01.11.2018 N 1364 "О решениях единственного акционера АО "Республиканская коммунальная компания", принято решение об увеличении уставного капитала общества на 312 000 000,00 руб., через продажу акций путем заключения договора бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционного проекта от 21.12.2018 N 182 на приобретение объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне "Кузнецовский затон" г. Уфы Республики Башкортостан.
В соответствии с договором от 21.12.2018 N 182 о предоставлении бюджетных инвестиций из бюджета Республики Башкортостан Акционерному обществу "Республиканская коммунальная компания" (далее - договор от 21.12.2018 N 182), Министерство жилищного-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (Главный распорядитель бюджетных средств) передает в собственность, а Российская Федерация в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (Приобретатель) принимает на условиях, установленных Договором, в счет бюджетных инвестиций, указанных выше, 300 000 (триста тысяч) штук обыкновенных именных бездокументарных акций Общества (далее - акции), размещаемых в качестве дополнительного выпуска с целью увеличения уставного капитала Общества. Денежные средства в размере 312 000 000 руб., предоставляемые Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, подлежат использованию на приобретение объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне "Кузнецовский затон" городского округа город Уфа Республики Башкортостан с эквивалентным увеличением доли Республики Башкортостан в лице приобретения в уставном капитале Субъекта инвестиций (бюджетные инвестиции).
Рыночная стоимость объектов составляет не более 564 000 000 руб., в том числе:
- за счет бюджетных инвестиций - 312 000 000 руб.;
- за счет собственных (заемных) средств - не более 252 000 000 рублей.
Денежные средства, предназначенные для приобретения объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне "Кузнецовский затон", в размере 312 000 000 руб. поступили 25.12.2018 на расчетный счет АО "РКК" по платежному поручению от 25.12.2018 N 179229 через лицевой счет в Федеральном казначействе на основании постановления от 07.09.2018 N 432.
Целью взаимодействия сторон Договора от 21.12.2018 N 182 является реализация инвестиционного проекта "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан" на сумму 312 000 000 руб. в соответствии с утвержденной республиканской адресной инвестиционной программой на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В силу п. 1 договора от 21.12.2018 N 182 предметом является приобретение объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне "Кузнецовский затон" городского округа город Уфа Республики Башкортостан, как исполнение вышеуказанной цели.
На основании п. 1.2 договора, бюджетные инвестиции представляются на приобретение объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с приложением N 1 к договору.
Исходя из п. 1 договора от 21.12.2018 N 182 общество обязуется:
- использовать бюджетные инвестиции исключительно на приобретение объектов инженерной инфраструктуры;
- произвести передачу акций в собственность РБ только после получения целевых бюджетных инвестиций;
- ежеквартально представлять отчет об использовании бюджетных инвестиций;
- вернуть бюджетные инвестиции в случае их нецелевого использования и т.д.
Реализация проекта осуществляется по утвержденной в установленном порядке проектной документации "Приобретение объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне "Кузнецовский затон" городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Таким образом, договором от 21.12.2018 N 182 закреплено участие Республики Башкортостан в исполнении инвестиционного проекта. Предметом данного договора является перечисление бюджетных инвестиций, а не перечисление денежных средств по "договору купли-продажи акций".
Денежные средства предоставлены конкретному получателю - налогоплательщику, носят целевой характер и повлекли увеличение стоимости государственного имущества на эквивалентную часть уставного капитала налогоплательщика.
С учетом изложенного, поступившие налогоплательщику в качестве вклада в уставный капитал денежные средства являются бюджетными инвестициями.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
В статьях 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В силу пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что выделение бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, всегда осуществляется только путем увеличения уставного (складочного) капитала юридических лиц, с выделением доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно п. 2.1 ст. 170 НК РФ (вступившему в силу с 01.01.2018) в случае приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат.
Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ (ред. от 15.04.2019) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в п. 2.1 ст. 170 НК РФ:
"2.1. В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав частично за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат в соответствующей доле.
Указанная доля определяется как отношение суммы субсидий и (или) бюджетных инвестиций, израсходованных на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, к общей стоимости указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав с учетом предъявленных налогоплательщику и фактически уплаченных им при ввозе таких товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумм налога.
В случае предоставления субсидии на уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, уплаченная за счет таких субсидий и (или) бюджетных инвестиций сумма налога вычету не подлежит.
Суммы налога, не подлежащие вычету в соответствии с настоящим пунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.
В случае, если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций не определены конкретные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, нематериальные активы, имущественные права, на приобретение которых предоставляются указанные субсидии и (или) бюджетные инвестиции, налогоплательщик обязан вести раздельный учет затрат, осуществляемых за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, и затрат, осуществляемых за счет других источников.
Положения настоящего пункта применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.
Положения настоящего пункта не применяются в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ (ред. от 15.04.2019) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", Положения пункта 2.1 и подпункта 7 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из представленных документов следует, что спорная сумма (субсидии в размере 312 000 000 руб.) перечислена АО "РКК" 25.12.2018, следовательно, возникшие обстоятельства не подпадают под действие п. 2.1. ст. 170 НК РФ в редакции, внесенной Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ.
Учитывая изложенное, в отношении полученных налогоплательщиком от его учредителя в качестве взноса в уставный капитал денежных средств в виде бюджетных инвестиций, с возникновением права государственной собственности на эквивалентную часть в уставном капитале данного Общества, применяются нормы п. 2.1 ст. 170 НК РФ.
Доводы подателя жалобы основаны на неверном толковании норм права, поскольку вышеуказанные положения были внесены в Кодекс Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ. Данная норма действует с 1 января 2019 г. Следовательно, является неверным ссылка на абзац 8 пункта 2.1 статьи 170 Кодекса, поскольку в редакции Кодекса по состоянию на 2018 год данный пункт отсутствовал.
На основании пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 главы 21 НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2019 года, в случае приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиком за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации до 1 января 2019 года, к вычету не принимаются.
Доводы апеллянта о необходимости применения редакции п.2.1 ст.170 НК РФ, действовавшей в период приобретения имущества, а не субсидии, суд признает несостоятельными, поскольку обязанность по восстановлению НДС привязана к дате получения субсидии, а не к счетам - фактурам, заявленным к вычету в налоговом периоде, в котором получена указанная субсидия.
Поскольку основные средства приобретены АО "РКК" частично за счет бюджетных инвестиций (доля бюджетных средств составила 44,6%), то суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, вычету не подлежат.
При таких обстоятельствах являются правомерными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для возмещения АО "РКК" суммы НДС за 3 квартал 2020 года в размере 6 666 667,00 руб. по объектам: инженерные сети и сооружения в микрорайоне "Кузнецовский затон", приобретенным за счет бюджетных средств.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2022 по делу N А07-31320/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Республиканская коммунальная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-31320/2021
Истец: АО "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МРИ ФНС N1 по РБ
Третье лицо: Минзем и ИО РБ, ФНС России Управление по РБ