г. Владимир |
|
24 августа 2022 г. |
Дело N А43-932/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.04.2022 по делу N А43-932/2022, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" (ИНН 7720647718, ОГРН 1207700382340) к Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области об обязании рассмотреть заявку, оформленную сообщением о предложении инвестора от 10.09.2021 N 100921/12035607/01, провести конкурс, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Школа Боталово-4", в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство) об обязании рассмотреть заявку, оформленную сообщением о предложении инвестора от 10.09.2021 N 100921/12035607/01, провести конкурс.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Школа Боталово-4" (далее - Школа).
Решением от 20.04.2022 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Данная апелляционная жалоба принята и назначена к рассмотрению.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на то, что информация о требованиях к форме и представляемым документам при подаче заявки о готовности к участию в конкурсе комиссией концедента на сайте www.torgi.gov.ru не была размещена, что исключает возможность отклонения предложения. Кроме того, указал на то, что на стадии принятия заявок о готовности к участию в конкурсе не проводится конкурс (торги) на право заключения концессионного соглашения, не начинается процедура конкурса (торгов). Считает, что при подаче заявки о готовности к участию в конкурсе подающее ее лицо только декларирует свое соответствие указанным в законе требованиям, так как подача такой заявки не влечет автоматического заключения соглашения, а лишь означает для уполномоченного органа необходимость перехода к заключению концессионного соглашения по общим правилам, то есть принятия мер по организации и проведению конкурса. Отметил, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность приложения лицом, подающим заявку о готовности к участию в конкурсе, каких-либо документов, подтверждающих заявленное соответствие. Полагает, что государственному бюджету Российской Федерации в лице Нижегородской области нанесен финансовый ущерб в особо крупном размере, так как концессионное соглашение было заключено не на оптимальных для бюджета условиях.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда от 18.08.2022 не обеспечили.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Школа в отзыве на апелляционную жалобу возразила по доводам заявителя жалобы, считая их несостоятельными, и просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, от Школы поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства на более позднее дату в связи с невозможностью обеспечить явку своего представителя в судебное заседание.
Ходатайство третьего лица об отложении судебного заседания судом рассмотрено и отклонено (протокол судебного заседания от 18.08.2022).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) Министерство на официальном сайте в сети "Интернет" на официальной торговой площадке torgi.gov.ru 10.09.2021 разместило предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов образования: школа на 1000 мест в жилом районе Боталово-4 города Бор Нижегородской области (сообщение о предложении от 10.09.2021 N 100921/12035607/01).
Публичный партнер (концедент): Министерство, адрес: 603082, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, территория Кремль, корп. 14.
Сообщение о предложении инвестора (Школа, адрес: 603000, г. Нижний Новгород, ул. Октябрьская, д. 33, пом. 4, ком. 5), выступающим с частной инициативой заключения концессионного соглашения.
Участник в конкурсе на право заключения концессионного соглашения: Общество, адрес места нахождения: 111024, г. Москва, ул. Энтузиастов 2-я, д. 5, эт. 3, пом. V, ком. 20, оф. 9Ж; телефон: 8(495)215-58-56; e-mail: info@roscaps.ru.
Адрес официального сайта, на котором размещена информация о конкурсе на право заключения концессионного соглашения: www.torgi.gov.ru.
Номер лота: N 100921/12035607/01.
Группа объектов: "Объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения".
Дата опубликования лота о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения: 10.09.2021. Дата начала подачи заявок: 10.09.2021. Дата окончания приема заявок: 25.10.2021. Дата подведения итогов: 26.10.2021.
19.10.2021 Обществом в адрес Министерства направлено предложение о заключении концессионного соглашения с проектом концессионного соглашения и пакетом документов.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N ED2171233217RU документы получены Министерством 22.10.2021.
Министерство письмом от 25.10.2021 возвратило поступившее предложение без рассмотрения, ссылаясь на нарушение Обществом частей 4.1, 4.3 4.9, 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях и постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения", поскольку заявитель не представил документов, подтверждающих достоверность сведений о наличии у заявителя средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций.
Правительство 29.10.2021 приняло распоряжение N 1107-р о заключении со Школой концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования: школа на 1000 мест в жилом районе Боталово-4 города Бор Нижегородской области (сообщение о предложении от 10.09.2021 N 100921/12035607/01).
Полагая, что действия Министерства противоречат требованиям Закона о концессионных соглашениях и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, обоснованно исходя при этом из следующего.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях.
Порядок заключения концессионного соглашения урегулирован в главе 3 названного Закона.
В силу частей 1, 2 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, органом местного самоуправления принимается решение о заключении концессионного соглашения, которым устанавливаются в числе прочих критерии конкурса и параметры критериев конкурса, а также вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс).
В соответствии с частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.
Часть 4.2 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях устанавливает, что лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 Закона о концессионных соглашениях, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
Согласно части 4.4 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает одно из указанных в той же части упомянутой статьи Закона о концессионных соглашениях решений.
В соответствии с частью 4.7 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.
Частью 4.10 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях определено, что в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым названным Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Школа направила в адрес Министерства предложение от 15.04.2021 N 4 о заключении концессионного соглашения с проектом концессионного соглашения.
Решением Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области от 28.04.2021 N 17115-55-2544 признано целесообразным заключение концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования: школы на 1000 мест в жилом районе Боталово-4 города Бор Нижегородской области.
11.05.2021 Правительство Нижегородской области принято распоряжение N 405-р о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, которым определен срок проведения переговоров - не более 6 месяцев со дня принятия данного распоряжения.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.09.2021 N 897-р согласован проект концессионного соглашения с внесенными по результатам переговоров изменениями.
Министерством 10.09.2021 размещено предложение N 100921/12035607/01 Школы о заключении концессионного соглашения в отношении объекта образования: школа на 1000 мест в жилом районе Боталово-4 города Бор Нижегородской области, на официальном сайте в сети "Интернет" на официальной торговой площадке torgi.gov.ru, а также на официальном сайте Правительства Нижегородской области www.goverment-nnov.ru в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в проекте концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Федеральным законом к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения. Установлен срок приема заявок в соответствии с Федеральным законом 45 календарных дней (дата окончания приема заявок - 25.10.2021).
В отсутствие заявок о готовности к участию в конкурсе на условиях, предусмотренных в предложении N 100921/12035607/01 о заключении концессионного соглашения, отвечающим установленным требованиям, Правительство Нижегородской области распоряжением от 29.10.2021 N 1107-р приняло решение о заключении концессионного соглашения со Школой как с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, на условиях, предусмотренных в предложении.
Общество 08.10.2021 направило в Министерство предложение о заключении концессионного соглашения (т. 1 л.д. 63), которое последним письмом от 25.10.2021 N Исх-326-496700/21 возвращено в связи с отсутствием документов, подтверждающих достоверность сведений о наличии у заявителя средств или возможности их получения в размере, не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашений инвестиций, что является нарушением частей 4.1, 4.3, 4.9, 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
Форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (далее - Форма), установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 (далее - Постановление N 300).
Формой регламентировано предоставление документов, подтверждающих соответствие лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, требованиям части 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
Согласно пункту 4 раздела I Формы (Сведения о соответствии заявителя установленным требованиям) указываются сведения о наличии у заявителя средств или возможности их получения в размере не менее 5 процентов объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).
Из Формы следует, что для подтверждения соответствия требованию пункта 4 таблицы Формы прилагается копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией, в случае привлечения заявителем заемных средств.
При этом Формой также предусмотрена графа "содержание сведений".
При сопоставлении пунктов 1-3 раздела I Формы с учетом примечаний 2, 3 и 4 также следует, что заявитель обязан представить подтверждающие документы. Примечанием 5 предусмотрено, что в случае привлечения заявителем заемных средств прилагается копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции.
На основании статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" полномочия по принятию решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостановке их действия и отзыве возложены на Центральный банк Российской Федерации.
В материалах заявки Общества в качестве документов, подтверждающих наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций, приложено гарантийное письмо ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД от 08.10.2021 N 204-08/10 и договор целевого займа от 08.10.2021 N 081021/2.
Вместе с тем, истец не представил доказательств наличия у ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций.
Таким образом, представленный Обществом документ не соответствует требованиям, установленным Постановлением N 300 и Законом о концессионных соглашениях.
При указанных обстоятельствах у Министерства при рассмотрении заявки Общества о заключении концессионного соглашения и представленных документов имелись правовые основания для возврата и отклонения соответствующей заявки, поскольку Общество фактически продекларировало свое несоответствие установленным частью 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях требованиям.
Вопреки доводам заявителя жалобы, Закон о концессионных соглашениях предусматривает необходимость реального наличия у концессионера финансовой возможности его исполнения, в связи с чем Министерство обоснованно отклонило заявку Общества по причине неподтверждения наличия денежных средств либо возможности их получения.
Истец не представил доказательств наличия у него какого-либо имущества как в период подачи заявок на участие в конкурсе, так и на момент рассмотрения спора.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает правомерной позицию о несоответствии заявки Общества требованиям пункта 4 части 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
Ссылка заявителя жалобы на то, что у Министерства возникла обязанность по проведению конкурса по предложению о заключении концессионного соглашения, не принимается, поскольку заявка Общества была возвращена истцу.
Доказательств нарушения Министерством Закона о защите конкуренции истец в материалы дела не представил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявка истца была рассмотрена в установленные законом сроки и отклонена по мотиву ее несоответствия требованиям законодательства. Следовательно, заявленное Обществом требование об обязании рассмотреть заявку на участие в конкурсе по заключению концессионного соглашения противоречит обстоятельства дела и не может быть удовлетворено.
Требование об обязании Министерства провести процедуру конкурсного отбора концессионера также правомерно отклонено в связи с тем, что процедура уже завершена и принято соответствующее решение о заключении концессионного соглашения со Школой.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.10 постановления Правительства Нижегородской области от 27.10.2016 N 722 "О подготовке и реализации проектов на основе концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, а также проведении оценки эффективности проекта муниципально-частного партнерства и определении его сравнительного преимущества" принятие решения о заключении концессионного соглашения осуществляется Правительством Нижегородской области, а не Министерством.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает правомерным отказ в удовлетворении иска.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил все имеющие значение для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы проверены и отклонены ввиду их несостоятельности по вышеназванным мотивам.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, по сути, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, с которыми соглашается суд апелляционной инстанции. Наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта, основанного на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и обстоятельств спора.
Аргументов, основанных на доказательственной базе и способных повлиять на правовую оценку спорных правоотношений, заявителем не приведено и судом апелляционной инстанции при проверке доводов Общества не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.04.2022 по делу N А43-932/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-932/2022
Истец: ООО "ГРАДИЕНТСТРОЙ", ООО Представитель Истца - адвокат Дугинов Олег Валерьевич Представитель "ГрадиентСтрой"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
Третье лицо: ООО "Школа Боталово-4"