город Томск |
|
2 сентября 2022 г. |
Дело N А27-23921/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Марченко Н.В., |
судей: |
Молокшонова Д.В., Подцепиловой М.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кобляковой А.Е.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (N 07АП-6534/2022) на решение от 15.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу А27-23921/2021 (судья Козина К.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии", г. Новокузнецк, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183
к садоводческому некоммерческому товариществу "Агломератчик-2", Кемеровская область - Кузбасс, р-н Новокузнецкий, п. Смирновка, ОГРН 1024202130754, ИНН 4238003319
о взыскании 1 821 269,12 руб. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2018 по август 2021 года.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: председатель СНТ "Агломератчик-2" Мерзляков Андрей Владимирович, региональная энергетическая комиссия Кузбасса, г.Кемерово, ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "Экологические Технологии") обратилось в арбитражный суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Агломератчик-2" (далее - СНТ "Агломератчик-2") о взыскании 1 821 269,12 руб. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2018 по август 2021 года.
Решением от 15.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично, с СНТ "Агломератчик-2" в пользу ООО "Экологические технологии" взыскано 60 956,43 рублей задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2018 по август 2021 года.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Экологические технологии" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции при рассмотрении дела неправильно применен в расчете норматив 0,144 из расчетной единицы "1 участок".
СНТ "Агломератчик-2" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не предоставило.
В судебном заседании от 22.08.2022 был объявлен перерыв до 29.08.2022 до 10 час. 05 мин.
В порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда в связи с временным отсутствием судьи Вагановой Р.А., сформирован состав суда: председательствующий Марченко Н.В., судьи Молокшонов Д.В., Подцепилова М.Ю.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, региональный оператор по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся, в зоне деятельности регионального оператора.
ООО "Экологические технологии" с 01.07.2018 осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор на основании Соглашения с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 27.10.2017 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктами 1.3,1.4 Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной Региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Пунктами 1, 2, 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится, в том числе, Новокузнецкий муниципальный район.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора ООО "Экологические технологии" (http://kuzro.ru) в разделе "Потребителям" - "Предложение о заключении договора".
Единый тариф на услугу Регионального оператора устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами").
Тариф на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором установлен: Постановлением РЭК Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 "Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами "Экологические технологии"
на период с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. тариф составляет 416,68 руб./м3 (с НДС (18%) 491,68 руб./м3),
на период с 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г. тариф составляет 411,37 руб./м3 (с НДС (20%) 493,64 руб./м3), с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. тариф составляет 415,37 руб./м3 (с НДС (20%) 498,44 руб./м3),
на период с 01.01.2020 тариф составляет 498,44 руб./м3 (НДС не облагается), на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 тариф составляет 542,61 руб./м3 (НДС не облагается),
на период с 1.01.2021 по 30.06.2021 тариф составляет 542,61 руб./м3 (НДС не облагается).
Поскольку ответчик не подписал договор с региональным оператором, услуги оказывались на условиях типового договора утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия, неисполнение которой послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Неисполнение ответчиком требований претензии явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), разъяснениями, изложенными в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), проанализировав представленные доказательства и доводы сторон, исходил из того, что СНТ обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО в интересах членов СНТ, а также оплачивать услуги истца по обращению с ТКО по утвержденным тарифам и нормативам накопления, независимо от наличия договора.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу иска в связи со следующим.
Определяя условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения), подпункт "б" пункта 148 (5) Правил N 1156 предусматривает, что садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество от своего имени и в интересах собственника домовладения заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО, что соответствует законодательству, регулирующему отношения, связанные с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и законодательству в области обращения с отходами.
Закон N 217-ФЗ в пункте 1 статьи 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Регулируя отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, Закон N 217-ФЗ в пункте 3 части 5 статьи 14 определяет целевое назначение использование членских взносов, которые могут быть использованы исключительно на расходы, в том числе связанные с осуществлением расчетов с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями. В силу пункта 6 части 7 статьи 18 Закона N 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального органа относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО.
Из содержания указанных норм Закона N 217-ФЗ следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с региональным оператором по обращению с ТКО.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 8 (17) Правил N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Кроме того, системный анализ нормативных правовых актов в сфере обращения с ТКО позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, при этом образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), т.е., по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что СНТ обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО в интересах членов СНТ, при этом отсутствие договорных отношений не освобождает потребителя от обязанности оплачивать фактически оказанные услуги по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
В части исчисления размера платы за услуги по обращению с ТКО судом установлено следующее.
Региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 (далее - территориальная схема), комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса" на 2017 - 2026 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и данным соглашением.
Таким образом, установление норматива накопления ТКО для определенной категории потребителей не зависит от регионального оператора, так как полномочиями по установлению норматива потребления соответствующего вида услуг наделен уполномоченный орган.
В разделе 2.4. "Нормативы накопления ТКО и расчет массы образуемых ТКО" территориальной схемы в таблице N 12 отражены "Нормативы накопления ТКО в Кемеровской области", в частности, по категории объекта "Садоводческие и прочие некоммерческие объединения домовладения сезонного проживания, дачные и садоводческие участки, огородные участки" установлен норматив (за год) 0,144 из расчетной единицы "1 участок".
Норматив для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ установлен Постановление РЭК, согласно пояснениям, представленным в материалы дела РЭК Кузбасса, замеры для последующего определения нормативов осуществляются каждый сезон года. Для всех членов СНТ установлен годовой норматив накопления ТКО.
Задолженность за период с июля 2018 по август 2021 подлежит определению по формуле: норматив (0,144) * нормообразующий показатель (количество членов товарищества) /12*тариф + НДС (в случае, если предусмотрен). С июля 2018 года по декабрь 2018 года - 260 х 0,144/12 х 416,68+18% х 6 = 9204,30 руб.; с января 2019 года по июнь 2019 года - 260 х 0,144/12 х 411,37 + 20% х 6 = 9241,02 руб.; с июля 2019 года по декабрь 2019 года - 260 х 0,144/12 х 415,37 +20% х 6= 9330,90 руб.; с января 2020 года по июнь 2020 года 260 х 0,144/12 х 498,44 х 6 = 9330,78 руб.; с июля 2020 года по июнь 2021 года 260 х 0,144/12 х 542,61 * 12 =20 315,28 руб.; с июля 2021 года по август 2021 года 260 х 0,144/12 х 566,37 х 2 =3534,15 руб.
При указанных обстоятельствах, с ответчика в пользу истца правомерно взыскана задолженность с июля 2018 года по август 2021 года в размере 60 956,43 руб.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу А27-23921/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи, с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-23921/2021
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: СНТ "Агломератчик-2"
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, Мерзляков Андрей Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7135/2022
19.06.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6534/2022
25.03.2024 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-23921/2021
20.01.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7135/2022
02.09.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6534/2022
15.06.2022 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-23921/2021