г. Москва |
|
05 сентября 2022 г. |
Дело N А40-238656/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Э.Р. Хатаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2022 по делу N А40-238656/21
по заявлению ООО "СОЮЗПРОММЕХАНИЗАЦИЯ-ИНВЕСТ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: АО "ВНИСИ"
о признании незаконным отказа в приеме документов на оформление договора аренды, обязании совершить действие,
при участии:
от заявителя: |
Шагина Е.В. по дов. от 23.08.2022; |
от ответчика: |
Михнеев М.П. по дов. от 29.12.2021; |
от третьего лица: |
Зинкина Л.Н. по дов. от 30.12.2021. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СОЮЗПРОММЕХАНИЗАЦИЯ-ИНВЕСТ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа от 11.08.2021 года в приеме документов на оформление договора аренды земельного участка с КN 77:02:0023016:14 оформленного письмом ДГИ г. Москвы от 17.08.2021 г. N 33 - 5 - 76881/21 - (0) -1, обязании направить проект договора аренды.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель заявителя поддержал оспариваемый судебный акт. Представитель третьего лица поддержал свою правовую позицию.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
При исследовании материалов дела установлено, что ООО "Союзпроммеханизация-Инвест", являясь собственником помещений с КN 77:02:0023001:4575 общей площадью 1 292,9 кв.м., расположенных в нежилом здании по адресу г.Москва, пр-т Мира, 106, которое в свою очередь расположено на земельном участке с КN 77:02:0023016:14, площадью 3 163 кв.м., адрес г.Москва, пр-т Мира, 106, "11" августа 2021 года ООО "СПМ-Инвест" обратилось в Департамент с заявление об оформлении аренды в отношении земельного участка с КN 77:02:0023016:14 (вх. от 11.08.2021 года N 33-5-76881/21-(0)-0).
17 августа 2021 года Департаментом был предоставлен отказ в приеме документов и заключении договора аренды со ссылкой на п.2 ст.39.16, п.2 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, а так же разъяснена возможность обратиться совместно с АО "ВНИСИ" (ИНН 7717008849) с заявлением с целью внесения изменений в договор аренды от 31.05.2001 года N М-02-017136, заключенного с АО "ВНИСИ" (ИНН 7717008849) и заключения дополнительного соглашения о внесении изменений в указанный договор аренды земельного участка.
В свою очередь, АО "ВНИСИ" в ответе N 129 от 23.09.2021 года отказало "ООО "СПМ- Инвест" во включении в договор аренды от 31.05.2001 года N М-02-017136 в качестве соарендатора, т.к. предметом указанного договора является часть спорного земельного участка, пропорционально доли в праве собственности АО "ВНИСИ" на здание с кадастровым номером 77:02:0023001:4574, в связи с чем данный договор не может являться заключенным со множественностью лиц на стороне арендатора.
Как указано выше, оспариваемый отказ Департамента обоснован самим Департаментом ссылкой на п.2 ст.39.16 (Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов), п.2 ст.39.20 (Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение) Земельного кодекса РФ.
Т.е. Департамент фактически рассмотрел заявление ООО "СПМ-Инвест" и отказал в заключении договора аренды.
При этом, данный отказ в заключении договора аренды не являлся обоснованным, т.к. в соответствии с п.9 ч.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ - Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии с ч.6 ст.39.20 Земельного кодекса РФ - Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
Приложение N 15 к постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке".
Согласно п. 2.4.1 Приложения N 15 к Постановлению N 199-ПП - В качестве заявителей могут выступать:
Физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся правообладателями зданий, строений, сооружений либо помещений в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, а также юридические лица, которым такие земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пункт 2.5.1.1 Приложения N 15 к Постановлению N 199-ПП устанавливает перечень документов для получения услуги: Запрос на предоставление государственной услуги; Документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке (представляются при отсутствии сведений о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке, в Едином государственном реестре недвижимости).
Согласно п.2.5.1.4. Приложения N 15 к Постановлению N 199-ПП - Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим.
Аналогичные требования содержатся в ст.39.17 Земельного кодекса РФ.
Заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, будучи правообладателем помещений в здании, расположенном на истребуем земельном участке, т.е. субъект получения услуги соответствует требованиям ст.39.6, 39.20 Земельного кодекса РФ и п.2.4.1 Приложения N 15 к Постановлению N 199-ПП.
Совместно с заявлением было предоставлено свидетельство о праве собственности на помещение в здании, доверенность на право представление полномочий от имени заявителя в Департаменте, т.е. объем и вид предоставленных документов соответствуют требованиям п.2.5.1.1 Приложения N 15 к Постановлению N 199-ПП.
Оспариваемый отказ в приеме документов Департамента обоснован ссылкой на п.2.8.1.2 Приложения N 15 к Постановлению N 199-ПП, а именно "несоответствие представленных запроса и документов требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом".
При этом, обозначая такое "несоответствие" Департамент сослался на п.2 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, согласно которому "уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если "указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса".
В свою очередь, ст.39.16 Земельного кодекса РФ обозначена в кодексе как "Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов".
Следовательно, Департамент, на стадии решения вопроса о принятии заявления и документов от Заявителя вынес фактически решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Одновременно Департамент в отказе указал на необходимость Заявителю для оформления арендных отношений обратиться совместно с АО "ВНИСИ" (ИНН 7717008849) с заявлением в Департамент с целью внесения изменений в договор аренды от 31.05.2001 года N М-02-017136, заключенного с АО "ВНИСИ" (ИНН 7717008849) и заключения дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, в порядке, предусмотренном Приложением N 13 к постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "ВЫДАЧА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ К ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ".
Согласно п.2.4.1 Приложения N 15 к Постановлению N 199-ПП - В качестве заявителей могут выступать юридические и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являющиеся арендаторами земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также собственники и арендаторы зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в случае необходимости внесения изменений в договор аренды земельного участка в части замены стороны, площади и (или) границ земельного участка, адреса земельного участка, расчета арендной платы, цели предоставления и (или) других изменений, если такие изменения вносятся в договор аренды земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством (реконструкцией), а также в договор аренды земельного участка, предоставленного для строительства (реконструкции), если строительство (реконструкция) завершено.
Таким образом, ООО "СПМ-Инвест" не может является Заявителем по данной "услуге", т.к. не является стороной договора аренды от 31.05.2001 года N М-02-017136.
Кроме того, данной позицией Департамент фактически перекладывает обязательства органа государственной власти (и одновременно собственника земельного участка) по оформлению арендных отношений, возложенные на Департамент ст.39.6, 39.20 Земельного кодекса РФ, на ООО "СПМ-Инвест".
ООО "СПМ-Инвест", в соответствии со ст.39.6, 39.20 Земельного кодекса РФ, Приложению N 15 к постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" обратилось в соответствующий уполномоченный орган как собственник объекта недвижимости, расположенном на земельном участке, за государственной услугой - предоставление земельного участка в аренду.
Все необходимые документы для заключения договора аренды ООО "СПМ-Инвест" были предоставлены, все необходимые условия и критерии соответствия ООО "СПМ-Инвест" заявителю по данной услуге были выдержаны. Следовательно, правовых оснований для отказа в заключении договора аренды земельного участка у Департамента не имелось. Департамент был обязан подготовить и направить в адрес ООО "СПМ-Инвест" проект договора аренды земельного участка.
Как указал заявитель, 09 июля 2020 года письмом N ДГИ-И-44898/20 Департамент городского имущества города Москвы направлял в адрес ООО "СПМ-Инвест" проект соглашения о вступлении в договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора N М-02-024632 от 19.05.2005 года, который был подписан ООО "СПМ-Инвест" и возвращен Департаменту, но не был подписан Департаментом и направлен на регистрацию.
Следовательно, Департамент ранее выполнял возложенные на него Земельным кодексом обязательства по оформлению арендных отношений.
При этом, в силу ст.39.6, 39.20 Земельного кодекса РФ для ООО "СПМ-Инвест" не является существенным какой договор будет заключен с ООО "СПМ-Инвест" от имени Департамента - договор аренды или договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Как указал заявитель, даже при условии необходимости переквалификации договора аренды N М-02-024632 от 19.05.2005 года на договор аренды, заключенный со множественностью лиц на стороне арендатора, данные обязательства приведения договора аренды в соответствующий вид возлагаются именно на Департамент, как на уполномоченный орган, ответственный за оформление арендных отношений в части федеральных земельных участков.
При этом данная необходимость (при ее наличии) не снимает с Департамента обязательств по оформлении арендных отношений в отношении спорного земельного участка по заявлению ООО "СПМ-Инвест", а, следовательно, подготовки и направления в адрес ООО "СПМ-Инвест" соответствующего договора аренды.
Как указал суд первой инстанции, Договор аренды от 31.05.2001 N М-02-017136 заключен с АО "ВНИСИ" одним правообладателем объектов недвижимости и не предусматривает вступление в договор иных правообладателей.
Для заключения соглашения о вступлении в договор аренды необходимо получение согласия арендатора земельного участка.
Вместе с тем, согласно п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в силу части второй пункта 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если в здании, расположенном на неделимом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам - на праве хозяйственного ведения или всем лицам - на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с условием согласия сторон договора аренды на вступление в указанный договор иных правообладателей помещений в этом здании.
При рассмотрении споров, связанных с приобретением таких земельных участков упомянутыми лицами, необходимо исходить из того, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений, так и одного из них. Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями пункта 3 статьи 36 ЗК РФ.
Понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений не допускается (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
В материалы дела представлены пояснения единственного арендатора АО "ВНИСИ". Также в судебном заседании суда первой инстанции представитель АО "ВНИСИ" дал пояснение, что не намерен заключать с заявителем Дополнительное соглашение к своему Договору аренды.
При таких обстоятельствах, ответчик изначально заключил Договор в нарушение ст. 36 ЗК РФ.
В рассматриваемом случае имеет место нарушение прав иных собственников помещений, которым отказано в заключении Договора.
В оспариваемом отказе Департамент ставит их законное желание оформить арендные отношения от воли третьего лица. Тогда как, заявитель и третье лицо наделены равномерно правом на оформление арендных отношений.
Суд первой инстанции указал, что в данной ситуации Департамент, заключив ненадлежащий Договор обязан его расторгнуть и заключить Договор аренды со сторонами с множественностью лиц, не нарушая прав собственности помещений.
Таким образом, действия Департамента, выраженные в отказе от 17.08.2021 года N 33-5-76881/21-(0)-1 в приеме документов и предоставлении земельного участка в аренду, не соответствуют требованиям и порядку, установленным Земельным кодексом РФ, а так же Постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2022 по делу N А40-238656/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-238656/2021
Истец: ООО "СОЮЗПРОММЕХАНИЗАЦИЯ-ИНВЕСТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: АО "ВНИСИ"