г. Вологда |
|
12 сентября 2022 г. |
Дело N А66-4557/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 сентября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зреляковой Л.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Хотилово" председателя Прокофьева Б.Н., от Министерства лесного комплекса Тверской области Морозовой А.С. по доверенности от 01.02.2022, от общества с ограниченной ответственностью "СТОД" Седова Д.Л. по доверенности от 20.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" посредством веб-конференции апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Хотилово" на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 мая 2022 года по делу N А66-4557/2022,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Хотилово" (адрес: 171056, Тверская область, Бологовский район, поселок Куженкино, ОГРН 1026901603992, ИНН 6907000973; далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к Государственному казенному учреждению Тверской области "Фировское лесничество Тверской области" (адрес: 172721, Тверская область, Фировский район, поселок городского типа Фирово, улица Правды, дом 14, ОГРН 1116908006159, ИНН 6907000973; далее - Учреждение), администрации муниципального образования "Бологовский район" Тверской области (адрес: 171080, Тверская область, Бологовский район, город Бологое, улица Кирова, дом 13, ОГРН 1026901608910, ИНН 6907001920; далее - Администрация) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и прекращении государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами: 69:04:0000017:1136, 69:04:0000017:1137, 69:04:0000017:1156, 69:04:0000017:1171, 69:04:0000017:1186, 69:04:0000017:1187, 69:04:0000017:1188, 69:04:0000017:1218, 69:04:0000017:1224, 69:04:0000017:1227, 69:04:0000017:1229, 69:04:0000017:1512, 69:04:0000017:1522, 69:04:0000017:1528, расположенных по адресу: Тверская область, Бологовский район, Куженкинское сельское поселение (Фировское лесничество, Хотиловское участковое лесничество; леса, находившиеся во владении СПК "Хотилово").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерство лесного комплекса Тверской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, общество с ограниченной ответственностью "СТОД".
Решением суда от 31 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Кооператив с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Наличие в Едином государственном реестре прав записи о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, как на земли лесного фонда, а не земли сельскохозяйственного назначения, препятствует осуществлению полномочий по пользованию и владению этими земельными участками по их назначению, нарушает права Кооператива как землепользователя земельных участков по ведению сельского хозяйства, создает препятствия для введения этих участков в сельскохозяйственный оборот.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Министерства лесного комплекса Тверской области и общества с ограниченной ответственностью "СТОД" в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Кооператив обратился в арбитражный суд в связи с необходимостью защиты имущественных прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 69:04:0000017:1136, 69:04:0000017:1137, 69:04:0000017:1156, 69:04:0000017:1171, 69:04:0000017:1186, 69:04:0000017:1187, 69:04:0000017:1188, 69:04:0000017:1218, 69:04:0000017:1224, 69:04:0000017:1227, 69:04:0000017:1229, 69:04:0000017:1512, 69:04:0000017:1522, 69:04:0000017:1528, расположенных по адресу: Тверская область, Бологовский район, Куженкинское сельское поселение (Фировское лесничество, Хотиловское участковое лесничество; леса, находившиеся во владении СПК "Хотилово").
По мнению истца, спорные земельные участки, являясь частью земель, предоставленных ТОО "Хотилово" на праве постоянного бессрочного пользования (свидетельство о праве собственности от 10.02.1994 N 9293, площадь земель, переданных на праве постоянного бессрочного пользования - 12477 га) необоснованно образованы из земельного участка с кадастровым номером 69:04:0000017:618, оформлены в виде спорных земельных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 69:04:0000017:1599 как земли категории "земли лесного фонда", в отношении которых зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Указанное послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, в удовлетворении иска отказал.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что спорные участки являются собственностью Российской Федерации.
Земельные участки с кадастровыми номерами 69:04:0000017:1136, 69:04:0000017:1137, 69:04:0000017:1156, 69:04:0000017:1171, 69:04:0000017:1186, 69:04:0000017:1137, 69:04:0000017:1188, 69:04:0000017:1218, 69:04:0000017:1224, 69:04:0000017:1227, 69:04:0000017:1229, 69:04:0000017:1522, 69:04:0000017:1528 не являются отдельными объектами недвижимости, а входят в состав земельного участка единого землепользования, категории - земли лесного фонда, с кадастровым номером 69:04:0000017:1599.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 69:04:0000017:1599 зарегистрировано 26.08.2008.
Земельный участок с кадастровым номером 69:04:0000017:1512, категория - земли лесного фонда, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 06.11.2018.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17.06.1977 "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Единый государственный лесной фонд состоит из:
1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;
2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии с Лесным кодексом РСФСР единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения и колхозных лесов, то есть лесов, находившихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии со статьями 36, 130 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельхозорганизациям на праве безвозмездного пользования.
В соответствии с пунктом 1 положения о колхозных лесах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144 колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 Земельного кодекса РФ, статья 56 Земельного кодекса РСФСР).
К землям лесного фонда согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 94 Земельного кодекса РСФСР и статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется земельным кодексом и лесным законодательством.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 6 (пункты 1 и 3) и 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997, согласно которым лесоустройством является инвентаризация лесного фонда с обоснованием отнесения лесов к группам и категориям защитности в результате выполнения топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Спорные земельные участки в соответствии с материалами лесоустройства 1994 года расположены в границах лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственной организации ТОО "Хотилово".
Распоряжение Администрации Тверской области N 536-ра от 27.11.2006 года земли сельскохозяйственного назначения Кооператива 8230 га переведены из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда (лист 55).
Данный факт апеллянт не отрицает.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав.
В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу указанных разъяснений, предъявление иска о признании права отсутствующим возможно в случае, если нарушенное право не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Доказательств того, что Кооператив предпринимал меры для государственной регистрации прав на спорные земельные участки, в материалах дела не имеется; распоряжение Администрации Тверской области N 536-ра от 27.11.2006 недействительным не признано.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения иска Кооператива у суда первой инстанции не имелось. В иске отказано верно.
По существу, доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 мая 2022 года по делу N А66-4557/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Хотилово" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4557/2022
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "ХОТИЛОВО"
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Бологовский район" Тверской области, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "ФИРОВСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Министерство лесного комплекса Тверской области, ООО "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОДОГИИ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ", ООО "СТОД", Териториальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агенство лесного хозяйства, ООО к/у "СТОД" Логинов О.А.