г. Тула |
|
12 сентября 2022 г. |
Дело N А62-302/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.09.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тяпковой Т.Ю., при участии представителя заинтересованного лица - территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области - Кравчук Д.Г. (доверенность от 10.01.2022 N 1-д), в отсутствие представителя заявителя - медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Смоленск", извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Смоленск" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.06.2022 по делу N А62-302/2022, принятое по заявлению медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Смоленск" (г. Смоленск, ОГРН 1156733019343, ИНН 6732114222) к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701438862, ИНН 6730001897) о признании недействительными решения от 15.10.2021 N 3890 и требования,
УСТАНОВИЛ:
медицинское частное учреждение дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Смоленск" (далее - клиника) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области (далее - фонд) от 15.10.2021 N 3890 о результатах рассмотрения письменных возражений (ответ на возражения) на акт проверки от 05.10.2021 о признании нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 260 430 руб. и взыскания указанной суммы, а также требований об уплате штрафа с суммы нецелевого использования средств ОМС в сумме 26 430 руб. по акту комплексной проверки от 05.10.2021 (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.06.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, клиника обратилась с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что решение вынесено при неполном исследовании судом всех обстоятельств дела, а также с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что средства ОМС, направленные на выплату арендной платы в сумме 124 350 руб., соответствуют целям поручения, клиника расходовала поступившие денежные средства за весь проверяемый период в полном объеме в соответствии с требованиями территориальной программы ОМС.
От фонда в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа фонда от 15.09.2021 N 379 с 20.09.2021 по 05.10.2021 в отношении клиники проводилась плановая комплексная проверка по вопросам использования средств, поступивших на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования. Проверяемый период: с 01.10.2019 по 30.06.2021. По итогам проверки составлен акт от 05.10.2021 N 33 плановой выездной комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в клинике (далее - акт проверки).
В акте проверки фондом сделан вывод о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 267 630 руб., в том числе (за 1 полугодие 2021 года - 260 430 руб.), а также был наложен штраф в сумме 26 763 руб. (основание часть 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
Из акта проверки следует, что в нарушение подпункта 5 пункта 2 статьи 20 Федерального закон N 326-ФЗ, пункта 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 20.01.2021 N 10, пункта 3.1. Тарифного соглашения в системе ОМС Смоленской области на 2021 год, медицинской организацией (далее - МО) в 2021 году произведены расходы на общую сумму 254 350 руб. по обязательствам, не связанным с деятельностью по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС), что является нецелевым использованием средств ОМС:
- по платежным поручениям от 28.01.2021 N 128 и от 03.06.2021 N 852 произведена оплата ООО "Афродита" за аренду нежилого помещения площадью 206,3 кв. м, находящегося по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, мкр-н Королевка, д. 21, в котором МО не осуществляла медицинскую деятельность по ОМС и не имела лицензию поданному адресу в проверяемом периоде на сумму 254 350 руб.;
- по платежному поручению от 01.03.2021 N 94 ООО "БеркутМ" оплачены проектные работы на сумму 7200 руб., что не является обязательством ОМС.
В период проверки МО по платежному поручению от 23.09.2021 N 1465 денежные средства в сумме 7200 руб. восстановлены на расчетный счет МО по учету средств ОМС N 40703810943000000089;
- по платежному поручению от 03.06.2021 N 752 произведена оплата ЧУ "Клиника Медекс Кострома" за обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Вакцинопрофилактика" на сумму 6080 руб.
На данный акт клиника подала письменные возражения от 08.10.2021 N 150, в ответ на которые фонд оставил акт проверки без изменений, мотивировав это тем, что за счет средств ОМС медицинской организации оплачиваются расходы за оказанную медицинскую помощь или предоставленные медицинские услуги, которые вправе оказывать медицинская организация в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность, выданную уполномоченным органом, по указанным адресам, со ссылкой на пункты 184, 192 Правил ОМС, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (письмо от 15.10.2021 N 3890).
На основании акта проверки фондом предъявлено требование от 05.10.2021 N 33 об уплате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 260 430 руб. за 1 полугодие 2021 года, штрафа в размере 26 763 руб. (основание часть 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
Полагая, что решение фонда (письмо от 15.10.2021 N 3890 с ответом на возражения клиники) и вышеуказанные требования не соответствуют требованиям законодательства, нарушают его права и законные интересы, клиника обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и оказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Медицинские организации осуществляют свою деятельность в системе обязательного медицинского страхования на основании статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации получают средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - тарифы на оплату медицинской помощи) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом (подпункт 2); осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (подпункт 12).
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Порядок и методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию определен приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила ОМС).
В соответствии с пунктом 184 Правил ОМС расчет тарифов осуществляется на единицу объема оказанной медицинской помощи, на медицинскую услугу, за вызов скорой медицинской помощи, за законченный случай лечения заболевания, на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц (обслуживаемых медицинской организацией), а также подушевого норматива финансирования медицинской помощи по всем видам и условиям оказания медицинской помощи.
Согласно пункту 192 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), то есть косвенно обеспечивающие процессе оказания медицинской услуги.
Медицинская организация получает средства ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенных со страховыми медицинскими организациями и Фондом.
В силу пунктов 5.1 и 5.2 Типового договора медицинская организация получает денежные средства за оказанную в соответствии с условиями договора медицинскую помощь по территориальной программе застрахованным в Страховой медицинской организации лицам в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Таким образом, за счет средств ОМС медицинской организации оплачиваются расходы за оказанную медицинскую помощь или предоставленные медицинские услуги, которые вправе оказывать медицинская организация в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность, выданную уполномоченным органом, по указанным адресам.
При этом подготовка к лицензированию не относится к медицинским услугам, оказанным застрахованным гражданам по ОМС.
Судом первой инстанции установлено, что клиникой был заключен договор аренды нежилого помещения от 10.03.2021 N 01/21 с ООО "Афродита", расположенного в г. Смоленске, мкр-н Королевка, д. 21, кадастровый номер 67:27:0013306:5695 площадью 206,3 кв. м; период аренды - 5 лет.
На основании пункта 1.3 договора аренды помещение передавалось для осуществления медицинской деятельности. Актом приема-передачи нежилого помещения от 01.03.2021 подтверждено, что переданное помещение полностью пригодно для его использования, свободно от каких-либо дефектов или недостатков.
Между тем согласно пояснениям клиники в указанном помещении в проверяемом периоде медицинская деятельность по ОМС не осуществлялась, помещение использовалось для хранения медицинской документации и оборудования. При этом заявителем документально не представлены отвечающие критериям относимости и допустимости доказательства использования указанного выше помещения для хранения медицинской документации или медицинского и прочего оборудования.
В тоже время за счет средств ОМС платежным поручением от 28.01.2021 N 128 по счету от 01.03.2021 N 5 был оплачен обеспечительный платеж и аренда на сумму 130 000 руб. за аренду нежилого помещения площадью 206,3 кв. м.
Согласно пунктам 3.5.1 и 3.5.2 договора аренды, заключенного 10.03.2021, обеспечительный платеж определен в размере 150 000 руб. и вносится в течение 3 банковских дней с даты подписания договора; удерживается арендодателем в течение всего периода аренды и учитывается сторонами за последний месяц аренды; арендодатель вправе за счет обеспечительного платежа погашать любые суммы обязательств арендатора (в следующем порядке: неустойки (штрафы, пени), убытки, задолженность по арендным платежам). В неиспользованной части по окончанию аренды обеспечительный платеж возвращается арендатору.
С учетом этого суд первой инстанции обоснованно посчитал, что клиникой в нарушение статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" были приняты к бухгалтерскому учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, а именно: на момент проведения оплаты за счет средств ОМС обеспечительного платежа и аренды (28.01.2021), правоустанавливающие документы на аренду помещения у медицинской организации отсутствовали (договор аренды заключен 10.03.2021, т. е. позже даты произведенного за счет средств ОМС платежа.)
В соответствии со статьей 381.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) денежное обязательство, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора, по соглашению сторон могут быть обеспечены внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж). Обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем.
При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
В случае ненаступления в предусмотренный договором срок обстоятельств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 381.1 ГК РФ, или прекращения обеспеченного обязательства обеспечительный платеж подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Отнесение его за счет средств ОМС в проверяемом периоде с учетом назначения обеспечительного платежа (платежное поручение от 28.01.2021 N 128 на сумму 130 000 руб.) нельзя признать законным и обоснованным, а ссылка клиники на возврат 28.01.2021 ему арендодателем указанных 130 000 руб., как ошибочно перечисленных, не влияет на квалификацию нецелевого использования указанного платежа за счет средств ОМС.
Платежным поручением от 03.06.2021 клиникой в пользу ООО "Афродита" произведен платеж по арендной плате по договору аренды нежилого помещения от 10.03.2021 N 01/21 за счет средств ОМС.
Вывод о том, что в нежилом помещении площадью 206,3 кв. м, расположенном по адресу: Смоленск, мкр. Королевка, д. 21, не осуществлялась медицинская деятельность сделан комиссией фонда на основании письменных пояснений проверяемой медицинской организации (пояснительной записки клиники от 27.09.2021 N 144 (приложение N 5 к акту N 33), в которых указано, что на данный адрес в проверяемом периоде отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ 2О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Осуществлять медицинскую деятельность в нежилом помещении площадью 206,3 кв. м, расположенном по спорному адресу, клиника до получения лицензии - до 31.08.2021 не могла.
Из пояснительной записки клиники от 27.09.2021 N 144 усматривается, что в связи с невозможностью осуществлять медицинскую деятельность помещение временно использовалось для хранения медицинской документации, медицинского и немедицинского оборудования, поставленного для получения заключения Роспотребнадзора и лицензии, а также для установки дополнительного оборудования (вентиляции для кабинета массажа).
Затраты на содержание помещений, используемых для вышеперечисленных целей, не могут быть оплачены за счет средств ОМС, так как в данном помещении в проверяемом периоде не осуществлялась медицинская деятельность вообще, а близость помещения к другому помещению, на которое выдана ранее лицензия, не имеет в данном случае никакого правового значения.
В соответствии с пунктами 192 и 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи.
Таким образом, расходы медицинских организаций на содержание объектов недвижимого имущества, не эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской помощи), не включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не могут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Ссылку клиники на то, что аренда помещения необходима была для получения лицензии и средства ОМС могут быть использованы на подготовку к лицензированию медицинской деятельности, суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку расходы на получение лицензии медицинской организацией являются расходами инвестиционного характера, их осуществление не может быть произведено за счет средств ОМС.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением администрации Смоленской области от 20.01.2021 N 10 (далее - Территориальная программа). В соответствии с разделом 5. "Финансовое обеспечение Территориальной программы" мероприятия, предусмотренные национальным календарем профилактических прививок, а также иммунопрофилактика по эпидемиологическим показаниям не относится к обязательствам системы ОМС и не финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение этих мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
С учетом сказанного суд первой инстанции справедливо отметил, что дополнительное образование сотрудников по программам, не относящимся к деятельности ОМС, не может оплачиваться за счет средств ОМС, и в этом случае работодатель при направлении сотрудника на курсы повышения квалификации должен был оплатить обучение за счет других средств, имеющихся в распоряжении медицинской организации.
Таким образом, оплата обучения на сумму 6080 руб. по программе "Вакцинопрофилактика" по договору от 16.04.2021 N 26 об оказании платных образовательных услуг, заключенному с ЧУ "Клиника Медекс Кострома", является нецелевым расходованием средств ОМС, а, значит, вывод суда первой инстанции о наличии на стороне клиники факта нецелевого использования средств ОМС на сумму 260 430 руб. (в том числе 254 350 руб. - расходы по оплате договора аренды нежилого помещения от 10.03.2021 N 01/21 и 6080 руб. - расходы по оплате дополнительного обучения сотрудника) является верным.
Указанные средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация обязана возвратить в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств, т. е. в настоящем случае 26043 руб.
Необоснованность оплаты ООО "Беркут-М" проектных работ на сумму 7200 руб. (платежное поручению от 01.03.2021 N 94) за счет средств ОМС в процессе проверки признана самой клиникой, в связи с чем платежным поручением от 23.09.2021 N 1465 денежные средства в спорной сумме восстановлены на расчетный счет по учету средств ОМС N 40703810943000000089.
Между тем суд обоснованно указал, что поскольку факт нецелевого использования на указанную сумму имел место, то фонд правомерно включил ее в расчет штрафа, общий размер которого составил 26 763 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции справедливо посчитал, что решение фонда по результатам проверки клиники, отраженное в акте проверки, и выставленные на основании этого акта в ее адрес требования о возврате средств, использованных не по целевому назначению, а также штрафа соответствуют действующему законодательству.
Кроме того суд первой инстанции правомерно обратил внимание на следующее.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Клинике неоднократно предлагалось уточнить (изменить) предмет требования.
Однако она настаивала именно на заявленном предмете спора, в связи с чем суд правомерно рассмотрел дело в пределах заявленных требований, т. е. в отношении письма фонда от 15.10.2021 N 3890 с ответом на возражения клиники и выставленных на основании акта проверки требований.
Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н утвержден Порядок осуществления территориальными фондами ОМС контроля над деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, а также контроля за использованием средств ОМС указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (далее - Порядок).
Согласно пункту 42 Порядка по результатам проверки составляется акт проверки, включающий:
- заголовочную часть, в которой указываются наименование темы проверки, полное наименование медицинской организации и дата составления акта;
- содержательную часть, где приводится описание проверенных вопросов использования средств ОМС в соответствии с программой проверки. Данная часть акта должна быть объективной и обоснованной, четкой, лаконичной, доступно и системно изложенной;
- заключительную часть - обобщенную информацию о результатах проверки с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по их устранению.
Таким образом, юридически значимое решение по результатам проверки принимается и оформляется в заключительной части акта проверки, и именно на его основании выставляются обязательные для исполнения требования в адрес медицинской организации.
В соответствии с пунктом 46 Порядка при наличии письменных возражений на акт проверки в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня их получения территориальный фонд направляет руководителю медицинской организации письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки, подписанное директором территориального фонда, с указанием оснований, по которым возражения признаются необоснованными, или о признании обоснованными возражений (обоснованными частично возражений) медицинской организации.
В случае непризнания обоснованными возражений или признания обоснованными частично возражений медицинской организации в письменное сообщение включается информация о том, что сроки устранения нарушения и (или) сроки возврата (возмещения) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплаты штрафов, пеней исчисляются со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом возражений на акт проверки медицинская организация вправе обжаловать данное решение, то есть акт проверки, в судебном порядке.
Таким образом, оспариваемый клиникой ответ на возражения не несет обязательных требований в адрес клиники и сам по себе не влечет для него каких-либо юридических последствий, а, значит, не является ненормативным правовым актом, а является информационным письмом.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2019 N 307-ЭС19-4440 по делу N А56-104785/2018 под ненормативным правовым актом понимается правовой акт индивидуального характера, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. Такого рода акт властно-распорядительного характера должен содержать обязательные предписания, распоряжения, влияющие на их гражданские права и охраняемые законом интересы. Характерной особенностью ненормативного правового акта является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), порождающих юридические последствия.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2019 N 302-ЭС19-3163 по делу N А19-18952/2018 также указано, что под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в отношении конкретного лица, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающие права и охраняемые законом интересы и влекущие неблагоприятные юридические последствия для этого лица.
Окончательным документом по результатам проверки ТФОМС является акт проверки от 05.10.2021 N 33, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых ТФОМС устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (часть 12 статьи 38, часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Следовательно, ненормативным правовым актом, который может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является акт проверки ТФОМС, а не обжалуемое клиникой сообщение.
С учетом даты акта проверки (05.10.2021, доказательства иной даты получения клиникой акта отсутствуют в деле) и даты подачи заявления в арбитражный суд (18.01.2022) срок на обжалование (часть 4 статьи 198 АПК РФ) клиникой пропущен; ходатайство о восстановлении срока ею не заявлялось.
С учетом сказанного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы клиники, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При этом иных доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведены, а судом апелляционной инстанции не установлены.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.06.2022 по делу N А62-302/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-302/2022
Истец: МЕДИЦИНСКОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КЛИНИКА МЕДЕКС СМОЛЕНСК" В, МЕДИЦИНСКОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КЛИНИКА МЕДЕКС СМОЛЕНСК" В ЛИЦЕ ДИРЕКТОРА АНДРЮШЕНКОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Смоленской области