г. Чита |
|
12 сентября 2022 г. |
Дело N А10-7214/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Тимлюйский цементный завод" Николаевой Л.А. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тимлюйский цементный завод" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июня 2022 года по делу N А10-7214/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тимлюйский цементный завод" (ОГРН 1050300751478, ИНН 0309011992, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993509, ИНН 0326023500, далее - административный орган) о признании незаконным и отмене решения от 06.09.2021 N КУВД-001/2021/20811126/2 об отказе в государственной регистрации прав, об обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 12.05.2021 N 01, заключенного между Администрацией МО ГП "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия и ООО "Тимлюйский цементный завод".
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация муниципального образования Городского поселения "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия (ОГРН 1020300667320, ИНН 0309005974).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июня 2022 года по делу N А10-7214/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе и дополнениях к жалобе.
Апеллянт считает, что утверждение Управления Росреестра о нахождении на спорном земельном участке леса могло быть подтверждено только выпиской из государственного лесного реестра, чего им сделано не было. Наличие информации о спорном земельном участке в ГЛР материалами дела не подтверждено. Вывод суда о нахождении леса на территории испрашиваемого земельного участка является необоснованным. Вывод суда о безусловном расположении защитных лесов в ЦЭЗ Байкальской природной территории, независимо от категории земельного участка, не соответствует нормам лесного законодательства - ст.ст. 10, 68.2, 81, 110, 119 ЛK РФ. Кроме того, выводы суда о том, что земельный участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку спорный земельный участок не относится ни к водоохранной зоне, ни к озеру Байкал, не является особо охраняемой территорией, постольку запреты, связанные с рубкой леса, а также и иные запреты, перечисленные в Постановлении Правительства от 31.12.2020 N 2399 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории", не распространяются на спорный земельный участок.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 05.08.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Управление Росреестра по Республике Бурятия, Администрация МО ГП "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно записи КУВД-001/2021-20811126 от 25.05.2021 в орган регистрации прав поступило заявление Администрации МО ГП "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия и документы на регистрацию договора аренды от 12.05.2021 N 01 на земельный участок с кадастровым номером 03:09:760103:137, местоположение которого: Республика Бурятия, Муниципальный район Кабанский, Городское поселение Каменское.
По результатам проведенной правовой экспертизы государственным регистратором прав 03.06.2021 принято решение о приостановлении регистрационных действий на основании пунктов 7, 13 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ:
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации:
- сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной.
06 сентября 2021 года на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ в связи с неустранением в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации договора, принято решение от 06.09.2021 NКУВД-001/2021/20811126/2 об отказе в регистрации договора аренды от 12.05.2021 N 01.
Несогласие ООО "ТимлюйЦемент" с отказом Управления Росреестра по Республике Бурятия в государственной регистрации договора аренды от 12.05.2021 N 01 явилось основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131. 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В силу пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основанием для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со статьей 18 Закона о государственной регистрации недвижимости заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: 1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление); 2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной (пункт 13).
В силу статьи 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Как следует из материалов дела, причиной приостановления государственной регистрации, а впоследствии и отказа в государственной регистрации договоров аренды земельных участков послужило то обстоятельство, что представленный на регистрацию договор аренды земельного участка с кадастровым номером 03:09:760103:137 не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку предоставляется арендатору в целях добычи известняков и порфироидов Таракановского месторождения в Кабанском районе Республики Бурятия, по сведениям ЕГРН указанный земельный участок расположен в границах ЦЭЗ БПТ, покрыт лесной растительностью. На особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" установлен запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал". Спорный участок имеет вид разрешенного использования "недропользование", предполагающий осуществление геологических изысканий; добыча полезных ископаемых открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча полезных ископаемых происходит на межселенной территории. В связи с чем использование земельного участка, покрытого лесом, для целей размещения отходов при добыче полезных ископаемых, образующихся в процессе деятельности ООО "ТимлюйЦемент" на Таракановском месторождении известняков и порфироидов - вскрышной породы (отходы V класса опасности), невозможно без проведения сплошных рубок лесных насаждений, что нарушает действующий запрет, установленный Постановлением N 2399. Также предоставленный в аренду земельный участок, на основании пункта 7 части 2 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации относится к особо защитным участкам лесов, на которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации).
Данный вывод постановлен государственным регистратором при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оснований для приостановления регистрации прав.
В соответствии с преамбулой Федерального Закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон N 94-ФЗ) озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.
В состав Байкальской природной территории в силу статьи 2 Закона N 94-ФЗ входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1).
При этом на Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в том числе центральная экологическая зона, которая представляет собой территорию, включающую в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).
В 1996 году Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включено в Список участков всемирного природного наследия.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 94-ФЗ решение об установлении или изменении границ Байкальской природной территории и экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния, границ водоохранной зоны и границ рыбоохранной зоны озера Байкал принимается Правительством Российской Федерации.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р.
Факт нахождения земельного участка в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории подтверждается материалами дела (сведениями ЕГРН) (л.д. 25-31, т.2).
По мнению Общества, спорный земельный участок не расположен в центральной экологической зоне, поскольку он не расположен: на озере Байкал с островами, в прилегающей к озеру Байкал водоохранной зоне, на особо охраняемых природных территориях, прилегающих к озеру Байкал.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, и границы водоохранной зоны озера Байкал утверждены, соответственно, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р и распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 368-Р.
Исходя из распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р границы ЦЭЗ БТИ определены путем указания конкретных географических координат точек и географического описания самих границ, то есть вне зависимости от ширины водоохранной зоны озера Байкал.
При этом факт нахождения спорного участка недр в пределах соответствующих границ центральной экологической зоны подтверждается названными выше сведениями из единого государственного реестра недвижимости. На листе N 2 раздела 1 выписки в отношении спорного земельного участка отражено, что земельный участок полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории "Центральная экологическая зона Байкальской природной территории".
Доводы апеллянта фактически сводятся с несогласию с содержанием распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р, которое заявителем в установленном законом порядке не оспорено и недействующим в рассматриваемой части не признано.
Спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "недропользование", предполагающий осуществление геологических изысканий; добыча полезных ископаемых открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча полезных ископаемых происходит на межселенной территории.
Согласно пункту 1.1 договора аренды от 12.05.2021 N 01 в редакции дополнительного соглашения от 30.09.2021 цель использования арендатором земельного участка с кадастровым номером: 03:09:760103:137 - размещение отходов при добыче полезных ископаемых, образующихся в процессе деятельности ООО "ТимлюйЦемент" на Таракановском месторождении известняков и порфироидов - вскрышной породы (отходы V класса опасности) (л.д. 32-33, т.1).
Согласно пункту 216 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Административный регламент) при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливается, в том числе, соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства.
В силу пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Учитывая приведенную норму Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" договор купли-продажи или договор аренды земельного участка, заключаемый уполномоченным на распоряжение землями из неразграниченной собственности органом местного самоуправления, проходит процедуру проверки не только как сделка, но и как акт органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 235 Административного регламента государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании акта органа государственной власти (акта органа местного самоуправления), кроме обстоятельств, указанных в пунктах 221, 222 Административного регламента проверяет:
- соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к объекту рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости в соответствии с законом может быть предоставлен на определенном праве лицу, в отношении которого принят рассматриваемый акт органа государственной власти (органа местного самоуправления).
На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (пункт 1 статьи 6 Закона N 94-ФЗ).
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ в центральной экологической зоне запрещаются сплошные рубки.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2399 "Об утверждений перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" (далее - Постановление N 2399), который вступил в силу с 01.01.2021, установлен запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал" (п. 4 Постановления).
Спорный земельный участок с кадастровым номером: 03:09:760103:137 полностью покрыт лесной растительностью. Данное обстоятельство подтверждается данными публичной кадастровой карты (л.д. 120, т.1) и письмом Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры от 02.09.2021 N 07-36-2021/263, представленным ответчиком с отзывом на заявление общества (поступило через систему подачи документов "Мой арбитр" 30.12.2021).
Доказательств обратного заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Представленное с апелляционной жалобой заключение N 77 ФГБУ "Рослесинфорг" без исходящих реквизитовне принимается судом апелляционной инстанции, поскольку уважительных причин непредставления такого документа суду первой инстанции не имеется (часть 2 статьи 268 АПК РФ). При этом отклонение судом первой инстанции ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы в целях определения принадлежности спорного участка к землям ЦЭЗ БПТ судом мотивировано в определении от 11 апреля 2022 года. Судом не установлено оснований для назначения судебной экспертизы с целью определения относится ли земельный участок с кадастровым номером 03:09:760103:137 к землям Центральной экологической зоны, а именно к особо охраняемым природным территориям, водоохраной зоне озера Байкал, территории озера Байкал и его островам, а также к землям государственного лесного фонда, суд признал возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам и отказал в удовлетворении ходатайства ООО "Тимлюйский цементный завод". При этом применение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р и распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 368-р является вопросом права и относится к компетенции суда.
Довод заявителя об отсутствии земель лесного фонда в границах спорного земельного участка судом правомерно отклонен с приведением соответствующих мотивов, с которыми соглашается суд апелляционной инстанции.
При этом отсутствие факта отнесения территории покрытой лесом, к лесному фонду, отсутствие факта проведения лесоустройства и внесении информации в государственный лесной реестр не свидетельствует об отсутствии леса.
Все леса в ЦЭЗ БПТ, независимо от расположения в границах населенного пункта, либо за пределами границ населенного пункта, независимо от категории земельного участка в силу Закона об охране озера Байкал, лесного законодательства, являются защитными и не могут предоставляться для видов деятельности и целей, противоречащих вышеуказанным положениям законодательства, в том числе для целей размещения отходов при добыче полезных ископаемых - вскрышной породы.
С признанием озера Байкал в 1996 году участком Всемирного природного наследия ЮНЕСКО Российская Федерация приняла на себя обязательства перед мировым сообществом по его сохранению. Анализ законодательства в сфере охраны озера Байкал свидетельствует о том, что на Байкальской природной территории, а особенно в ЦЭЗ БПТ, соблюдение норм природоохранного законодательства должно быть в приоритете.
Указанное в совокупности с законодательством в сфере охраны озера Байкал свидетельствует, что в границах ЦЭЗ БПТ не должно осуществляться освоение земель, которое ранее не подвергалось хозяйственной деятельности с применением сплошной рубки лесных насаждений и нарушением Байкальской экологической системы.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что использование земельного участка, покрытого лесом, для размещения отходов при добыче полезных ископаемых - вскрышной породы с очевидностью будет иметь своим последствием вырубку леса, что нарушает действующий запрет, установленный подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ и Постановлением N 2399.
Ссылка заявителя на дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 12.05.2021 N 01, которое в адрес Управления не предоставлялось, судом правомерно отклонена.
При этом договор аренды от 12.05.2021 N 01 не содержит сведений о цели использования земельного участка, передаваемого в аренду, а содержит лишь вид разрешенного использования "недропользование", предполагающий осуществление геологических изысканий; добыча полезных ископаемых открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча полезных ископаемых происходит на межселенной территории.
Цель использования спорного земельного участка - размещение отходов при добыче полезных ископаемых - вскрышной породы, определена сторонами договора в дополнительном соглашении от 30.09.2021.
Таким образом, на момент рассмотрения заявления ООО "ТимлюйЦемент" о регистрации договора аренды и принятия отказа от 06.09.2021 N КУВД-001/2021/20811126/2 Управление Росреестра по Республике Бурятия не располагало иными сведениями о целях использования земельного участка с кадастровым номером: 03:09:760103:137, передаваемого в аренду, как - недропользование, и действовало в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением норм действующего законодательства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ в государственной регистрации договора аренды от 06.09.2021 N КУВД-001/2021/20811126/2 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, учитывая наличие запретов в ЦЭЗ БПТ на предоставление земельных участков в целях размещения отходов при добыче полезных ископаемых - вскрышной породы, которое невозможно без сплошной вырубки леса и нарушения Байкальской экологической системы.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июня 2022 года по делу N А10-7214/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7214/2021
Истец: ООО Тимлюйский цементный завод
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (РОСРЕЕСТР)
Третье лицо: Администрация Муниципального образования Городского поселения Каменское Кабанского района Республики Бурятия