г. Москва |
|
13 сентября 2022 г. |
Дело N А40-160770/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Валиева В.Р.,
судей: Сазоновой Е.А., Яниной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шайхетдиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РТТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 декабря 2021 года
по делу N А40-160770/20,
по иску ООО "РТТ"
к ООО "ДАНТОН" о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца - Колодяжный К.Н. по доверенности от 17.09.2021 N 370;
от ответчика - Афанасьев Е.Д. по доверенности от 30.09.2020 б/н;
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "РТТ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Дантон" (далее - ответчик) о взыскании 6 230 929 руб. 51 коп., в том числе: 296 040 руб. неосновательного обогащения в виде неосвоенной внесенной истцом арендной платы, 478 281 руб. задолженности по возмещению расходов на организацию и проведение текущего отцепочного ремонта имущества, 1 563 105 руб. 53 коп. задолженности по возмещению расходов на организацию и проведение текущего отцепочного ремонта, 1 839 841 руб. 57 коп. задолженности по возмещению расходов за оплату на транспортные услуги по передвижению подвижного состава на станции отстоя, 598 539 руб. 60 коп. задолженности по возмещению расходов за нахождение вагонов в отстое на железнодорожных путях общего пользования за период с января 2020 года по февраль 2020 года, 73 151 руб. 43 коп. задолженности по оплате оказанных услуг на основании договора субаренды железнодорожного подвижного состава от 16 августа 2019 года N 19-08-95.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2022 года решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2021 года отменено, с ООО "Дантон" в пользу ООО "РейлТрансТехнолоджи" взыскано 1 301 670 руб. 28 коп. - в возмещение убытков, 39 050 руб. 11 коп. - вознаграждения, 13 892 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы, в остальной части иска отказано.
Не согласившись с постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление в части удовлетворения требований о взыскании убытков в размере 1 301 670,28 руб., агентского вознаграждения в размере 39 050,11 руб., государственной пошлины отменить, в указанной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2022 года постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2022 года по делу N А40-160770/2020 в части удовлетворения требований о взыскании убытков в размере 1 301 670,28 руб., агентского вознаграждения в размере 39 050,11 руб., распределения судебных расходов отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела истец просит удовлетворить требования в редакции отмененного постановления Девятого Арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2022 года, так как судом кассационной инстанции не учтены положения п. 5.11 договора о праве истца требовать возмещения расходов с учетом НДС.
Ответчик считает, что право на возмещение расходов могло возникнуть не ранее 12.02.2020 года, так как судом кассационной инстанции установлена дата уведомления 28 января 2020 года, с которой и следует считать 15-дневный срок.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение Арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2021 года в обжалуемой части подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, между ООО "Дантон" (субарендодатель) и ООО "РейлТрансТехнолоджи" (субарендатор) заключен договор субаренды железнодорожного подвижного состава от 16.08.2019 г. N 1908-95, в соответствии с которым субарендодатель обязуется передать субарендатору за плату во временное владение и пользование (субаренду) бывшие в эксплуатации, коммерчески пригодные и технически исправные грузовые вагоны в количестве 250 единиц, имеющие сетевые номера, право выхода и курсирования на путях общего пользования железных дорог Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистан, Республики Узбекистан, стран Балтии и Европейского союза, а также территории Монголии, Китайской Народной Республики, Турецкой Республики и иных стран колеи 1520, исключая зоны военных/боевых действий, маневров или военных предприятий, народных волнений всякого рода или забастовок, а субарендатор обязуется принять это имущество и оплачивать арендную плату в порядке и сроки, установленные договором.
Согласно пункту 5.2 договора, факт передачи вагонов субарендатору и их возврат от субарендатора оформляются соответственно актами приема-передачи вагонов в субаренду (из субаренды), акт приема-передачи вагонов формируется субарендодателем при передаче вагонов в субаренду и при возврате из субаренды по форме приложения N 2 к договору, подписывается сторонами и является неотъемлемой частью договора.
Пунктом 5.7 договора согласовано, что при истечении срока субаренды вагонов, установленного договором, а также при досрочном прекращении договора, субарендатор возвращает субарендодателю вагоны по акту приема- передачи из субаренды технически исправными и коммерчески пригодными под первую погрузку субарендодателя, осуществляемую после возврата вагонов из субаренды, с учетом нормального износа и проведенных ремонтов.
В силу пункта 5.10 договора при этом субарендатор организует за свой счет оформление перевозочных документов, а также оплату провозных платежей, прочих плат и сборов, связанных с отправкой вагонов на станции приема-передачи из субаренды, согласованные с субарендодателем.
В соответствии с пунктом 5.11 договора определено, что датой приема вагонов из субаренды считается дата подписания актов приема-передачи из субаренды, которые подписываются в дату, следующую за датой прибытия порожнего технических исправного и коммерчески пригодного вагона на согласованную станцию приема-передачи, или в дату, следующую за датой выгрузки, в случае передачи вагона на станции выгрузки, или в дату выписки уведомления формы ВУ-36-М, в случае передачи вагонов из субаренды по согласованным станциям проведения ремонта.
При досрочном расторжении/прекращении договора либо после окончания срока действия договора субарендатор обязан передать вагоны субарендодателю не позднее 60 календарный дней после выдачи субарендодателем субарендатору инструкции на вывод вагонов и прекращения договора, субарендодатель должен предоставить субарендатору полные реквизиты, необходимые для отправки вагонов на вывод, в течение 15 календарных дней после окончания срока субаренды либо при досрочном выводе вагонов, а также при досрочном расторжении/прекращении договора - в течение 15 календарных дней с даты получения субарендатором либо субарендодателем уведомления о досрочном расторжении/прекращении договора.
В случае, если по истечении срока предоставления субарендодателем реквизитов на вывод вагонов из субаренды, станции возврата вагонов не будут согласованы сторонами по вине субарендодателя, а равно в случае несоблюдения субарендодателем срока предоставления полных реквизитов на вывод вагонов из субаренды, указанных в пункте 5.11 договора, субарендатор имеет право по своему усмотрению с уведомлением субарендодателя о принятом решении об отправке вагонов, вывести из субаренды:
- на станции отстоя ОАО "РЖД" (железнодорожные пути общего пользования);
- на станции отстоя, принадлежащие иным собственникам (железнодорожные пути необщего пользования).
Датой подписания актов приема-передачи из субаренды в таком случае будет являться дата отправления вагонов на станцию отстоя. В случае не подписания субарендодателем актов приема-передачи в течение 5 дней с даты их получения вагоны считаются принятыми субарендодателем. Все риски, связанные с техническим и/или коммерческим состоянием вагона, переходят на субарендодателя с даты отправления вагонов на станцию отстоя.
Субарендодатель обязан возместить субарендатору все документально подтвержденные расходы, понесенные последним в связи с непредоставлением субарендодателем полных реквизитов на вывод вагонов из субаренды, в том числе:
- расходы по оплате провозных платежей (стоимость ж.д. тарифа) до станций отстоя и расходов по размещению вагонов на путях отстоя;
-расходы по оплате станционных сборов, расходов по подаче/уборке вагонов на/с пути отстоя и иные расходы, связанные с содержанием вагонов на путях отстоя.
Субарендодатель возмещает документально подтвержденные расходы субарендатора за подсыл вагонов на станции отстоя и все расходы за отстой в течение 7 дней с даты получения счета-фактуры, отчета о расходах, подлежащих возмещению, и копий подтверждающих документов, заверенных субарендатором.
Субарендодатель должен оплатить субарендатору вознаграждение за оказанные услуги в размере 3%, в том числе НДС, от суммы документально подтвержденных понесенных расходов.
Договор вступает в силу с даты его подписания и действует до 31 декабря 2020 года, а в части взаиморасчетов - до полного их завершения (пункт 10.1 договора).
Согласно пункту 10.3 договора, до даты фактического возврата вагонов субарендатор обязан уплачивать арендные платежи. Все расходы, связанные с транспортировкой, возвратом вагонов, а также все риски, в том числе риски повреждения и/или вагонов до передачи субарендодателю, несет субарендатор.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2021 года по делу N А40-59158/2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 сентября 2021 года, с ООО "РТТ" в пользу ООО "Дантон" по договору субаренды железнодорожного подвижного состава от 16 августа 2019 года N 19-08-95 взыскано 36 282 598 руб. 50 коп. задолженности, 450 948 руб. 30 коп. пеней.
Судебными актами по делу N А40-59158/2020 установлено, что ООО "Дантон" было направлено ООО "РТТ" уведомление от 28 января 2020 года, согласно которому с 16 января 2020 года договор N 130/ВЭБ-18 аренды железнодорожного транспорта подвижного состава от 28 ноября 2018 года с АО "ВЭБ-лизинг" расторгнут, ввиду чего прекращение договора аренды с собственником вагонов влечет прекращение заключенного в соответствии с ним указанного договора субаренды с ООО "РТТ", в связи с чем, договор прекратил свое действие 16 января 2020 года, поскольку с указанного числа был расторгнут договор аренды с собственником вагонов.
Исковые требования в обжалуемой части мотивированы тем, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по предоставлению реквизитов станций для возврата вагонов (на вывод из субаренды) истец понес убытки на сумму 1 839 841 руб. 57 коп. по возмещению расходов за оплату на транспортные услуги по передвижению подвижного состава на станции отстоя, и включающих согласно расчету истца транспортные расходы в размере 1 378 313,20 руб. и 461 528,37 руб. агентское вознаграждение, что подтверждается представленными актами.
Поскольку инициированный и реализованный досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился в суд с настоящим иском.
В отношении 1 839 841,57 руб.. заявленных как расходы на транспортные услуги на передвижение подвижного состава на станции отстоя и включающих, согласно расчету истца, собственно транспортные расходы в размере 1 378 313,20 руб. и 461 528,37 руб. агентское вознаграждение, требования истца обоснованы подписанными сторонами актами, но подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Вопреки утверждению ответчика, суд кассационной инстанции в постановлении от 20 июля 2022 года не устанавливал 28 января 2020 года (дата направления уведомления ответчика в адрес истца) в качестве даты, с которой следует считать 15-дневный срок, а лишь процитировал установленные судебными актами по делу N А40-59158/2020 обстоятельства.
Повторно ознакомившись с постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года по делу N А40-59158/2020, су3дебная коллегия приходит к следующим выводам.
В деле N А40-59158/2020 установлено, что уведомление от 28.01.2020 г. является повторным (2 абзац стр.5 мотивировочной части постановления Девятого Арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года), в связи с чем уже не может служить датой для исчисления 15-дневного срока.
Не может являться такой датой и 23.12.2019 г. (первоначальное письмо ООО "Дантон", последний абзац стр.4 мотивировочной части постановления Девятого Арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года), поскольку предложенная в нем дата расторжения - 09.01.2020 г. не была принята судом апелляционной инстанции в рамках дела А40-59158/2020.
Устанавливая дату 16 января 2020 года, суд апелляционной инстанции в рамках дела А40-59158/2020 исходил из даты досрочного расторжения договора аренды N 130/ВЭБ-18 от 8.11.2018 г., заключенного между ООО "Дантон" и АО "ВЭБ-лизинг".
Как следует из абзаца 3 стр.5 мотивировочной части постановления Девятого Арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года, именно ООО "Дантон" был расторгнут с 16 января 2020 года договор аренды с собственником вагонов.
Таким образом, надлежащей датой с которой истец имеет право на возмещение в отношении 1 839 841,57 руб.. заявленных как расходы на транспортные услуги на передвижение подвижного состава на станции отстоя и включающих, согласно расчету истца, собственно транспортные расходы в размере 1 378 313,20 руб. и 461 528,37 руб. следует считать 31 января 2020 года ( 16 января 2020 года включительно + 15 календарных дней).
Следовательно, начиная с 31 января 2020 года, понесенные истцом расходы составляют 966 508,80 руб. собственные транспортные расходы и 155 248,48 руб. агентское вознаграждение. Итого: 1 121 757,28 руб. убытков.
Между тем, данная сумма подлежит уменьшению на 20% включенного в состав убытков НДС, так как, вопреки доводам истца, стороны не могут распределять публично-правовую обязанность по уплате налогов в качестве договорного условия.
Соответственно, с ответчика в пользу истца следует взыскать 937 797,73 руб. убытков без НДС.
Требование о взыскании вознаграждения за оказанные услуги в размере 3% представляет собой не убытки, а основное обязательство, в связи с чем при его расчете сумма НДС судом апелляционной инстанции не исключается (966 508,80 руб. + 155 248,48 руб.) х 0,03% = 33 652,72 руб.
Госпошлина, приходящаяся на уменьшение исковых требований в суде первой инстанции, подлежит возврату истцу из бюджета в размере 70%, что в денежном выражении составляет 4 982 руб. (ст.ст. 333., 333.60 НК РФ).
В остальном расходы сторон по оплате госпошлины за рассмотрение иска, апелляционной и кассационной жалоб распределяется пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в результате чего с ответчика в пользу истца следует взыскать 6 349 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 декабря 2021 года по делу N А40- 160770/20 в обжалуемой части отменить.
Взыскать с ООО "Дантон" в пользу ООО "РейлТрансТехнолоджи" 934 797 руб. 73 коп. в возмещение убытков, 33 652 руб. 72 коп. агентского вознаграждения, 6 349 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение иска, апелляционной и кассационной жалоб, в остальной части иска отказать.
Возвратить ООО "РейлТрансТехнолоджи" 4 982 руб. - госпошлины, уплаченной за рассмотрение иска по платежному поручению N 128 от 24.07.2020 из федерального бюджета.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.Н. Янина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160770/2020
Истец: ООО "РЕЙЛТРАНСТЕХНОЛОДЖИ"
Ответчик: ООО "ДАНТОН"
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53456/2022
20.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16115/2022
30.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5975/2022
24.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-160770/20
24.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11800/2021