г. Самара |
|
14 сентября 2022 г. |
Дело N А65-475/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2022.
Полный текст постановления изготовлен 14.09.2022.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании до перерыва:
от индивидуального предпринимателя Умаровой Светланы Мамедовны - Акра Т.Х., представитель по доверенности от 13.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Казань в лице муниципального казенного учреждения "Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.06.2022 по делу N А65-475/2022 по иску индивидуального предпринимателя Умаровой Светланы Мамедовны (ИНН 165915938586, ОГРНИП 304165910500076) к муниципальному образованию город Казань в лице муниципального казенного учреждения "Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (ИНН 1655108871, ОГРН 1061655053976) о взыскании убытков,
третьи лица: акционерное общество "Транспортная карта", Исполнительный комитет муниципального образования города Казани,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Умарова Светлана Мамедовна обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском о взыскании с муниципального образования город Казань в лице муниципального казенного учреждения "Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" убытков в размере 16 202 547 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.06.2022 иск удовлетворен, с муниципального образования город Казань в лице муниципального казенного учреждения "Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" за счет средств казны муниципального образования в пользу индивидуального предпринимателя Умаровой Светланы Мамедовны взыскано 16 202 547 руб. убытков.
Не согласившись с решением суда, муниципальное образование город Казань в лице муниципального казенного учреждения "Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Ссылается на то, что все расчеты и выплаты компенсаций расходов транспортным организациям города Казани, в том числе истцу, в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и по единому месячному детскому социальному проездному билету в 2018, 2019, 2020 годах осуществлялись в соответствии с действующим законодательством.
Считает, что является ненадлежашим ответчиком.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие иных надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, отношения между МКУ "Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" как заказчиком и предпринимателем Умаровой С.М. как перевозчиком урегулированы муниципальным контрактом N 7.2018 от 5 июля 2018 года на выполнение регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г. Казани NN 70, 71 по регулируемым тарифам.
Оказание услуг связано с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, с предоставлением услуг всем категориям граждан, в том числе имеющим право на меры социальной поддержки при проезде на транспорте.
Пунктом 1.3 контракта определено осуществление перевозки пассажиров по маршрутной сети пассажирского транспорта в соответствии с постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 03.03.2016 года N 800 "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом г. Казани" и в соответствии с графиком движения автобусов, трамваев, троллейбусов в рабочие дни, утвержденных приказом МКУ "Комитет по транспорту г. Казани".
Пунктом 2.3 контракта определен источник финансирования: бюджет муниципального образования г. Казани.
Между сторонами муниципального контракта 28 февраля 2018 года, 01 февраля 2019 года и 19 февраля 2020 года подписаны договоры N N 14/2018, 14/2019, 14/2020 (соответственно) о предоставлении в 2018, 2019, 2020 гг. субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта от перевозки отдельных категорий граждан по электронным единым социальным проездным билетам (льготная транспортная карта).
В соответствии с пунктом 1.1 предметом договоров N N 14/2018, 14/2019, 14/2020 явилось предоставление из бюджета г. Казани в 2018, 2019, 2020 гг. предпринимателю Умаровой С.М. субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта от перевозки отдельных категорий граждан по электронным единым именным социальным проездным билетам (льготная транспортная карта) для отдельных категорий граждан на территории РТ (далее по тексту - субсидия) по коду бюджетной классификации расходов бюджета г. Казани:
* код главного распорядителя средств бюджета города Казани 814,
* раздел 10,
* подраздел 03,
* целевая статья 13 4 01 0537 0,
* вид расходов 811, в рамках подпрограммы "Развитие автомобильного, городского электрического транспорта, в том числе метро, на 2014-2020 годы", государственной программы "Развитие транспортной системы РТ" на 2014-2022 годы.
Разделом 2 договоров стороны согласовали размер субсидии, определяемой согласно пункте 2.1 в соответствии с методикой расчета размера компенсаций из бюджета РТ расходов транспортным организациям, в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету, утвержденной постановлением Кабинета Министров РТ от 07.04.2005 N 161.
В рамках исполнения указанных договоров ответчик перечислил истцу субсидии на возмещение недополученных расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта от перевозки отдельных категорий граждан за период 2018-2020 гг. в сумме 14 371 210,33 руб.
Истец считает, что ему подлежат выплате все понесенные им расходы, связанные с перевозкой в соответствии с утвержденными тарифами, в связи с чем просит в рамках настоящего дела взыскать убытки в размере 16 202 547 руб., составляющие разницу между стоимостью перевозки, рассчитанной по тарифу и суммой субсидии полученной ответчиком. В качестве правового основания иска указана статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Признав требования обоснованными, суд первой инстанции иск удовлетворил.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд усматривает наличие оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 14 Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 N 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан" перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров по социальным проездным документам и других пассажиров, пользующихся льготами, а также обслуживание маршрутов по регулируемым тарифам, установленным ниже себестоимости перевозок, возмещаются его расходы, связанные с этими перевозками, из средств соответствующего бюджета.
Порядок определения размера и условия возмещения указанных расходов перевозчика устанавливаются соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан, органами местного самоуправления и оформляются договором на осуществление пассажирских перевозок.
Так, в рамках реализации указанных норм права и прав граждан на проезд транспортном общего пользования в Республике Татарстан принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 N 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан" (далее - Постановление N 161), которым утверждена Методика расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.
Контракты об оказании транспортных услуг и о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов гражданам заключены истцом добровольно на указанных в контрактах условиях, в том числе о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с оказанием указанных услуг.
При этом истец не оспаривает, что в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами и контрактами, заключенными с ответчиком, обязательства бюджета муниципального образования по возмещению расходов истца в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по именным социальным проездным билетам в соответствии с утвержденной Методикой исполнены в полном объеме.
Иные обязательства, связанные с перечислением истцом денежных средств при оказании последним транспортных услуг гражданам по льготным проездным билетам в спорный период, ни договором, ни действующим законодательством не установлены.
Муниципальное образование г. Казани не принимало на себя расходных обязательств, связанных с обеспечением бесплатным проездом на городском транспорте сверх установленного контрактом размера, в связи с чем, оснований для возмещения из средств бюджета городского округа неполученных доходов, у суда первой инстанции не имелось.
Само по себе наличие у ответчика договорного обязательства по компенсации истцу расходов не свидетельствует о возникновении на стороне последнего имущественных потерь вследствие перевозок граждан, что, в свою очередь, исключает возможность их компенсации по правилам пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, доводы истца о возникновении у него убытков по вине ответчика являются несостоятельными. Таким образом, истцом не доказана совокупность условий для наступления гражданско-правовой ответственности в виде убытков, поскольку не доказана противоправность поведения ответчика.
Кроме этого, апелляционный суд считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
В соответствии с Законом Республики Татарстан N 70-ЗРТ от 26.12.2015 "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Республике Татарстан" (принят ГС РТ 23.12.2015) Кабинет Министров Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок утверждает методику расчета и порядок возмещения из средств бюджета Республики Татарстан расходов перевозчиков, связанных с перевозкой пассажиров по социальным проездным документам и других пассажиров, пользующихся льготами, а также обслуживанием межмуниципальных маршрутов по регулируемым тарифам, установленным ниже себестоимости перевозок (статья 3 Закона N 70-ЗРТ).
В соответствии с Законом N 70-ЗРТ, положениями Порядка предоставления субсидий, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Республики Татарстан, следует, что Республика Татарстан, законодательно установив льготы, приняла на себя обязанность по возмещению транспортным предприятиям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств бюджета Республики Татарстан. Другими словами выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте гражданам, относящимся к федеральному регистру льготников, признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Законами о бюджете Республики Татарстан на 2018-2020 гг. N 85-ЗРТ от 30.11.2017, N88-ЗРТ от 21.11.2018, N 92 -ЗРТ от 30.11.2019 денежные средства на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Республики Татарстан предусмотрены Минтрансу.
Соответственно, полномочия по возмещению транспортным предприятиям расходов по перевозке пассажиров по социальным проездным документам и других пассажиров, пользующихся льготами, отнесены к компетенции Минтранса и осуществляются данным органом за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Доказательств того, что выплата компенсаций относится к расходному обязательству муниципального образования, в деле нет.
При этом передача муниципальному образованию полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки ряда лиц не лишает последних возможности в случае необходимости решить на бюджетном уровне вопросы софинансирования льгот, предоставленных отдельным категориям граждан федерального регистра. Однако такие вопросы подлежат разрешению исключительно в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В данном случае иск необоснованно предъявлен к муниципальному образованию и удовлетворен за счет средств казны последнего, что противоречит вышеприведенным нормам права.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое при неправильном применении норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
Судебные расходы по оплате госпошлины подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и взысканию с истца в доход федерального бюджета в связи с отсрочкой уплаты госпошлины за рассмотрение иска, в связи с отказом в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.06.2022 по делу N А65-475/2022 отменить, принять новый судебный акт.
В иске отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Умаровой Светланы Мамедовны (ИНН 165915938586, ОГРНИП 304165910500076) в федеральный бюджет 104 013 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-475/2022
Истец: ИП Умарова Светлана Мамедовна, ИП Умарова Светлана Мамедовна, г.Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Комитет по транспорту Испонительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань
Третье лицо: АО "Транспортная карта", Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд