город Томск |
|
14 сентября 2022 г. |
Дело N А27-19033/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудряшевой Е.В.,
судей Иванова О.А.,
Иващенко А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиной Е.Б., с использованием средств аудиозаписи, в режиме веб-конференции, рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Авто НК" (N 07АП-7510/2022(1)) на определение от 08.07.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19033/2021 (судья - Вайцель В.А.) о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Авто" (ОГРН 1134253003873, ИНН 4253015277, юридический адрес: 654038, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Автотранспортная, д. 35-А, корп. 4), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Авто НК", город Новокузнецк Кемеровской области об установлении размера требований и их включении в реестр требований кредиторов должника.
В судебном заседании приняли участие:
от ООО "Аварнард-Авто НК": Савинков М.Е. по доверенности от 01.07.2022 (сроком на три месяца);
от ООО "Регион 42": Поткин В.Н. по доверенности от 22.11.2021;
от ООО "Кузбасский Деловой Союз": Глебова А.С. по доверенности от 10.01.2022.
Суд
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.12.2021 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Авто" (далее - ООО "Авангард-Авто", должник) введена процедура банкротства наблюдение, временным управляющим утвержден Колеров Владимир Владимирович.
Определением от 31.01.2022 принято к производству заявление общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Авто НК" (далее - ООО "Авангард-Авто НК") об установлении размера требований и включении их в реестр требований кредиторов, просил включить в реестр требований кредиторов должника 69 051 475,34 рублей.
В ходе судебного разбирательства кредитором заявлено об уменьшении суммы требований до 60 701 475, 34 рублей. Уточнения приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 08.07.2022 (резолютивная часть от 06.07.2022) Арбитражный суд Новосибирской области удовлетворил заявление частично. Признал требования ООО "Авангард-Авто НК" в сумме 44 820 475, 34 рублей долга подлежащими удовлетворению в очередности, предшествующей распределению ликвидационной квоты должника, отказал в удовлетворении заявления в остальной части.
Решением от 04.08.2022 (резолютивная часть от 03.08.2022) ООО "Авангард-Авто" признано банкротом и открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Не согласившись с определением от 08.07.2022, ООО "Авангард-Авто НК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части понижения требований и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств по делу, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что в период с 21.01.2022 по настоящее время признаки аффилированности с должником отсутствуют, а сделка на основании которой заявлялось требования о включении в реестр, заключалась на рыночных условиях. Не доказано, что ООО "Авангард-Авто НК" могло знать о финансовом состоянии должника. Считает, что требования в размере 44 820 475,34 рублей должны быть включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
До судебного заседания в порядке статьи 262 АПК РФ поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых ООО "Кузбасский Деловой Союз" просит оставить судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители ООО "Регион 42" и ООО "Кузбасский Деловой Союз" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и в процессе о банкротстве, не обеспечившие личное участие и явку своих представителей в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем, суд апелляционной инстанции на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, при непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений против проверки судебного акта в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило, возражения относительно обоснованности требования не заявлены.
Поэтому в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое определение проверено лишь в части понижения требования в размере 44 820 475, 34 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Как установил суд первой инстанции, 01.10.2017 между ООО "Авангард-Авто НК" (арендодатель) и ООО "Авангард-Авто" (арендатор) заключен договор аренды транспортного средства без экипажа N 01, согласно которому арендодатель за плату предоставляет арендатору транспорт во временное владение и пользование транспортные средства, согласно приложению N1 к договору, а арендатор обязуется принять технику и уплатить арендодателю арендную плату.
Стороны договорились, что началом и окончанием срока аренды, подлежащего оплате, являются даты подписания актов приема-передачи техники (пункт 1.4 договора).
В подтверждение исполнения условий договора аренды N 1 от 01.10.2017, кредитор представил УПД за период с 30.06.2020 по 31.12.2021 (л. д. 12-31, том 7), а также акты приемки оказанных услуг за тот же период (л. д. 32-50, том 7).
Кроме того, ООО "Авангард-Авто НК" представлены путевые листы за заявленные периоды, подписанные должником.
Договор аренды N 1 от 01.10.2017 соответствует обычной хозяйственной деятельности должника и его основному виду деятельности, отраженному в ЕГРЮЛ (деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта).
Должник регулярно вносил плату по договору, что подтверждается платежными поручениями за период с января 2017 года по декабрь 2021 года, допуская просрочки оплаты, начиная с 2019 года, которые достигали до шести месяцев в 2021 году (30.06.2022 15:20).
Переданные в аренду транспортные средства находились в собственности ООО "Авангард-Авто НК", что подтверждается копиями ПТС (12.05.2022 10:53).
Переданные в аренду транспортные средства находились в лизинге у ООО "Авангард-Авто НК" по договорам, заключенным с ООО "КФЛ". При этом ПТС содержат соответствующие ссылки на договоры лизинга, что позволяет идентифицировать лизингополучателя.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2.1 договора аренды N 1 арендодатель ООО "Авангард-Авто НК" обязан был страховать автобусы от рисков утраты (гибели) и/или повреждения, данный вид страхования относиться к добровольному виду страхования, и не может быть отражен в полисе ОСАГО.
При этом страхование ОСАГО в обязанности ООО "Авангард-Авто НК" в соответствии с условиями договора аренды не входило и осуществлялось арендатором - ООО "Авангард-Авто", что не противоречит требованиям действующего законодательства.
При этом, арендная плата начислялась исключительно за то время, которое арендуемые транспортные средства фактически были использованы должником.
В том случае если транспортные средства использованы не были вне зависимости от причин этого (нахождение в ремонте, отсутствие заказов у должника и пр.) арендная плата не начислялась и не взымалась вообще.
Указанное согласуется с условиями договора, в соответствии с пунктом 3.1. которого размер арендной платы за каждую единицу техники устанавливается в Приложении N 1 к настоящему договору и рассчитывается ежемесячно исходя из фактического количества часов пользования техникой в течение календарного месяца.
Начисление платы было произведено в соответствии с пунктом 3.1. договора N 1 от 01.10.2017, то есть исходя из количества часов фактического пользования автотранспортными средствами (некоторый автотранспорт не использовался в том или ином календарном месяце; количество часов пользования другими единицами автотранспорта разнится от месяца к месяцу, что соответствует характеру и интенсивности деятельности должника).
Исключение составляют акты оказанных услуг по аренде за апрель 2021 года, май 2021 года и июнь 2021 года.
В соответствии с указанными актами все поименованные в Приложении к договору N 1 единицы автотранспорта использовались в данном периоде непрерывно в течение 24 часов 30/31 дней в месяц, включая даже тот автотранспорт, который, хоть и был поименован в договоре N 1, но за весь период его действия никогда не использовался арендатором.
02.03.2022 в материалы дела представлены копии путевых листов за период с 01.04.2021 по 30.06.2021, согласно которым фактически транспортные средства использовались в апреле 2021 года - 4 333,5 часа, в мае 2021 года - 4 217 часов, в июне 2021 года - 3 768,5 часа.
С учетом единой арендной платы за 1 час использования автотранспорта в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, величина арендной платы составляет: за апрель 2021 года: 4 333,5 часа * 1000 руб/час = 4 333 500 рублей, за май 2021 года: 4 217 часов * 1000 руб/час = 4 217 000 рублей, за июнь 2021 года: 3 768,5 часа * 1000 руб/час = 3 768 500 рублей.
Поэтому суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер подтвержденных первичными документами требований ООО "Авангард-Авто НК" к ООО "Авангард-Авто" составляет 44 820 475, 34 рублей. Однако вследствие аффилированности ООО "Авангард-Авто НК" и ООО "Авангард-Авто", которое повлекло предоставление компенсационного финансирования, отнес требование к подлежащему удовлетворению очередности, предшествующей распределению ликвидационной квоты.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев обособленный спор и оценив представленные в дело доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 223 АПК РФ, пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам АПК РФ с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
В соответствии с частью 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии с положениями статьи 100 Закона о банкротстве, разъяснениями, изложенными в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35), проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. Установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Во избежание создания искусственной задолженности в реестре требований кредиторов суд должен осуществлять проверку, следуя принципу установления достаточных доказательств наличия или отсутствия задолженности должника.
Целью такой проверки является установление обоснованности долга и недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также самого должника.
Давая оценку доводам ООО "Авангард-Авто НК" об отсутствии аффилированности с должником, отсутствия у него осведомленности о финансовом состоянии должника, судебная коллегия исходит из следующего.
Контролирующими считаются физические или юридические лица, имеющие либо имевшие не более чем за три года, предшествующие возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий (статья 61.10 Закона о банкротстве).
Согласно выработанной в судебной практике позиции при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве должника применяется повышенный стандарт доказывания, а при их аффилированности еще более строгий стандарт доказывания (определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2018 N 305- ЭС18-413, от 07.06.2018 N 305-ЭС16-20992(3)).
Согласно позиции Верховного суда, изложенной в Обзоре судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффлированных с ним лиц от 29.01.2020, контролирующее лицо, которое пытается вернуть подконтрольное общество, пребывающее в состоянии имущественного кризиса, к нормальной предпринимательской деятельности посредством предоставления данному обществу финансирования (далее - компенсационное финансирование), в частности, с использованием конструкции договора займа, то есть избравшее модель поведения, отличную от предписанной Законом о банкротстве, принимает на себя все связанные с этим риски, в том числе риск утраты компенсационного финансирования на случай объективного банкротства. Данные риски не могут перекладываться на других кредиторов (пункт 1 статьи 2 ГК РФ).
Таким образом, при банкротстве требование о возврате компенсационного финансирования не может быть противопоставлено их требованиям - оно подлежит удовлетворению после погашения требований, указанных в пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве, но приоритетно по отношению к требованиям лиц, получающих имущество должника по правилам пункта 1 статьи 148 Закона о банкротстве и пункта 8 статьи 63 ГК РФ (далее - очередность, предшествующая распределению ликвидационной квоты).
Правовые подходы, касающиеся очередности удовлетворения требования контролирующего лица, изложенные в настоящем обзоре, применимы и в ситуации, когда финансирование предоставляется несколькими аффилированными по отношению друг к другу лицами, в отдельности не контролирующими должника, но в совокупности имеющими возможность влиять на должника так же, как контролирующее лицо, если только они не докажут, что у каждого из них были собственные разумные экономические причины предоставления финансирования, отличные от мотивов предоставления компенсационного финансирования, то есть, они действовали самостоятельно в отсутствие соглашения между ними, а их поведение не являлось скоординированным (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
ООО "Авангард-Авто НК" зарегистрировано 01.08.2017, учредителем является Корюков Ефим Витальевич с долей 50%, который вышел из состава участников 21.01.2022.
ООО "Авангар-Авто" зарегистрировано 13.06.2013, генеральным директором с 24.08.2017 по настоящее время является Корюков Е.В., а с 30.08.2018 по настоящее время учредителем общества с уставной долей 100%.
Таким образом, на момент заключения договора аренды N 1 от 01.10.2017, в период его действия, а также на дату возбуждения производства по делу о банкротстве должника и введения в отношении него первой процедуры банкротства, ООО "Авангард-Авто НК" являлось аффилированным с ООО "Авангар-Авто" лицом через Корюкова Е.В.
При этом, ООО "Авангард-Авто НК" через руководителя должника Корюкова Е.В. контролировало деятельность ООО "Авангар-Авто" и могло влиять на принимаемые обществом решения.
В период аффилированности обществ формируется задолженность по договору аренды N 1 от 01.10.2017, заявленная к установлению в реестр требований кредиторов.
В рассматриваемый периоды времени, начиная с 2019 года, должник испытывает финансовые затруднения, о чем свидетельствует отрицательный результат деятельности, наличие непогашенной кредиторской задолженности.
Так, согласно сведениям, находящимся в открытых источниках, в том числе "Контур Фокус" чистая прибыль за 2019 год - 9 000 рублей 2020 год- 10 000 рублей, в то время как за 2017 год - 3 290 000 млн. рублей, за 2018 год- 3 477 000 млн. рублей.
Кредиторская задолженность за 2018 год составила 12 936 млн. рублей, за 2019 год - 34 419 млн. рублей, 2020 год - 84 999 млн. рублей.
Таким образом, уже с 2019 года аффилированному должнику лицу - ООО "Авангард-Авто НК" было известно о неудовлетворительном финансовом состоянии должника. То есть обязательства ООО "Авангар-Авто" перед аффилированным с ним кредитором возникли и наращивались в период имущественного кризиса должника. При этом, ООО "Авангард-Авто НК", не смотря на значительные периоды просрочки оплаты не принимало мер по истребованию задолженности в судебном порядке.
ООО "Авангард-Авто НК" обратилось с требованием к должнику лишь в процедуре банкротства в рамках настоящего дела. Тогда как размер предъявляемых к установлению требований существенно превышает размер требований независимых кредиторов.
Должник с 2019 года находился в имущественном кризисе, ООО "Авангард-Авто НК", являясь аффилированным лицом, не могло не знать о подобном финансовом положении должника, принимало меры по поддержке общества путем предоставления имущества в аренду без получения встречного исполнения.
Помимо прочего, переданные в аренду должнику ТС находились у ООО "Авангард-Авто НК" в лизинге, платежи по которому кредитор вносил, в том числе, за счет сдачи имущества в аренду ООО "Авангар-Авто" по договору от 01.10.2017.
Указанное свидетельствует об организации деятельности двух аффилированных обществ (ООО "Авангард-Авто НК" и ООО "Авангард-Авто") таким образом, что у ООО "Авангард-Авто НК" аккумулировались активы в виде транспортных средств, а ООО "Авангар-Авто" осуществляло фактическую деятельность по перевозкам, неся риск убыточности такой деятельности, что в последующем и могло привести к банкротству общества.
Таким образом, ООО "Авангард-Авто НК" и ООО "Авангард-Авто" входили в одну группу компаний, что, безусловно, свидетельствует о наличии взаимозависимости финансового состояния обществ от деятельности друг друга и исключает стандартный подход к оценке взаимных обязательств.
С учетом аффилированности должника и ООО "Авангард-Авто НК", предоставление имущества в аренду без требования оплаты может свидетельствовать о предоставлении должнику финансирования в индивидуальном порядке.
Выход Корюкова Е.В. из состава участников ООО "Авангард-Авто НК" лишь 21.01.2022., то есть после возбуждения дела о банкротстве должника и введения процедуры наблюдения (13.12.2021), свидетельствует о сохранении у кредитора интереса по осуществлению контроля над процедурой банкротства ООО "Авангар-Авто" и его деятельностью в целом, что подтверждает доводы возражающих кредиторов о сохранении у сторон признаков аффилированности.
Так как ООО "Авангард-Авто НК" аффилировано по отношению к должнику, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что его требование подлежит удовлетворению в очередности, предшествующей распределению ликвидационной квоты.
В части отказа во включении требований в размере 15 881 000 рублей апелляционная жалоба не содержит доводов.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 08.07.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19033/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Авто НК" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанное усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Е.В. Кудряшева |
Судьи |
О.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19033/2021
Должник: ООО "Авангард-Авто"
Кредитор: Ахтямова Марина Владимировна, Гудников Александр Евгеньевич, Колесниченко Алексей Витальевич, Королев Александр Васильевич, общество с ограниченной отвественностью "Исток", ООО "Авангард-Авто НК", ООО "ГСМ-Сибирь", ООО "Кузбасский деловой союз", ООО "КузбассФинансЛизинг", ООО "Нафта+", ООО "Регион 42", ООО "СибАвтоИмпорт", ООО "Теотранс", ООО "ТРАНС-СЕРВИС", ООО "Экологические технологии", ООО Сеть магазинов "Дальнобойщик", ООО ЦКТ "ХЁНДЭ", Спирин Сергей Викторович
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", АССОЦИАЦИЯ "УРАЛО-СИБИРСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", Колеров Владимир Владимирович