г. Чита |
|
16 сентября 2022 г. |
Дело N А58-8890/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Сидоренко В. А., Антоновой О. П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2022 года по делу N А58-8890/2021 по заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435972500, ОГРН 1131400001545) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) о признании недействительным предписания от 06.09.2021 N 08-02-861-21 об устранении нарушений жилищного законодательства,
с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)" - общества с ограниченной ответственностью "Сахастройсервис" (ИНН 1435188078, ОГРН 1071435009150), общества с ограниченной ответственностью "АЖИК" (ИНН 1435327807, ОГРН 1171447016817),
при участии в судебном заседании:
от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)": Барашков Н.П.- представитель по доверенности от 19.08.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)" (далее - заявитель, НКО "ФКР", Фонд, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - ответчик, Управление, УГСЖН) о признании недействительным предписания от 06.09.2021 N 08-02-861-21 об устранении нарушений жилищного законодательства.
Определением суда от 10.01.2022 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)": общество с ограниченной ответственностью "Сахастройсервис" (далее - ООО "Сахастройсервис"), общество с ограниченной ответственностью "АЖИК" (ООО "АЖИК").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2022 года по делу N А58-8890/2021 в удовлетворении заявленных требований некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)" к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании недействительным предписания от 06.09.2019 N 08-02-861-21 об устранении нарушений жилищного законодательства отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2022 года по делу N А58-8890/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует постановлению Правительства РФ N 1636 от 27.12.1997. В данном случае материалы, примененные в капитальном ремонте, имеют регламентацию, крепежные изделия регулируются государственными стандартами ГОСТ, то есть материалы не являются новыми и техническое свидетельство не требуется.
Кроме того указывает, что предписание нарушает право Фонда производить капитальный ремонт многоквартирных домов в соответствии с региональной программой, согласно которого утвержден план финансирования, адреса домов, подготовлены проектные документации. Запрет и ограничение на использование материалов приведет к нарушению ст. 17 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещается ограничение и устранение конкуренции, что в этом случае и произойдет ООО "Термолэнд" будет являться единственным поставщиком материалов.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором Управление выводы суда первой инстанции поддержало, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица направили отзывы, в которых апелляционную жалобу поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.07.2022.
Ответчик, третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель заявителя в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.08.2021 Управлением издан приказ N 01-09-3051-21 о проведении внеплановой выездной документарной проверки в отношении НКО "ФКР" в срок с 10.08.2021 до 06.08.2021 с целью контроля качества выполненных работ по капитальному ремонту фасада многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Якутск, ул. Автодорожная, д. 40/6, 40/7 на основании обращения директора ООО "Термолэнд", поступившего 20.07.2021 за вх. N 5348 (том 1 л.д. 145-152).
09.08.2021 Управлением вынесено уведомление N 08-04-1734-21 о необходимости предоставления пакета документов и их истребовании у НКО "ФКР" (том 1 л.д. 143).
30.08.2021 Управлением вынесено уведомление о проведении обследования и обеспечении доступа по адресам: город Якутск, ул. Автодорожная, д. 40/6, 40/7, в отношении которых проведен капитальный ремонт, 31.08.2021 с 15-30 час. (том 1 л.д. 140).
06.09.2021 по результатам проведенной проверки должностным лицом Управления составлен акт проверки N 08-01-1736-21, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения:
по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Автодорожная, д. 40/6 - при визуальном осмотре демонтированного участка фасада данного многоквартирного дома, установлено, что крепления фасадных панелей выполнены саморезами с хромированным покрытием (длина 155 мм, диаметр 5 мм), толщина фасадных панелей 80 мм., глубина участка крепления самореза к бетону составляет 75 мм., что не соответствует требованию проектной документации - лист 12, шифр: 717-20-КР-А40К6 (глубина участка крепления саморезов к бетону должна быть не меньше 80 мм.); количество вентиляционных каналов в одной панели 5 штук, поперечная длина одного вентиляционного канала 44 мм, а также ширина 19 мм., продольная длина примененной фасадной панели составляет 2 330 мм, а также ширина 1185 мм., крепления горизонтальных и вертикальных декоративных профилей к фасадной панели выполнены из заклепок, крепления элементов обрамления оконного проема выполнены саморезами, что не соответствует листу 12 проектной документации шифр: 717-20-КР-А40К6, для крепления верхнего откоса оконных проемов к фасадной панели должны быть применены крепления из заклепки с размером 4,0х10 мм, шаг 300 мм., кроме того, крепления саморезами верхних откосов выполнены частично, а именно по 1-3 штуки крепления в одном оконном проеме, что не соответствует проектной документации (над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов, в расстоянии 200 мм должны быть установлены крепления фасадных панелей);
по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Автодорожная, д. 40/7 - крепления фасадных панелей выполнены саморезами из оцинкованной стали (длина 155 мм, диаметр 5 мм), при проведении осмотра изъят образец примененного материала толщиной фасадных панелей 78 мм., исходя из размеров толщины примененных фасадных панелей, глубина участка крепления самореза к бетону составляет 77 мм. что не соответствует требованию проектной документации (лист 11, шифр: 717-20-КР-А40К7 - глубина участка крепления саморезов к бетону должна быть не меньше 80 мм); количество вентиляционных каналов в одной панели 11 штук.; поперечная длина одного вентиляционного канала 44 мм, а также ширина 19 мм.; продольная длина примененной фасадной панели составляет 2 800 мм, а также ширина 1193 мм.; крепления горизонтальных и вертикальных декоративных профилей к фасадной панели выполнены из заклепок; крепления элементов обрамления оконного проема выполнены саморезами, что не соответствует проектной документации (лист 12 проектной документации, шифр: 717-20-КР-А40К7 - для крепления верхнего откоса оконных проемов к фасадной панели должны быть применены крепления из заклепки с размером 4,0х10 мм, шаг 300 мм.); визуальным осмотром установлено отсутствие использования данного материала; крепления саморезами верхних откосов выполнены частично, а именно по 1-3 штуки крепления в одном оконном проеме, что не соответствует проектной документации (над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов, в расстоянии 200 мм должны быть установлены крепления фасадных панелей);
в ходе проведения документарной проверки установлено - при выполнении работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 40/6, расположенного по ул. Автодорожная, г. Якутск, применены материалы для обшивки общей площади фасада здания: панели металлические трехслойные стеновые с утеплителем из минераловатных плит от изготовителя ООО "Металл Престиж", сертификат соответствия N 04ИДЮ13.RU.С00172, представлен сертификат соответствия N РОСС RU31675.04ПБК0.Н00187 о подтверждении, что панели металлические трехслойные стеновые из минераловатных плит, выпускаемые по ТУ 5284-571-39124899-2014 от 26.12.2014, соответствует требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасности, по вышеуказанным сертификатам соответствия, отсутствуют протокола испытаний; саморезы марки FIXANT для сэндвич-панелей от изготовителя "INN SINN ENTERPRISE CO., LTD", сертификат соответствия N РОСС TW.AM04.Н00456.19;
при выполнении работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 40/7, расположенного по ул. Автодорожная, г. Якутск, применены материалы для обшивки общей площади фасада здания: панели фасадные теплоизоляционные "ТехноПан" от изготовителя ООО "ТехноПан", сертификат соответствия N PCK RU.ПР.00759; саморезы марки FIXANT для сэндвич-панелей от изготовителя "INN SINN ENTERPRISE CO., LTD", сертификат соответствия N РОСС TW.AM04.Н00456.19, представлен протокол испытаний от 15.06.2021 N 15АО, выданный от АО "ЯкутПНИИС", в соответствии с которым заказчиком представлены образцы саморезов FIXANT для сэндвич-панелей - FCC 6,3х155 мм с EPDM шайбой в количестве 15 шт., то есть диаметр представленных образцов (саморезов) не соответствует диаметру фактически примененных материалов, поскольку крепления фасадных панелей выполнены саморезами из оцинкованной стали с диаметром 5 мм.; вышеуказанные сертификаты соответствия отсутствуют в едином реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии (официальный сайт ФГИС Росаккредитации, по адресу: www.fsa.gov.ru, отсутствует информация о выдаче компании ООО "Металл Престиж", ООО "ТехноПан" и ООО "Фиксант" сертификатов соответствия), тем самым проверкой установлено, что при использовании фасадных панелей ООО "МЕТАЛЛ ПРЕСТИЖ", ООО "ТехноПан" и саморезов марки FIXANT не соблюдены требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях, указанные в статье 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", допущены нарушения пункта 4 части 2 статьи 28 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС (Я) от 24.06.2013 З N 1330-IV), пунктов 9.1, 9.4, 9.5 части 9 СП 48.13330.2019, выразившиеся в не обеспечении контроля качества выполнения работ подрядными организациями региональным оператором.
06.09.2022 НКО "ФКР" выдано предписание N 08-02-861-21, которым предписано в срок до 21.12.2021:
произвести работы по устранению выявленных нарушений в соответствии требованиям пунктов 3, 4 Постановления Правительства РФ от 27.12.1997 N 1636 "О Правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве", а также в соответствии статьи 87 и статьи 145 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (нарушение - применены фасадные панели ООО "МЕТАЛЛ ПРЕСТИЖ", ООО "ТехноПан" и саморезы по бетону марки FIXANT, не имеющие технического свидетельства из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации);
выполнить работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 40/6, расположенного по ул. Автодорожная, г. Якутск, в соответствии требованиям проектно- сметной документацией (нарушение - глубина участка крепления саморезов к бетону составляет 75 мм., должна быть не меньше 80 мм.; для крепления верхнего откоса оконных проемов к фасадной панели должны быть применены крепления из заклепки с размером 4,0х10 мм, шаг 300 мм., крепления не использованы, крепления саморезами верхних откосов выполнены частично по 1-3 штуки крепления в каждом оконном проеме, над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов, в расстоянии 200 мм должны быть установлены крепления фасадных панелей - работы не выполнены);
выполнить работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома N 40/7, расположенного по ул. Автодорожная, г. Якутск, в соответствии требованиям проектносметной документацией (нарушение - глубина участка крепления саморезов к бетону составляет 77 мм., должна быть не меньше 80 мм.; для крепления верхнего откоса оконных проемов к фасадной панели должны быть применены крепления из заклепки с размером 4,0х10 мм, шаг 300 мм., крепления не использованы, крепления саморезами верхних откосов выполнены частично по 1-3 штуки крепления в каждом оконном проеме, над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов, над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов, в расстоянии 200 мм должны быть установлены крепления фасадных панелей - работы не выполнены).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного надзора по итогам проведенных в отношении Фонда как Регионального оператора, внеплановых выездных проверок в рамках регионального государственного жилищного надзора на основании поступившего обращения. Оспариваемое предписание вынесено Управлением в пределах предоставленных полномочий.
Нарушений требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при проведении указанной проверки судом первой инстанции не установлено.
Относительно соответствия содержания предписания требованиям законодательства, суд первой инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что Управлением в ходе проведения проверки выявлены нарушения пунктов 2, 4 части 2 статьи 28 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС (Я) от 24.06.2013 З N 1330-IV), пунктов 3, 4 Постановления Правительства РФ от 27.12.1997 N 1636; статьи 87 и 145 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ; статьи 3 и 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384- ФЗ, пунктов 9.1, 9.4, 9.5 части 9 СП 48.13330.2019, требований проектной документации (шифр: 717-20-КР-А40К6 разработанного НКО "ФКР МКД РС (Я)", пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ, в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Пунктом 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ на регионального оператора возложена обязанность контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ перед собственниками помещений в многоквартирном доме региональный оператор несет ответственность за качество выполненных работ подрядными организациями, привлеченными им, в течение не менее 5 лет с момента подписания акта приемки оказанных и выполненных работ.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
Из системного толкования положений приведенных норм следует, что ответственность регионального оператора обусловлена фактом ненадлежащего исполнения подрядчиком, привлеченным региональным оператором, работ по капитальному ремонту.
Региональным оператором проведен электронный аукцион на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, по итогам которого победителем признано ООО "Сазхастройсервис", 07.02.2021 между заявителем и ООО "Сахастройсервис" на основании протокола проведения электронного аукциона от 26.01.2021 N ППАРТС214А200161 заключен договор N РТС214А200161(Д) на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора подрядчик (ООО "Сахастройсервис") принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, дом 40, корп.6, дом 40, корп. 7 - утепление и ремонт фасада, стыков полносборных зданий, ремонт балконов, лоджий, входных крылец с установкой пандусов (при наличии технической возможности такой установки) и козырьков над входами в подъезды, ремонт или замена входных наружных дверей, окон и балконных дверей в местах общего пользования в сроки, установленные договором; работы по капитальному ремонту общего имущества в МКД должны быть выполнены в соответствии с Техническим заданием, проектно-сметной документацией (при наличии), являющимися неотъемлемой частью договора.
В соответствии с пунктом 4.1 договора выполнение подрядчиком работ по договору осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, проектно-сметной документацией, графиком выполнения работ (Приложение N 4), строительными нормами, правилами, строительными регламентами, действующим законодательством в области строительства.
Пунктом 6.3 договора предусмотрено, что Заказчик (НО "ФКР") обязан обеспечить организацию строительного контроля в течение всего периода производства работ по договору.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства (статья 53 ГрКРФ).
Порядок проведения строительного контроля установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, согласно которому строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов; в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов; г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов; е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
На территории Республики Саха (Якутия) действует Закон от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Саха (Якутия)", который регулирует отношения, связанные с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Саха (Якутия)", региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств. При этом региональный оператор обеспечивает обязательный учет средств, заимствованных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме из фондов капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, сроков и условий возврата таких заимствований.
В силу пунктов 3, 4 части 2 указанной статьи Закона от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N 1636 утверждены Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве, в соответствии с которыми установлено, что новые, в том числе ввозимые из-за рубежа, материалы, изделия, конструкции и технологии, требования к которым не регламентированы действующими строительными нормами и правилами, государственными стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами, могут применяться в строительстве (в том числе реконструкции, расширении, техническом перевооружении и ремонте зданий и сооружений) после подтверждения их пригодности для применения в условиях строительства и эксплуатации объектов на территории Российской Федерации.
В силу пунктов 3, 4, 5 указанных Правил пригодность новой продукции подтверждается техническим свидетельством Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации (далее именуется - техническое свидетельство).
Техническое свидетельство является документом, разрешающим применение в строительстве на территории Российской Федерации новой продукции при условии ее соответствия приведенным в свидетельстве требованиям.
Техническое свидетельство выдается с учетом обязательных требований строительных, санитарных, пожарных, промышленных, экологических, а также других норм безопасности, утвержденных в соответствии с действующим законодательством.
Не требует проверки и подтверждения пригодности новая продукция, запроектированная в полном соответствии с действующими строительными нормами и правилами, а также разработанная и поставляемая в соответствии с государственными стандартами.
Обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям ст. 145 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.
Как установлено в части 4 статьи 145 Федерального закона N 123-ФЗ, обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащими требования к отдельным видам продукции.
Частью 7 данной статьи предусмотрено, что продукция, соответствие требованиям пожарной безопасности которой подтверждено в установленном настоящим Федеральным законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Если к продукции предъявляются требования различных технических регламентов, то знак обращения на рынке проставляется только после подтверждения соответствия этой продукции требованиям соответствующих технических регламентов.
Согласно части 8 статьи 145 Федерального закона N 123-ФЗ, знак обращения на рынке применяется изготовителями (продавцами) на основании сертификата соответствия или декларации соответствия. Знак обращения на рынке проставляется на продукции и (или) на ее упаковке (таре), а также в сопроводительной технической документации, поступающей к потребителю при реализации.
В силу статьи 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В соответствии с частью 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (часть 2 статьи 53 ГрК РФ).
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
Пунктами 9.1, 9.4, 9.5 "СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр) предусмотрено, что участники строительства - лицо, осуществляющее строительство, застройщик (технический заказчик) - обязаны осуществлять строительный контроль (входной, операционный, приемочный), предусмотренный в [2], с целью оценки соответствия строительно-монтажных работ, возводимых конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания и сооружения требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации.
Застройщик (технический заказчик) осуществляет контроль полноты строительного контроля, проводимого лицом, осуществляющим строительство.
Застройщик (технический заказчик) в составе строительного контроля выполняет, в том числе входной контроль проектной документации; входной контроль рабочей документации; верификационный (выборочный) операционный контроль в ходе выполнения строительно-монтажных работ, включая записи в соответствующем разделе общего журнала работ.
Следовательно, строительный контроль должен осуществляться на соответствие как рабочей, так и проектной документации.
Судом первой инстанции установлено, что проектными документациями "Капитальный ремонт фасадов многоквартирного дома по адресу: г. Якутск, ул. Автодорожная, 40/6 и 40/7", лист 12, шифр: 717-20-КРА40К6 предусмотрено, что глубина участка крепления саморезов к бетону должна быть не меньше 80 мм., между тем, подрядчиком выполнены работы, где глубина участка крепления самореза к бетону составляет 75 и 78 мм, для крепления верхнего откоса оконных проемов к фасадной панели должны быть применены крепления из заклепки с размером 4,0х10 мм, шаг 300 мм., между тем данный материал не использован подрядчиком при выполнении работ; над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов, в расстоянии 200 мм должны быть установлены крепления фасадных панелей, между тем, крепления не установлены.
Фактически при строительстве объекта подрядчиком использованы материалы, и выполнены работы, не соответствующие проектной документации.
Таким образом, использование при осуществлении капитального строительства материалов, отличных от материалов, предусмотренных проектной документацией, без внесения соответствующих изменений в проектную документацию и получения положительного заключения по итогам проведения государственной экспертизы недопустимо.
Кроме того, проверкой установлено, что предоставленные при проведении проверки сертификаты соответствия на фасадные панели - металлическая трехслойная стеновая с утеплением из минераловатных плит от изготовителя ООО "Металл Престиж" (сертификат соответствия N 04 ИДЮ13.RU.С00172, и сертификат соответствия N РОСС RU31675.04 ПБК0.Н00187) не относятся к смонтированным панелям, то есть при монтаже фасадных панелей использованы панели, не имеющие сертификаты соответствия, использованные при монтаже саморезы не имеют технического свидетельства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Основная цель капитального ремонта заключается в замене и восстановлении отдельных частей или целых конструктивных элементов и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, а также в устранении в необходимых случаях последствий морального износа конструкций и проведении работ по повышению уровня благоустройства. Состав работ при капитальном ремонте должен быть таким, чтобы после его проведения здание полностью удовлетворяло всем эксплуатационным требованиям. При этом перечень и объем работ, как и закладываемые на выполнение ремонта денежные средства, определялись Фондом, как региональным оператором, в том числе в Техническом задании, проектной документации, договоре подряда.
На региональном операторе лежит обязанность на основе собранных жителями денежных средств произвести капитальный ремонт таким образом, чтобы имел место необходимый эффект и именно региональный оператор должен контролировать качество и сроки выполнения работ, осуществить приемку выполненных работ.
В рассматриваемом случае требования предписания обусловлены необходимостью устранения выявленных недостатков, а именно исключить использование материалов, не отвечающих проектной документации. Предписанием обязанность по устранению недостатков работ возложена не на подрядчика, а на Фонд как на регионального оператора.
Установив вышеназванные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Фондом требований законодательства, Управление в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обязана была выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание соответствует целям и задачам, направленным на защиту прав потребителей, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, и не нарушает прав и законных интересов Фонда в сфере экономической деятельности, возлагает на заявителя предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления деятельности.
Предписание является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанное предписание нарушает право Фонда производить капитальный ремонт, подлежат отклонению, поскольку заявитель в данном случае не лишен возможности обратиться к ООО "Сахастройсервис" с заявлением об устранении некачественно выполненных работ, а при отказе признать факт ненадлежащего или некачественного выполнения работы, принять необходимые меры.
Доводы ООО "Сахастройсервис" о возможности применения аналогов материалов, приведенные также в апелляционной жалобе, рассмотрены и отклонены судом первой инстанции, как не имеющие правового значения при отсутствии технических свидетельств на указанные продукции от ООО "Металл Престиж" и ООО "Технопан" и при отсутствии внесения изменений в проектную документацию.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2022 года по делу N А58-8890/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8890/2021
Истец: Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха Якутия"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: ООО "АЖИК", ООО "Сахастройсервис"