г. Ессентуки |
|
20 сентября 2022 г. |
Дело N А20-23/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Егорченко И.Н. и Жукова Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием от Министерства курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики - Карежева Д.М. (доверенность от 17.05.2022), от Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики - Кештова А.Б. (доверенность от 10.01.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Класс-А" - Мамбетова К.Б. (доверенность от 07.07.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики, Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, Правительства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.06.2022 по делу N А20-23/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Класс-А" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Кабардино-Балкарской Республики (далее - правительство), Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - минимущество), в котором просило признать незаконным бездействие правительства, выразившееся в неисполнении своих обязательств по инвестиционному соглашению от 11.10.2017 и не составлении совместно с обществом акта о результатах реализации инвестиционного проекта, в непринятии решения о форме государственно-частного партнерства с обществом, а также о порядке и сроках передачи обществу объектов, построенных для автотуристского комплекса в рамках федеральной целевой программы; возложить на правительство и минимущество обязанность в семидневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта составить совместно с обществом акт о результатах реализации инвестиционного проекта, после чего передать обществу построенные для автотуристского комплекса объекты: сети газоснабжения, сети водоснабжения (в т.ч. оборудование стоимостью 712 486,42 руб.), сети канализации (в т.ч. оборудование стоимостью 5 203 283,71 руб.), сети электроснабжения, трансформаторную подстанцию (в т. ч. оборудование стоимостью 1 879 188,48 руб.).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ Кабардино-Балкарской Республики "Управление капитального строительства" и Министерство курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики (далее - минтуризма).
Решением от 28.06.2022 заявление общества удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, минимущество, правительство и минтуризма обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили принятый судебный акт отменить и отказать в удовлетворении требований. Податели жалобы указали на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
Отзыв на апелляционные жалобы не поступил.
В судебном заседании представители министерства и министерства туризма и поддержали доводы жалобы. Представитель общества с доводами жалоб не согласился. Иные участники спора, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем разбирательство проведено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалоб, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
В соответствии с протоколом заседания Координационного совета Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (2011-2018 годы)" N 9 от 11.06.2014, создание туристско-рекреационного кластера "Туристко-этнографический центр "Зарагиж" включено в перечень мероприятий второго этапа реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" на 2015-2018 годы.
18 февраля 2017 года между Федеральным агентством по туризму и правительством заключено соглашение (в редакции дополнительного соглашения от 02.11.2017) о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики на реализацию мероприятий федеральной целевой программы.
11 октября 2017 года между минкурортов и обществом (инвестор) заключено инвестиционное соглашение (в редакции дополнительного соглашения от 30.10.2017), целью которого явилась реализация инвестиционного проекта "Создание автотуристского комплекса "Зарагиж" в границах с.п. Зарагиж Черекского района Кабардино-Балкарской Республики, включающего в себя возведение зоны отдыха и рекреации, предусматривающей строительство коллективных средств размещения, объектов питания, развлекательной инфраструктуры и водных видов отдыха за счет финансовых средств инвестора (пункт 1.1 и 1.4 соглашения).
Срок реализации проекта: 2014-2018 годы (пункт 1.5).
В пункте 1.8 соглашения приведен перечень инженерных сетей и объектов обеспечивающей инфраструктуры в объеме и составе, необходимых для строительства и функционирования объектов туристской инфраструктуры автотуристского комплекса.
В силу пункта 2.1.1 соглашения правительство взяло на себя обязательство в срок до 31.12.2018 обеспечить проект инвестора объектами инженерной и транспортной инфраструктуры в соответствии с пунктом 1.8 соглашения.
25 августа 2017 года между государственным казенным учреждением Кабардино-Балкарской республики "Управление капитального строительства" (заказчик) и ООО "ЮГСТРОЙ" (подрядчик) заключен государственный контракт N 18, предметом которого явилось выполнение строительных работ на объекте: "Строительство объектов внешней инженерной обеспечивающей инфраструктуры автотуристического кластера "Зарагиж" КБР, с.п. Зарагиж, ул. Ленина, 179". Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить строительные работы в соответствии со строительными нормами в установленные контрактом сроки, а заказчик обязуется оплатить названные работы. В соответствии с пунктом 3.2. контракта работы должны быть завершены до 31.12.2018.
Работы по контракту окочены в декабре 2018 года и переданы заказчику, который принял результат работ и оплатил их стоимость.
В декабре 2019 года обществом получена лицензия на пользование недрами (т. 1, л.д. 72).
Общество неоднократно обращалось в органы государственной власти с просьбой передать ему по акту приема-передачи объекты, построенные для автотуристского комплекса ООО "ЮГСТРОЙ".
Не получив положительного результата, ссылаясь на неисполнение правительством условий инвестиционного соглашения, выразившееся в непередаче объектов, которые были возведены для общества, и наличие к тому оснований в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обратилось в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается вменяемое ответчикам бездействие, выразившееся в неисполнении своих обязательств по инвестиционному соглашению.
Вместе с тем суд не учел следующее.
Избранный способ защиты права должен соответствовать характеру возникших правоотношений.
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Кодекса, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В данном случае между обществом и министерством сложились гражданско-правовые отношения в рамках реализации инвестиционного соглашения, которые не связаны с властным подчинением и основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Следовательно, требования общества о признании незаконными бездействия ответчиков, заявленные в порядке главы 24 Кодекса, не подлежат рассмотрению в рамках гражданско-правового спора.
В своем заявлении общество указывает, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы законодательства о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта государственно-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, установлены Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 224-ФЗ под государственно-частном партнерством понимается юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Соглашение о государственно-частном партнерстве - это гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом (пункт 3 указанной статьи).
При принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом на принятие такого решения органом государственной власти, органом местного самоуправления определяются форма государственно-частного партнерства, форма муниципально-частного партнерства посредством включения в соглашение предусмотренных настоящей статьей обязательных элементов соглашения и определения последовательности их реализации (пункт 1 статьи 6 Закона N 224).
В пункте 2 статьи 6 Закона N 224-ФЗ определены обязательные элементы соглашения: 1) строительство и (или) реконструкция (далее также - создание) объекта соглашения частным партнером; 2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения; 3) осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения; 4) возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В пункте 2 статьи 12 Закона N 224-ФЗ установлены существенные условия соглашения о государственно-частном партнерстве.
1) элементы соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, определяющие форму государственно-частного партнерства, форму муниципально-частного партнерства, а также обязательства сторон соглашения, вытекающие из этих элементов;
2) значения критериев эффективности проекта и значения показателей его сравнительного преимущества, на основании которых получено положительное заключение уполномоченного органа, а также обязательства сторон по реализации соглашения в соответствии с этими значениями;
3) сведения об объекте соглашения, в том числе его технико-экономические показатели;
4) обязательство публичного партнера обеспечить предоставление частному партнеру предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, земельного участка (земельных участков), срок заключения договора аренды такого земельного участка, определяемый с учетом положений части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, и размер арендной платы за такой земельный участок или порядок ее определения;
5) срок и (или) порядок определения срока действия соглашения;
6) условие и порядок возникновения права частной собственности на объект соглашения;
7) обязательства сторон соглашения обеспечить осуществление мероприятий по исполнению соглашения, в том числе исполнению обязательств, вытекающих из элементов соглашения, в соответствии с графиками осуществления каждого мероприятия в предусмотренные этими графиками сроки, а также порядок осуществления таких мероприятий;
8) порядок и сроки возмещения расходов сторон соглашения, в том числе в случае его досрочного прекращения;
9) способы обеспечения исполнения частным партнером обязательств по соглашению (предоставление банком или иной кредитной организацией независимой гарантии (банковской гарантии), передача публичному партнеру в залог прав частного партнера по договору банковского счета, страхование риска ответственности частного партнера за нарушение обязательств по соглашению), размеры предоставляемого финансового обеспечения и срок, на который оно предоставляется;
10) обязательства сторон в связи с досрочным прекращением соглашения, обязательства сторон в связи с заменой частного партнера, в том числе обязательство частного партнера передать находящийся в его собственности объект соглашения публичному партнеру в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и соглашением;
11) ответственность сторон соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по соглашению;
12) иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.
Проанализировав условия инвестиционного соглашения по форме и содержанию, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что соглашение не содержит все обязательные условия для признания его в качестве соглашения о государственно-частном партнерстве, а также существенные условия, установленные для данного вида соглашения (условие и порядок возникновения права частной собственности).
В инвестиционном соглашении от 11.10.2017 отсутствует такие обязательные элементы для его квалификации в качестве соглашения о государственно-частном партнерстве как условия о возникновении у частного партнера права собственности на объект соглашения, об осуществлении частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения. Соглашение лишь содержит положение об обязанности правительства оказать содействие в оформлении имущественных прав на объекты (пункт 2.1.3 инвестиционного соглашения).
Уполномоченным органом не принималось решение о реализации проекта государственно-частного партнерства, не определялась его форма, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих положений в самом соглашении.
Кроме того, в силу пункта 1.8 инвестиционного соглашения перечень инженерных сетей и объектов обеспечивающей инфраструктуры, необходимых для строительства и функционирования проекта, финансируется за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
В соглашении не упомянуты объекты обеспечивающей инфраструктуры, являющиеся предметом государственного контракта от 25.08.2017, в отношении которых истец заявляет требования о понуждении ответчиков передать их обществу. Отсутствуют условие о том, что названные объекты подлежат передаче в собственность инвестору, не указаны основания и условия для такой передачи. На правительство и министерство соответствующих обязательств не возложено.
Соглашение заключено сторонами 11.10.2017 со сроком реализации - 2018 год (пункт 1.5). Однако, доказательств того, что общество свои обязательства по соглашению исполнило в полном объеме, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований общества отсутствуют.
Решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.06.2022 по делу N А20-23/2022 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Класс-А" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-23/2022
Истец: ООО "Мастер класс-А"
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений КБР, Правительство КБР
Третье лицо: ГКУ КБР "Управление капитального строительства", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", МИНИСТЕРСТВО КУРОРТОВ И ТУРИЗМА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, Министерство курортов и туризма КБР, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд