г. Самара |
|
21 сентября 2022 г. |
Дело N А65-8795/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Некрасовой Е.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.07.2022 (резолютивная часть от 06.06.2022) по делу N А65-8795/2022 (судья Мазитов А.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Салаховой Алии Маратовны, г.Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ИНН 1655065057, ОГРН 1051622021978), г.Казань, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Автопомощник" (ИНН 1660363570, ОГРН 1211600037362), г.Казань,
об оспаривании определения,
без вызова участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Салахова Алия Маратовна обратилась Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган) от 16.03.2022 об отказе в возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автопомощник" (далее - ООО "Автопомощник", общество) дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.5, ч.1 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ООО "Автопомощник" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 18.07.2022 (резолютивная часть от 06.06.2022) по делу N А65-8795/2022, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Республики Татарстан заявленные требования удовлетворил.
Административный орган обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2022 по делу N А65-8795/2022 апелляционная жалоба принята к производству; при этом суд предложил лицам, участвующим в деле, представить отзыв на апелляционную жалобу в срок не позднее 22.08.2022.
Указанное определение суда размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.07.2022 в соответствии с абз.2 ч.1 ст.122 АПК РФ. На основании данной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Согласно ч.1 ст.272.1 АПК РФ, п.47 и 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст.272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила абз.1 ч.1, ч.2 ст.229 АПК РФ не применяются.
Арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст.261, 262, 267, 271 АПК РФ).
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в административный орган поступила жалоба Салаховой А.М. (вх. от 16.02.2022 N 2580/2/14) на действия ООО "Автопомощник" при заключении абонентского договора от 30.01.2022 N АП4-А2-0000000496, нарушающие права потребителя.
По результатам рассмотрения материалов жалобы Салаховой А.М. административный орган вынес определение от 16.03.2022 об отказе в возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.5, ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.
Не согласившись с определением административного органа, Салахова А.М. обратилась с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.
Указанные в ч.1 ст.28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
При этом в соответствии с ч.5 ст.28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии сообщений и заявлений физических и юридических лиц, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения и заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании ч.3 и 4 ст.30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в арбитражный суд.
В п.19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что поскольку согласно ч.1 ст.29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Кроме того, поскольку в силу ч.4 ст.30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений ст.207 АПК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Ч.1 ст.30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
Потерпевшим признается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (ч.1 ст.25.2 КоАП РФ).
Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Таким образом, в случае обжалования в арбитражный суд постановления о прекращении дела об административном правонарушении либо определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном нормами параграфа 2 главы 25 АПК РФ, принимая во внимание то обстоятельство, что нормы КоАП РФ не предусматривают вынесение должностным лицом административного органа какого-либо правоприменительного акта о признании соответствующего лица потерпевшим, арбитражный суд обязан установить, каким образом обжалуемое постановление или определение затрагивает права и законные интересы лица, считающим себя потерпевшим.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Автопомощник" и Салахова А.М. (клиент) заключили договор от 30.01.2022 N АП4-А2-0000000496 на оказание комплекса консультационных и аналитических услуг, а также услуг помощи на дорогах. Согласно п.4 договора вознаграждение компании (цена договора) составляет 99 500 руб. В соответствии с п.5.4 договора цена абонентского обслуживания помощи на дорогах (абонентская плата) составляет 4 975 руб., цена консультации - 94 525 руб.
Относительно требования Салаховой А.М. о привлечении ООО "Автопомощник" к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ административный орган в оспариваемом определении сослался на отсутствие документов, свидетельствующих о событии административного правонарушения.
Между тем указанное основание для отказа в возбуждения дела по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ об административном правонарушении по заявлению физического лица суд первой инстанции правильно признал неправомерным.
Решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено лишь в том случае, если при рассмотрении материалов, заявлений, сообщений и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов, будет достоверно установлено отсутствие события административного правонарушения либо иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Если же наличие таких обстоятельств не является очевидным и вызывает сомнения, административный орган обязан проверить их в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, непредставление с заявлением гражданина необходимых, по мнению административного органа, документов не освобождает административный орган от обязанности принять необходимые меры по проверке всех указанных в заявлении сведений, в том числе являющихся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (ч.1 ст.28.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае каких-либо мер по проверке изложенных в обращении гражданина обстоятельств административным органом не предпринималось.
Исходя из требований ст.28.1 КоАП РФ, подтверждение обоснованности доводов потребителя о нарушении его прав на стадии рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не требуется, достаточно лишь содержания в заявлении данных, указывающих на наличие признаков события административного правонарушения. Проверка этих данных, а также установление события и элементов состава административного правонарушения могут и подлежат установлению по правилам ст.28.7 КоАП РФ в ходе возбужденного дела об административном правонарушении при проведении административного расследования и при рассмотрении дела об административном правонарушении с соблюдением принципов административного производства: всесторонности, полноты, объективности выяснения обстоятельств дела.
Таким образом, ссылка административного органа в оспариваемом определении на недостаточность представленных гражданином вместе с заявлением документов/сведений для установления события, состава административного правонарушения является необоснованной. Фактически административный орган, сославшись на непредставление документов, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, уклонился от исполнения обязанности по проверке доводов заявления.
Между тем, в оспариваемом определении административный орган пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.5 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Административным органом установлено, что при заключении договора от 30.01.2022 N АП4-А2-0000000496 ООО "Автопомощник" не довело до сведения потребителя стоимость каждого товара/услуги, тем самым лишило потребителя права на получение необходимой и достоверной информации о товарах/услугах.
Однако, отказывая в возбуждении в отношении ООО "Автопомощник" дела об административном правонарушении, административный орган сослался на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлен особый порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Факты, изложенные в обращении, не являются основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Меры административного воздействия за выявленные нарушения согласно п.9 Постановления N 336 не применяются. Данные обстоятельства в силу ч.9 ст.24.5 КоАП РФ исключают производство по делу об административном правонарушении.
Эти доводы административного органа суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными.
В соответствии с п.2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1005; далее - Положение N 1005) государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно п.22 Положения N 1005 при осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование.
Аналогичные положения содержатся в ч.2 и 3 ст.56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования определен соответственно положениями ст.74 и 75 Закона N 248-ФЗ. При этом названные положения в их системной взаимосвязи с иными положениями Закона N 248-ФЗ не исключают возможность возбуждения по результатам указанных мероприятий дел об административных правонарушениях в отношении контролируемых лиц.
В соответствии с п.10 Постановления N 336 допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Законом N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
П.9 Постановления N 336 определено, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном п.3 ч.2 ст.90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Согласно п.3 ч.2 ст.90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Вместе с тем, применительно к рассматриваемому случаю введение Постановлением N 336 ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения.
Отношения между обществом и потребителем регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
П.3 ч.3 ст.1 Закона N 248-ФЗ прямо предусматривает, что производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся.
В отношении общества не проводился какой-либо контроль, регламентированный Законами N 248-ФЗ и N 294-ФЗ, о наличии признаков правонарушения административному органу стало известно не в результате проверки при осуществлении государственного контроля и ранее вступления в силу Постановления N 336.
Поскольку положения Закона N 248-ФЗ и Постановления N 336 не содержат каких-либо правовых норм, ограничивающих возможность возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении нарушений обязательных требований, выявленных не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, у административного органа имелись объективная возможность и обязанность провести проверку по заявлению (жалобе) Салаховой А.М.
Ссылка административного органа на п.9 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ также является неправомерной, поскольку предусмотренных КоАП РФ обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности, в данном случае не установлено.
Как верно указал суд первой инстанции, Закон N 248-ФЗ и Постановление N 336 к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, не относятся.
Применение административным органом Постановления N 336, принятого в соответствии с Законом N 248-ФЗ, при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.14.5, 14.8 КоАП РФ по жалобе потребителя противоречит КоАП РФ.
Жалоба потребителя, содержащая доводы о наличии в действиях ООО "Автопомощник" признаков административного правонарушения, административным органом по существу не рассмотрена, фактически административный орган уклонился от возложенной на него КоАП РФ обязанности по проверке доводов жалобы и принятию по результатам ее рассмотрения соответствующего мотивированного решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое определение административного органа не соответствует закону, в связи с чем требования Салаховой А.М. подлежат удовлетворению.
Ссылка административного органа на письмо Минэкономразвития России от 24.03.2022 является несостоятельной и на законность обжалуемого судебного акта не влияет.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июля 2022 года (резолютивная часть от 06 июня 2022 года) по делу N А65-8795/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8795/2022
Истец: Салахова Алия Маратовна, г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан ( Роспотребнадзор), г.Казань
Третье лицо: ООО "Автопомощник", г.Казань