г. Санкт-Петербург |
|
21 сентября 2022 г. |
Дело N А21-13735/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Жданова Э.А. по доверенности от 22.12.2021 (онлайн)
от заинтересованного лица: Шунин А.В. по доверенности от 24.12.2021 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22361/2022) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.05.2022 по делу N А21-13735/2021, принятое
по заявлению ООО "Бауцентр Рус"
к Калининградской областной таможне
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бауцентр Рус" (ОГРН: 1067746357524, адрес: 236029, г. Калининград, ул. А.Невского, д. 205, далее - ООО "Бауцентр Рус", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (ОГРН: 1083925999992, адрес: 236016, г. Калининград, ул. Артиллерийская, д. 26, стр. 1; далее - таможня, заинтересованное лицо) с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 07.12.2021 по делу об административном правонарушении N 10012000-1684/2021, вынесенного в отношении него на основании части 1 статьи 19.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 20 000 руб. штрафа.
Решением от 26.05.2022 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Калининградской областной таможни N 10012000-1684/2021 от 07.12.2021.
Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указывает на то, что срок давности привлечения Общества к административной ответственности, вопреки выводам суда первой инстанции, не истек. По мнению таможни, датой совершения вмененного правонарушения следует считать 11.03.2021, т.е. день когда Обществом представлена первоначальная статистическая форма учета перемещения товаров, отражающая совершение операций, подлежащих статистическому учету в октябре 2020 года.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 11.03.2021 ООО "Бауцентр Рус" предоставило статистическую форму N 10012000/110321/С319098 учета перемещения товаров по операциям, совершенным в октябре 2020 г. между ООО "Бауцентр Рус" и ИООО "Кроноспан" (Беларусь) по договору от 05.06.2019 N 55/ЕХ2019.
Самостоятельно выявив неполноту представленных сведений до обнаружения данного факта таможенным органом, Общество 20.07.2021 представило новую статистическую форму перемещения товаров, зарегистрированную под номером 10012000/210721/С987775, в которой указало еще одну счет-фактуру по договору от 05.06.2019 N 55/ЕХ2019.
Таможенным органом 18.11.2021 по данному факту составлен протокол об административном правонарушении за нарушение сроков представления статистической формы.
Должностным лицом таможенного органа вынесено постановление от 07.12.2021 по делу об административном правонарушении N 10012000-1684/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением таможни, ООО "Бауцентр Рус" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции отменил оспариваемое постановление, установив на момент его вынесения пропуск срока давности привлечения Общества к административной ответственности. При этом суд исходил из того, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с 16.11.2020 - даты совершения административного правонарушения, выразившегося в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, последним днем срока привлечения к административной ответственности является 16.11.2021.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
19.06.2020 Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, определяющие порядок ведения и заполнения статистической формы учета перемещения товаров (далее - Правила).
Пунктом 9 названных Правил установлено, что статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
С учетом пункта 16 Правил непредставление или представление в таможенный орган статистической формы с нарушением установленного срока, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 19.7.13 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае таможенным органом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Обществом допущена просрочка представления в таможенный орган статистической формы, что подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 19.7.13 КоАП РФ, что не оспаривается Обществом.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, в настоящем деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров являлось 16.11.2020, вследствие чего с 17.11.2020 срок являлся пропущенным и именно в эту дату правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 17.11.2020 начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, поэтому привлечение Общества к ответственности, вопреки доводам жалобы, 07.12.2021 незаконно.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, на дату принятия оспариваемого постановления Общество уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение спорного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал незаконными и отменил оспариваемое постановление Таможни.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 мая 2022 года по делу N А21-13735/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13735/2021
Истец: ООО "БАУЦЕНТР РУС"
Ответчик: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ