город Ростов-на-Дону |
|
22 сентября 2022 г. |
дело N А32-12095/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.
при участии:
от истца - представитель Маковейчук Е.И. по доверенности N СКАВ-НЮ-331/Д от 18.12.2020;
от АО "НК" Роснефть-Кубаньнефтепродукт" посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)" - представитель Никитина А.О. по доверенности N 367 от 26.11.2019; представитель Мосцевая Т.А. по доверенности N 213 от 14.07.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "Российские железные дороги", АО "НК" Роснефть-Кубаньнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2022 по делу N А32-12095/2019
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчикам - АО "НК" Роснефть-Кубаньнефтепродукт", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц - ФГБУ "ФКП Росреестра", МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
об устранении реестровой ошибки и по встречному иску
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Нефтяная компания "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" со следующими требованиями:
1) признать отсутствующим право собственности ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" на земельный участок под объектом недвижимости - подъездные пути Крымской нефтебазы, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ж.д. станция Крымск;
2) исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об указанном земельном участке;
3) выделить земельный участок под объектом недвижимости - подъездные пути Крымской нефтебазы, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ж.д. станция Крымск из состава земельного участка земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 собственником которого является ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт";
4) указать, что решение суда является основанием Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для учета и внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости о площади, местоположении границ и характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ж.д. станция Крымск, земли под объектами промышленности (с учетом изменения предмета исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 3 л.д. 70-71, т. 4 л.д. 39, т. 4 л.д. 50).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Управление Росреестра по Краснодарскому краю привлечено к участию в деле в качестве ответчика (определение от 09.04.2019 - т. 1 л.д. 123).
В свою очередь, ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" обратилось в суд с встречным иском, в котором просит:
1) признать право собственности ПАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" на железнодорожный подъездной путь Крымской нефтебазы (Крымского предприятия по обеспечению нефтепродуктами) "Верхнее строение подъездных путей нефтебазы", 1967 года постройки, расположенного от ст. Крымская от стрелки 64 до упора, протяженностью 0,356 км;
2) исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись N 23-01/00-81/2004-232 от 26.03.2004 о регистрации права собственности ОАО "Российские железные дороги" на подъездные пути Крымской Нефтебазы, протяженностью 0,356 км, адрес: Краснодарский край, Крымский район, ж/д станция Крымск, с кадастровым номером N 23:45:0000000:0002:03:225:001:002663510 (т. 2 л.д. 36-45, с учетом изменения предмета исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 3 л.д. 62-63).
Решением от 25.07.2022 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Решение мотивировано тем, что по результатам проведенных по делу судебной экспертизы и дополнительной экспертизы реестровая ошибка отсутствует, возможность раздела спорного земельного участка также отсутствует. Истцом по первоначальному иску избран ненадлежащий способ защиты, необходимо заявить о признании права общей долевой собственности на участок, право собственности на который зарегистрировано за ответчиком. По встречному иску истцом пропущен срок исковой давности. Кроме того, в дело не представлено доказательств возникновения у истца по встречному иску права собственности на спорный подъездной путь.
Не согласившись с указанным судебным актом, стороны обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец указал на незаконность решения в части отказа в удовлетворении первоначального иска.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что при выполнении межевых работ установлено расположение объекта недвижимости, принадлежащего заявителю, - подъездных путей Крымской нефтебазы, на земельном участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2, принадлежащего ПАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт". Вывод о том, что истец должен был отказаться от части исковых требований неправомерен. Истцом заявлено об изменении предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление принято к рассмотрению определением от 24.08.2020. Земельный участок под объектом недвижимости - подъездные пути Крымской нефтебазы протяженностью 0,356 км является федеральной собственностью в соответствии с законодательством, следовательно, сведения о спорном земельном участке подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.
В апелляционной жалобе ответчик указал на незаконность решения в части отказа в удовлетворении встречного иска, просил его отменить в данной части и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что является законным собственником железнодорожного пути с момента его возведения как составной части нефтебазы. Планы приватизации не требуют детальной конкретизации имущества. При этом в перечне имущества, не подлежащего приватизации, спорный железнодорожный путь не указан. Спорный железнодорожный путь неразрывно связан с другими инженерными коммуникациями нефтебазы, предназначен исключительно для обслуживания нефтебазы, что подтверждено заключением от 17.01.2020 ООО "КубаньЮгЭкспертиза". Расположение железнодорожного пути необщего пользования, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 23:45:0101215:2, соответствует расположению железнодорожного пути, указанного в Генеральном плане Крымской нефтебазы ГНС, утвержденного Краснодарским Управлением Главнефтеснаба РСФСР 05.06.1975 и соответствующей части земельного участка, входящего в состав земельного участка, указанного в плане землепользования Крымской нефтебазы, являющегося приложением к Государственному акту от 21.05.1980.
С момента постройки железнодорожного пути заявитель владеет им открыто, добросовестно, непрерывно, несет расходы на его содержание и охрану, использует в своих производственных целях. Иные лица не могут владеть спорным железнодорожным путем, так как он находится в закрытом контуре нефтебазы. Представленное ОАО "РЖД" приложение N 3970 к сводному акту не является допустимым доказательством, поскольку к сводному акту имеется только 987 приложений, приложение не содержит подписи должностных лиц, в приложении указаны характеристики не соответствующие регистрационным данным. Право собственности ОАО "РЖД" на спорный железнодорожный путь зарегистрировано неправомерно.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" жалобу поддержал, доводы жалобы ответчика отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель АО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" доводы жалобы поддержал, доводы жалобы истца отклонил как несостоятельные по оснвоаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, отзыв не представил.
Представители третьих лиц в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, отзывы не представили.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю и третьи лица извещены о рассмотрении дела в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Российские железные дороги" является собственником объекта недвижимости - подъездные пути Крымской Нефтебазы, протяженность 0,356 км адрес: Краснодарский Крымский район, ж.д. станция Крымск (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АБ N 463520 от 26.03.2004 - т. 1 л.д. 20).
При выполнении межевых работ по формированию земельных участков под объектами, являющимися собственностью ОАО "РЖД", расположенным вне полосы отвода железной дороги в Краснодарском крае, установлено, что путь находится на территории земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крымский район, г. Крымск, ул. Привокзальная, 73 (нефтебаза), отнесенного к категории земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - земли под объектами промышленности, площадью 25966 кв. м (заключение кадастрового инженера Багрич А.Д. - т. 1 л.д. 9-19).
Собственником названного земельного участка является ПАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (выписка из ЕГРН - т. 1 л.д. 21-26).
Полагая, что при формировании земельного участка и регистрации права собственности ПАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" на земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101215:2 допущена реестровая ошибка, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Ссылаясь на наличие права собственности на подъездной железнодорожный путь Крымской нефтебазы протяженностью 0,356 км, ПАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с встречным иском.
Согласно пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу законодательства о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРП право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно абзацу четвертому пункта 52 названного постановления в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Обращаясь в суд с иском о признании права отсутствующим, истец должен доказать, что не имеет иной возможности для восстановления нарушенного права.
Указанный способ защиты нарушенного права возможен лишь тогда, когда одно и то же исключительное право значится принадлежащим нескольким лицам и истец не может требовать признания права за ним, так как он уже имеет это право. Удовлетворение требований истца, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав.
Таким образом, требование о признании зарегистрированного права отсутствующим может быть заявлено только лицом, имеющим самостоятельный материальный интерес в установлении действительной принадлежности права распоряжаться спорным объектом. В случае, если иск предъявлен лицом, интерес которого в установлении действительной принадлежности прав является косвенным (например, арендатором земельного участка, собственником здания или сооружения, расположенного на таком земельном участке и т.д.), требование о признании зарегистрированного права отсутствующим удовлетворению не подлежит, так как у таких лиц имеются иные способы защиты своих прав и законных интересов, основанные на положениях Гражданского кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшего до 01.01.2017) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Указанные нормы утратили силу с 01.01.2017 (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
В настоящее время данные правоотношения регулируются нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме, который включает в себя реестр объектов недвижимости.
В пункте 7 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" указано, что под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (государственный кадастровый учет).
Исходя из положений части 6 статьи 72 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" с 01.01.2017 сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В статье 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрен порядок исправления технических и реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН.
В силу пункта 3 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно части 4 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
Из содержания части 7 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" следует, что исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
В ходе рассмотрения настоящего дела определением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2019 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "КубаньЮгЭкспертиза" Ангальт С.А.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1) являются ли реестровой ошибкой сведения из Единого государственного реестра недвижимости отношении земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 площадью 25966 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ж.д. станция Крымск, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - земли под объектами промышленности, в части площади и границ земельного участка и указать способы устранения ошибки, в случае ее наличия?
2) соответствует ли расположение железнодорожного пути необщего пользования, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 23:45:0101215:2 (адрес: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Привокзальная, д. 73), расположению железнодорожного пути, указанного в генеральном плане Крымской нефтебазы ГНС, утвержденном Краснодарским Управлением Главнефтеснаба РСФСР 05.06.1975?
3) соответствует ли расположение части земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 (адрес: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Привокзальная, д. 73), занятой железнодорожным путем необщего пользования, части земельного участка, занятого железнодорожным путем и указанного в генеральном плане Крымской нефтебазы ГНС, утвержденном Краснодарским Управлением Главнефтеснаба РСФСР 05.06.1975?
4) входит ли часть земельного участка, занятая железнодорожным путем и указанная в генеральном плане Крымской нефтебазы ГНС, утвержденном Краснодарским Управлением Главнефтеснаба РСФСР 05.06.1975, в состав земельного участка, указанного в Плане землепользования Крымской нефтебазы, являющегося приложением к Государственному акту от 21.05.1980 серии A-I N 178535 о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Крымской нефтебазы г. Крымск?
Согласно выводам эксперта (заключение N 176/2020 от 17.01.2020 - т. 4 л.д. 12-31) реестровой ошибки не имеется. Железнодорожные пути необщего пользования расположены в юго-восточной и восточной части как земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2, так и территории, определенной в генеральном плане Крымской нефтебазы ГНС, утвержденном Краснодарским Управлением Главнефтеснаба РСФСР 05.06.1975 (схема расположения приведена в приложении N 1)
Часть земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 (адрес: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Привокзальная, 73), занятая железнодорожным путем необщего пользования меньше части земельного участка, занятого железнодорожным путем, указанного в Генеральном плане (приложение N 2).
При наложении границ территории основной базы (согласно данным Государственного акта) и границ земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 (согласно данным ЕГРН) на Генеральный план путем сопоставления установлено, что территория основной базы, площадью 3,84 га, согласно Государственному акту, включает в себя часть земельного участка, занятую железнодорожным путем и указанную в Генеральном плане (приложение N 3).
Таким образом, экспертом установлено отсутствие реестровой ошибки и соответствие части земельного участка, занятого железнодорожным путем земельному участку, указанному в генеральном плане Крымской нефтебазы.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2020 по ходатайству сторон по делу назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Бюро независимой экспертизы" Кривошапко М.А. (т. 4 л.д. 172-174).
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1) определить координаты характерных точек границ части земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 (адрес: Краснодарский край, Крымский район, г. Крымск, ул. Привокзальная, 73 (нефтебаза)), расположенной под находящимся на участке железнодорожным путем необщего пользования "Подъездной путь Крымской нефтебазы Новороссийская дистанция пути ст. Крымск" (адрес: Краснодарский край, Крымский район, станция Крымск);
2) является ли возможным осуществить образование участка, расположенного под находящимся на земельном участке с кадастровым номером 23:45:0101215:2 железнодорожным путем необщего пользования "Подъездные пути Крымской нефтебазы Новороссийская дистанция пути ст. Крымск" (адрес: Краснодарский край, Крымский район, станция Крымск), посредством раздела участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 либо выдела его части без нарушения требований статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также с учетом норм и требований приказа Минтранса от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог", с учетом минимального расстояния от оси подъездного пути 3.1 м в обе стороны;
3) если такая возможность имеется, подготовить варианты раздела, либо выдела земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 (адрес: Краснодарский край, Крымский район, г. Крымск, ул. Привокзальная, 73 (нефтебаза)) с указанием уникальных характеристик земельных участков, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, с приложением текстового описания вновь образуемых в результате раздела либо выдела земельных участков.
Согласно выводам эксперта (заключение N 10-401/2022 от 28.02.2022 - т. 5 л.д. 91-110) в результате фактических обмеров экспертом была определена 21 (двадцать одна) поворотная точка границ части земельного участка под расположенными на ней путями, с учетом минимального расстояния от оси 3,1 м в обе стороны. Площадь части земельного участка составила 1350 кв.м.
С учетом вышеизложенного выявлено, что здания, строения, сооружения, в том числе нефтепроводы, система механизации слива используются в качестве единого промышленного комплекса нефтебазы, в том числе в целях хранения, погрузки и разгрузки товаров и имеет признаки Единого недвижимого комплекса.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Возможность осуществить образование участка, расположенного под находящимся на земельном участке с кадастровым номером 23:45:0101215:2 железнодорожным путем необщего пользования "Подъездные пути Крымской нефтебазы Новороссийская дистанция пути ст. Крымск" (адрес: Краснодарский край, Крымский район, станция Крымск), посредством раздела участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 либо выдела его части без нарушения требований статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также с учетом норм и требований Приказа Минтранса от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог", с учетом минимального расстояния от оси подъездного пути 3,1 м в обе стороны, отсутствует.
В связи с отсутствием возможности осуществить образование участка, о чем представлено исследование и вывод при ответе на вопрос N 2, подготовить варианты раздела, либо выдела земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 невозможно.
Таким образом, экспертом установлено отсутствие возможности раздела земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 на самостоятельные земельные участки и соответственно отсутствие подготовки вариантов раздела.
Требования к содержанию заключения эксперта или комиссии экспертов установлены статьей 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Названные выше заключения соответствуют установленным статьей 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" требованиям, эксперты под подписку предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Признаков недостоверности, неясности и неполноты заключений экспертов судом не установлено, правовых оснований для назначений повторной либо дополнительной экспертизы в соответствии со статьями 85, 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не установлено. В апелляционных жалобах стороны результаты проведенной судебной экспертизы и дополнительной экспертизы не оспаривают.
Таким образом, в результате проведенных по делу судебных экспертиз установлено отсутствие реестровой ошибки, а также установлена невозможность раздела земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2, следовательно, первоначальный иск правомерно оставлен без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5 статьи 11.9 Кодекса).
В пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные законодательством Российской Федерации.
С учетом выводов судебных экспертиз, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что раздел земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 нарушает принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости, а также законодательное требование о недопустимости при образовании земельных участков вклинивания, вкрапливания и изломанности границ.
Таким образом, в удовлетворении остальной части требований ОАО "РЖД" по основному иску о признании отсутствующим право собственности ПАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" на земельный участок под подъездными путями, об исключении из ЕГРН сведений об указанном земельном участке, о выделении земельного участка под подъездными путями, о внесении изменений в ЕГРН о площади, местоположении границ и характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101215:2 так же отказано обоснованно.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, от 02.10.2012 N 5361/12, от 06.09.2011 N 3771/11, в таком случае способом восстановления нарушенного права является установление (признание) права общей долевой собственности на земельный участок.
В спорном случае избранный способ защиты нарушенного права по первоначальному иску не изменит сложившуюся ситуацию, не приведет к восстановлению прав ОАО "РЖД" и его имущественных интересов, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2019 по делу N А63-15845/2017.
В обоснование требований по встречному иску ПАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" сослалось на то, что спорный железнодорожный подъездной путь, на который ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности, принадлежит ПАО НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", действия ОАО "РЖД" по регистрации права собственности на такие пути, по мнению истца по встречному иску, являются незаконными, а запись в ЕГРН о праве собственности ОАО "РЖД" - недостоверной.
В подтверждение указанных доводов ПАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" указало на то, что спорный железнодорожный путь Крымской нефтебазы исторически располагался на территории Крымского предприятия по обеспечению нефтепродуктами (КППОН), расположенного на земельном участке по адресу: г. Крымск, ул. Привокзальная, 73, которое принадлежало государственному производственному объединению (ГПО) "Краснодарнефтепродукт" до его приватизации, построено за счет государственных средств.
Общество создано в результате преобразования ГПО "Краснодарнефтепродукт" и является его правопреемником, на что указано в пункте 2.4 устава ОАО "Кубаньнефтепродукт" (утвержден заместителя председателя КУГИ Краснодарского края 20.10.1995, приложение N 3), созданного по результатам приватизации, пункте 1.1 устава ПАО "НК "Роснефть - Кубаньнефтепродукт" (утвержден общим собранием акционеров общества 26.06.2018, приложение N 4).
В соответствии с пунктом 9 плана приватизации ГПО "Краснодарнефтепродукт" N 343 от 26.07.1995, утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края 20.10.1995, КППОН являлось подразделением ГПО "Краснодарнефтепродукт", право собственности на имущественный комплекс КППОН перешло ГПО "Краснодарнефтепродукт" по результатам приватизации.
Указанное КППОН по транспортным связям относилось к виду железнодорожных нефтебаз, поэтапное строительство которого осуществлялось еще с 1944 года.
Согласно пункту 2.1 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденным заместителем председателя Госкомнефтепродукта СССР 28.12.1984, нефтебазами являлись сложные многофункциональные системы с объектами различного производственно-хозяйственного назначения, выполняющие задачи бесперебойного и надежного обеспечения потребителей народного хозяйства нефтью и нефтепродуктами; это самостоятельные предприятия, обеспечивающие необходимые условия приема, хранения и отпуска нефти и нефтепродуктов, регенерации масел, сбора и отгрузки отработанных нефтепродуктов.
КППОН исторически выполняло роль распределительного центра, получающего нефть и нефтепродукты с нефтеперерабатывающих заводов, осуществляющего хранение такого сырья и его последующий отпуск сети АЗС, а также другим приобретателям. В этой связи КППОН как нефтебаза представляет собой комплекс зданий, сооружений и коммуникаций, предназначенных для организации приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов, включающих:
1) комплекс зданий, обеспечивающих работу нефтебазы:
здание бойлерной служебного блока, литер Г2, общая площадь 63,7 кв.м;
здание диспетчерского служебного блока, литер Г12, общая площадь 47,8 кв.м;
здание проходной служебного блока, литер Г11, общая площадь 20,6 кв.м;
здание склада пожарного депо, литер Г8, общая площадь 40,1 кв.м;
здание гаража пожарного депо, литер Г9, общая площадь 29,5 кв.м;
здание гаража пожарного депо, литер ПО, общая площадь 45,1 кв.м;
здание товарного склада, литер Г 6, общая площадь 164,7 кв.м;
здание мастерской обмывочного пункта, литер Г7, общая площадь 32,1 кв.м;
административное здание служебного блока, литер Г, общая площадь 503 кв.м.
2) комплекс подземных и надземных резервуаров, посредством которых осуществляется прием, хранение и отпуск нефти и нефтепродуктов, сбор и отгрузка отработанных нефтепродуктов:
- резервуар РВС 50 N 5, инвентарный N КМ00005к, поставлен на учет 01.01.1949;
- резервуар РГС 5 N 7, инвентарный N КМОООО6к, поставлен на учет 01.01.1963;
резервуар РГС 50 N 13, инвентарный N КМООО10к, поставлен на учет 01.01.1963;
резервуар РГС 50 N 10, инвентарный N КМ00008к, поставлен на учет 01.01.1963;
резервуар РГС 50 N 12, инвентарный N КМ00009к, поставлен на учет 01.01.1963;
резервуар РГС 50 N 15, инвентарный N КМ0012кц, поставлен на учет 01.01.1963;
резервуар РГС 50 N 17, инвентарный N КМО00013, поставлен на учет 01.01.1963;
резервуар РГС 50 N 8, инвентарный N КМ00007к, поставлен на учет 01.01.1963.
Комплекс объектов, имеющих вспомогательное значение:
водопровод 445-м, инвентарный N КМО00024, поставлен на учет 01.01.1967;
линия силовая протяженностью 1800 м, инвентарный N КМ000091, поставлен на учет 01.01.1961;
пожарный водоем 300 куб.м, инвентарный N КМ0021кк, поставлен на учет 01.01.1956.
Расположение указанных объектов КППОН на территории отображено на плане, подготовленном МУП "Архитектурно-градостроительный центр", на Генеральном плане Крымской нефтебазы, техническим паспортом на нефтебазу, расположенную по адресу: г. Крымск, ул. Привокзальная, 73, в составе которого имелся план участка, на котором были указаны объекты нефтебазы.
Земельный участок, расположенный под нефтебазой, предоставлен обществу для строительства и размещения производственной базы по государственному акту от 21.05.1980 серии A-I N 178535 о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Крымской нефтебазы г. Крымск.
На основании постановления главы администрации г. Крымска и Крымского района Краснодарского края от 25.11.1992 N 877п (приложение N 30) для обеспечения деятельности КППОН обществу передан в пользование земельный участок. В соответствии с постановлением главы города Крымска Крымского района от 30.07.2001 N 1133-п "О перезакреплении за ОАО "НК "Роснефть - Кубаньнефтепродукт" земельных участков под производственными объектами в городе Крымске и Крымском районе" (приложение N 1) участок перезакреплен за обществом в постоянное бессрочное пользование и поставлен на государственный кадастровый учет 30.08.2001.
На основании постановления главы Крымского района Краснодарского края от 07.12.2006 N 2344 "О предоставлении ОАО НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" земельного участка по адресу: город Крымск, улица Привокзальная, 73 в собственность за плату" участок, как расположенный под принадлежащими обществу объектами Крымской нефтебазы, передан в собственность общества по договору купли-продажи от 15.12.2006 N 50 в границах, указанных в кадастровой карте (плане) под объектами недвижимости, принадлежащими обществу на праве собственности с учетом площади земельного участка, необходимого для использования таких объектов. Право собственности общества на участок зарегистрировано в ЕГРН 22.01.2007, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 23-АВ N 256883 от 22.01.2007.
Таким образом, расположенный под КППОН и под спорным железнодорожным путем участок в настоящее время принадлежит обществу на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденным зам.председателя Госкомнефтепродукта СССР 28.12.1984, все нефтебазы разделялись по транспортным связям на трубопроводные, железнодорожные, водные, водно-железнодорожные, глубинные, получающие нефтепродукты автомобильным или речным транспортом. Аналогичные положения содержатся в пункте 2.5 Правил от 19.06.2003 N 232, согласно которым доставка нефтепродуктов на нефтебазы может осуществляться автомобильным, железнодорожным, трубопроводным или водным транспортом.
При этом согласно пункту 5.1.1 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденным заместителем председателя Госкомнефтепродукта СССР 28.12.1984, нефть и нефтепродукты транспортируют по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и речным транспортом в соответствии с действующими на каждом виде транспорта правилами. В соответствии с пунктом 5.1.2 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденным зам.председателя Госкомнефтепродукта СССР 28.12.1984, принимать и отгружать нефтепродукты нефтебазы должны были только через специальные сливно-наливные устройства:
железнодорожные цистерны - на специальных эстакадах, через отдельные стояки или сливные приборы;
морские и речные суда - у причальных сооружений или беспричальным наливом;
автомобильные цистерны - на станциях налива, автоэстакадах и через отдельные стояки;
бочки, бидоны и другую тару
через разливочные и расфасовочные;
по отводам от магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5.3 Правил от 19.06.2003 N 232.
При этом в пункте 3.2.2 Правил от 19.06.2003 N 232 конкретизировано, что железнодорожные нефтебазы располагаются вблизи железнодорожных станций и получают нефтепродукты по железнодорожному тупику (ветке) наливом в вагонах-цистернах и в крытых вагонах в таре.
По мнению заявителя, из указанных выше планов, КППОН исторически как опасный производственный объект имело закрытый контур и единственным транспортным сообщением, которое имелось у нефтебазы, являлся спорный железнодорожный путь необщего пользования, который обозначен на указанных планах. Транспортировка нефтепродуктов с использованием железнодорожного пути осуществлялась с использованием вагонов-цистерн, железнодорожный путь также оснащен трубопроводами, посредством которых осуществлялась транспортировка поставляемых на нефтебазу нефтепродуктов в вагонах-цистернах в резервуары, расположенные на КППОН.
Таким образом, КППОН относилось к железнодорожным нефтебазам. Поскольку КППОН являлось сложной многофункциональной системой с объектами различного производственно-хозяйственного назначения, выполняющими задачи бесперебойного и надежного обеспечения потребителей нефтепродуктами, а также являлось имущественным комплексом, каждая составляющая которого обеспечивает необходимые условия приема, хранения и отпуска нефти и нефтепродуктов, сбора и отгрузки отработанных нефтепродуктов, входящий в состав КППОН спорный железнодорожный путь являлся неотъемлемой частью нефтебазы как имущественного комплекса, так как являлся единственным транспортным сообщением, посредством которого обеспечивалась транспортировка нефти и нефтепродуктов нефтебазы (без железнодорожных путей эксплуатация нефтебазы не является возможной).
В этой связи приватизация КППОН без передачи обществу железнодорожных путей как неотъемлемой части нефтебазы, ни технически, ни технологически не являлась возможной.
На основании указанного, по мнению ПАО НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", право собственности на спорный железнодорожный путь (как неотъемлемую часть эксплуатируемой нефтебазы) возникло у последнего в результате приватизации ГПО "Краснодарнефтепродукт", подразделением которой являлось КППОН.
ПАО НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" пояснило, что с момента постройки железнодорожного пути до настоящего времени открыто, добросовестно и непрерывно владеет железнодорожным путем, третьи лица, включая ОАО "РЖД" не могут фактически владеть железнодорожным путем, поскольку он расположен в границах закрытого контура КППОН, находящегося с 2012 года до настоящего времени в консервации, что подтверждается приказом "О приостановке эксплуатации и консервации нефтебазы Крымского филиала" от 23.11.2011 N 2650.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В пунктах 3 и 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество.
По сведениям ЕГРН за ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности на подъездные пути Крымской Нефтебазы, протяженностью 0,356 км, адрес: Краснодарский край, Крымский район, ж/д станция Крымск, с кадастровым номером 23:45:0000000:0002:03:225:001:002663510 (регистрационный номер 23-01/00-81/2004-232, дата регистрации 26.03.2004).
Согласно ответу регистрационного органа по запрос суда первой инстанции регистрационное дело от 2003 года на подъездные пути Крымской нефтебазы отсутствует, поскольку дело правоустанавливающих документов было затоплено в результате стихийного бедствия в ночь с 06 на 07 июля 2012 года в г. Крымске.
Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРП право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку зарегистрированное в ЕГРН право собственности ОАО "РЖД" на недвижимое имущество - подъездные пути Крымской Нефтебазы не оспорено в судебном порядке, в представленных обществом документах, являющихся приложением к плану приватизации государственного имущества, отсутствует спорное имущество и бесспорных доказательств, подтверждающих наличие оснований для передачи государственного имущества в собственность общества на основании статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется. Основания для признания права собственности ПАО НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" на спорный железнодорожный подъездной путь и для исключения из ЕРГН записи о регистрации права собственности ОАО "РЖД" на спорные подъездные пути отсутствуют.
Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком по встречному иску было заявлено о применении срока исковой давности по требованиям встречного иска.
В силу положений статей 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации возможность защиты права по иску ограничена исковой давностью, общий срок которой составляет три года. Согласно пункту 2 статьи 199 Кодекса исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Кодекса).
Из разъяснений пункта 57 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП.
В силу абзаца 5 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется. Положения, предусмотренные абзацем 5 статьи 208 ГК РФ, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Таким образом, срок исковой давности не распространяется только на требование владеющего собственника о признании его права собственности судом. Во всех иных случаях подлежит применению общий трехлетний срок исковой давности, установленный пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ОАО НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" не владеет спорными путями (нефтебаза в настоящее время законсервирована), истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. О принадлежности путей ОАО "РЖД" истец должен был знать в любом случае с момента регистрации права на спорный объект за ответчиком по встречному иску (26.03.2004).
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что истцом по встречному иску не представлены доказательства включения спорных подъездных путей в принадлежащий ему имущественный комплекс (карточки учета основных средств с указанием правоустанавливающих документов, включение спорного пути в налогооблагаемую базу по налогу на имущество и проч.).
Таким образом, встречные исковые требования обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Кроме объектов недвижимости, принадлежащих ПАО НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", на спорном участке расположены подъездные пути необщего пользования, принадлежащие на праве собственности ОАО "РЖД", суд первой инстанции пришел к выводу о нахождении земельного участка в отсутствие законных оснований в единоличной собственности ПАО НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", в нарушение исключительного права ОАО "РЖД", как собственника железнодорожного пути, что влечет нарушение принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2022 по делу N А32-12095/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Сорока Я.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12095/2019
Истец: кубаньнефтепродукт, ОАО "РЖД" Филиал "Северо-Кавказской железной дороги", ОАО "Российские железные дороги", ООО "Бюро независимой экспертизы"
Ответчик: АО "НК" Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: АО Южный филиал "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ООО "КубаньЮгЭкспертиза", ООО "Экспертное учреждение Экспертъ", ООО НПП "ЮрИнСтрой", ФБУ "Краснодарская ЛСЭ "МЮ РФ, ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра" филиал по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19592/2023
26.10.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12095/19
30.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13321/2022
22.09.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15821/2022
25.07.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12095/19
25.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12095/19
14.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12095/19